Записаться
Курсы и лекции о дизайне
для профессионалов и любителей

Веселые и смелые

Веселые и смелые

1970-е в дизайне были ярким, веселым и смелым временем. В предыдущее десятилетие закончилась эпоха чистого и ясного модернизма, и на первый план в интерьерах вышли индивидуальность – вместо типизации, изменчивая мода – вместо честности и вечности, пластик – вместо некрашеного дерева и стальных трубок, и неприкрытая ирония и гротеск (вплоть до издевательства над хорошим вкусом) – вместо скромного и спокойного достоинства. Вот 10 главных признаков этого парадоксального стиля, который снова входит в моду.

Опубликовано в журнале InStyle в марте 2017 г.

1970-е  в дизайне были ярким, веселым и смелым временем. В предыдущее десятилетие закончилась эпоха чистого и ясного модернизма, и на первый план в интерьерах вышли индивидуальность – вместо типизации, изменчивая мода – вместо честности и вечности, пластик – вместо некрашеного дерева и стальных трубок, и неприкрытая ирония и гротеск (вплоть до издевательства над хорошим вкусом) – вместо скромного и спокойного достоинства. Вот 10 главных признаков этого парадоксального стиля, который снова входит в моду.

Идея и текст Ольга Косырева

 

1. Лаунж-мебель

В конце 1960-х в большой мир пришли выросшие дети послевоенного беби-бума, сильно отличавшиеся от своих родителей, познавших все тяготы войны. Легкий, расслабленный образ жизни бебибумеров предполагал, в частности, использование непривычных стульев и кресел, а лежанок и сидений, на которых можно расположиться полулежа, не заботясь о приличиях и разглаженности складок на кримпленовых брюках и юбках. Что ж, судя по обилию мебели, выпущенной под девизом «Лучше лежать, чем сидеть», время беззаботности возвращается!

Пентхаус на Остоженке

Дизайнер Екатерина Федорченко — один из главных апологетов и знатоков стиля 1970-х в России. Ее нашумевший проект, отправной точкой для которого послужила именно эта эпоха, — 650-метровый пентхаус в центре Москвы, обставленный предметами мэтра дизайна 20 века Влада Кагана, современного британского эклектика Фрэнсиса Султаны и самой Федорченко. Интерьер несет в себе многие черты того времени: новаторство органических форм, футуристичность, беззаботность и гедонизм.

Нет только китча и вызова хорошему вкусу, которые нередки в 1970-е, — дизайнер решила взять из прошлого только стоящее, только настоящее.

2. Латунь

Латунь повсеместно сменила золото в интерьерах три-четыре года назад. Ее блеск не так слепит, ее поверхность стареет благороднее, а вещи из латуни несут в себе ощущение не роскоши и богатства, а аристократизма и глубины времени. Обратившись к этому материалу, такие современные дизайнеры, как Стефано Джованнони, Studio Job и Ника Зупанц, невероятным образом соединили в вещах из коллекции нового бренда Ghidini 1961 скромные модернистские формы первой половины 20 века с воспоминаниями об экзотических империях, пальмах и тонущем в океане солнце. Так, как это умели только в 70-е.

VIP-АПАРТАМЕНТЫ В ПАЛАЦЦО FENDI В РИМЕ

Миланские дизайнеры Эмилиано Сальчи и Бритт Моран (DimoreStudio) продолжают традицию эклектичных интерьеров 1970-х практически во всех своих работах. Яркие краски, неожиданные в старинной квартире, геометричные рисунки на стенах и предметах интерьера, легкий налет колониальности, тусклый блеск матовой латуни на дверных ручках и решетках радиаторов, плюс сочетание винтажных светильников и мебели с современными моделями — все составляющие стиля 70-х смешаны в эффектный коктейль. Смешаны, но не взболтаны, поэтому нет ощущения дикости и китча..

3. Радужные переливы

В 1970-е как никогда любили все то, что блестит: люрекс, пластиковый перламутр, золочение, которое на самом деле тоже пластик, — фальшивый блеск был желанен и доступен. В наши дни в моде блестящий зеркальный ламинат, фольга или нержавейка, отполированная до блеска.

Новый и особенно популярный вид сияния — радужные переливы, напоминающие одновременно о павлиньих перьях (они, кстати, тоже будут хороши в интерьере а-ля 70-е), и о бензиновой пленке на воде (а вот этой ассоциации, безусловно, хотелось бы избежать).

