10 Окт 2016 | ПУБЛИКАЦИИ

Ma petite France

Опубликовано в журнале Hi Home Юг (Ростов-на-Дону) | ПУБЛИКАЦИИ
Ma petite France
сентябрь 2016

После советского прошлого с одинаковыми хрустальными вазами, коврами и очень похожими стенками, вирусной стандартизации рынка гипермаркетами мебели IKEA, сделавшими множество домов похожими друг на друга, набирает силу тенденция к индивидуальности и разнообразию в интерьере, считает историк дизайна, дизайн-промоутер и руководитель «Дизайн-лектория Ольги Косыревой» Ольга Косырева. В современных дизайнерских решениях, утверждает она, ставка сделана на скандинавский, голландский и французский подходы.

О ФРАНЦУЗСКОМ СТИЛЕ В ИНТЕРЬЕРЕ

Французский стиль для меня — это определенная гамма интерьерных решений, построенных на том величии, которое Франция имела в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве во времена Людовика XIV и после него. Барокко, рококо и классицизм являются неисчерпаемыми источниками форм, идей, орнаментов и цветовых решений, которые по сей день используются в интерьере.

Плюс новые подходы и идеи ХХ века, родиной которых тоже была Франция: направления ар-нуво и ар-деко, а также современный функционализм знаменитых дизайнеров Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Эйлин Грей.

Современный французский интерьер имеет классическую основу и эклектичное наполнение. Как и в других европейских странах, во Франции интерьеры в большинстве своем не делаются с нуля, а складываются с течением времени. Или хотя бы стараются выглядеть таковыми. Их основа — старинные двери и окна, классический паркет, прекрасно сохранившаяся лепнина. Дальнейшие интерьерные слои ложатся один на другой: прабабушкин комод XIX века, купленная дедушками в 30-е годы мебель, пластиковые стулья из 60-х, доставшиеся от родителей, а завершает композицию эффектная лампа из пластиковых бутылок, авангардная и вполне в духе нашего времени. Во Франции нет потребительской гонки: каждая вещь используется, пока она еще может служить, и заменяется лишь тогда, когда приходит в негодность.

В результате мы получаем смешение различных исторических этапов и поколений в цельную картину

 

О ФРАНЦУЗСКОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ

С умением получать удовольствие каждую минуту и от сущих мелочей связан непринужденный стиль жизни самих французов, которые привыкли по утрам обязательно завтракать со свежевыпеченным круассаном и даже в разгар рабочего дня находить время для чашечки кофе за столиком уличного кафе. Они практически не употребляют фаст-фуд, хотя в больших городах тоже живут на скорости, как и мы, и никогда не готовят борщ на неделю вперед, не ставят на стол по пять видов салатов, а лишь то, что должно быть съедено за обедом. Видеть прекрасное в мелочах и наслаждаться жизнью — это и есть французский стиль.

Мы живем по-другому, но на самом деле французы и русские гораздо ближе друг другу, чем кажется. Наша невидимая связь основана на прочных многовековых взаимоотношениях между нашими странами. В XIХ веке образованный класс в России говорил преимущественно по-французски, и Франция оказывала огромное влияние на нашу культуру, искусство, на предпочтение в деталях интерьера, когда в ходу были французские гобелены и фарфор. Традиционные стили наших дворцов и особняков — преимущественно французские.

 

О ПОДЛИННОЙ РОСКОШИ

Когда говорят о роскоши, в первую очередь подразумевают нечто материальное. В этом, на мой взгляд, кроется большая ошибка. Материальная роскошь — это что-то преходящее, со временем меняющееся. В наш век меняющееся очень быстро. Бесплатный Wi-Fi в гостинице еще десять лет назад считался роскошью. Сегодня же в гостиницу без беспроводной связи просто никто не поедет. Ну, если это не специальный курорт для цифрового детокса. Подлинная роскошь — это богатство впечатлений, полнота ощущений жизни. Иметь кровать с удобным матрасом — это повседневная роскошь, от которой зависит хорошее самочувствие и настроение на весь день. Ванная, отделанная редким камнем, — это роскошь за гранью необходимого. Повседневная роскошь важнее, она ежедневно делает жизнь человека комфортной.

О СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Дизайн всегда социально обусловлен. После скромности и однообразия советского прошлого наступил период интерьерного обжорства 2000-х. В дизайнерских решениях находилось место всему: от имитации средневековых дворцов и уменьшенных копий замков до радикальных экспериментов с хайтеком и лофтовым стилем. В общем-то, это было ожидаемо в период неустоявшегося вкуса и художественных взглядов как потребителей, так и самих дизайнеров.

Ситуация изменилась после экономического кризиса 2008 года, когда пришло понимание того, какие ошибки допущены, где декоративные решения вошли в противоречие с современным образом жизни. Сейчас мы наблюдаем появление более простых интерьеров, соразмерных тем функциям, которые несет помещение, без чрезмерного пафоса и излишеств в декоре. Людям нравится ощущать и подчеркивать связь со своим прошлым, от которого в 1990-е и 2000-е мы так старательно дистанцировались. Соответственно, в моду входят винтажные вещи, в том числе из советского прошлого. Достаются из дач и гаражей старые бабушкины кресла, которые уже были списаны в утиль, их перетягивают, реставрируют, им дается новая жизнь. Люди уже гоняются за старыми венскими стульями, люстрами и торшерами из советских квартир. Реставрируют древние умывальники и кухонные плиты родом из СССР. С такими вещами стандартизированный и технологичный интерьер приобретает не только персонализированный стиль, но и некую семейную теплоту и душевность. В сочетании с элементами из прошлого дом становится настоящим, душевным и человечным. Это и есть современная роскошь.