4. Новая геометрия

Это уже не прямоугольная скучища Баухауза родом из 1920-х и не кресла-шары, яйца и пузыри — они остались в 60-х. Мебель 1970-х и ее современные интерпретации — это свободное соединение прямых и кругов, цилиндров, призм и трапеций. Если кубик, то ему обязательно нужно соседствовать с шариком, дугой или даже облачком. Если острая треугольная пирамидка, то ей рядом непременно нужна округлость. В результате рождаются новые необычные вещи — и новые необычные впечатления от них.

5. Психоделика

Оп-арт, возникший в 60-е, в 70-е уже цвел пышным цветом. А наши современники экспериментируют с ним даже смелее, чем дизайнеры той эпохи: диагонально ориентированные геометрические орнаменты, ромбы, призмы, параллелограммы, шестигранники и прочая сумасшедшая графика поселились на полу, стенах, обоях, коврах, паркете и мебели. Свежий и яркий пример — коллекция паркета от известного своими провокационными работами бюро Studio Job, которую они разработали для Bisazza. Главными героями тут являются диагональные пересечения и шестигранники, а планки паркета как будто выпрыгивают из плоскости пола.

Оп-арт на паркете

В конце 2016 года компания Bisazza, выпускающая знаменитую стеклянную мозаику, неожиданно расширила свои горизонты в сторону авторского паркета. Коллекция дизайнеров-звезд Йоба Сметса и Нинке Тинагел из Studio Job целиком построена на оптических эффектах.

6. Экзотика

В 70-е туризм стал по-настоящему массовым: тропические курорты Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Ближнего Востока (прежде всего Ливан) открылись миру в широком смысле именно в это время. Мечты о бананово-лимонном Сингапуре и таинственном озере Чад материализовались, а в интерьерах пышным цветом расцвели орхидеи, банановые пальмы и ананасы, запестрели восточные ковры, «огурцы», арабески и икат. И вот спустя 40 лет мода на эту диковинную экзотику возвращается.

7. «Фальшивки»

70-е были эпохой пластиковых покрытий, имитировавших другие материалы: мрамор (помните дверцы советских кухонь?) или металл (ту же латунь и нержавейку). А современные технологии могут заставить металл притворяться керамикой и деревом или перенести рисунки тканей на мозаику, стекло или пластик. Такой иронический игровой прием снижает пафос подлинных ценных материалов — и дизайнеры рады играть, — как это делали взрослые дети эпохи диско

8. Неомемфис

Многие вещи из коллекций последних лет наглядно свидетельствуют о возвращении эстетики культовой группы Memphis. Это объединение дизайнеров под руководством легендарного Этторе Соттсасса хоть и возникло в начале 80-х, но выросло во многом из смелого и парадоксального стиля 70-х. «Мемфисовцы» вошли в историю благодаря новым формам, материалам, цветам и их непривычным сочетаниям. Невозможное соседство: пластик — и имитация карельской березы, ломаные углы — и ткани с марокканскими узорами. Именно этим их работы поражают до сих пор.

9. Яркие цвета

На каждую скучную, землистых оттенков, комнату в 70-е приходилось по одной с настоящим «взрывом цвета»: это была эпоха ярких, диких красок и их сочетаний. Цветным становилось все, даже унитазы. Да-да, санфаянс цвета спелых тропических фруктов и плитка с ананасами родом, конечно же, из 70-х. Современные дизайнеры стараются не отставать: цвет авокадо и апельсиновый, бирюза и лайм, солнечно-желтый и бруснично-красный — радуга в их интерьерах отдыхает.

10. Мода на мех

Легкие шубки из искусственного меха с удовольствием носили модницы всего мира, а завитая, как прическа Анджелы Дэвис, шкура ламы или даже козла могла украшать интерьер не только респектабельного дома на Западе, но и скромную квартиру советского эстета. И знаете что? Эти времена вернулись! Мех искусственный и натуральный, лохматый, косматый и короткий «под Чебурашку» встречается в коллекции самых модных дизайнеров наших дней из DimoreStudio и украшает работы российских мастеров дорогих интерьеров — например, Екатерины Федорченко (см. пункт № 1).

 Пьер Полен — кумир современных фэшн-дизайнеров

Николя Жескьер из Louis Vuitton и Аззедин Алайя коллекционируют работы мэтра дизайна 1970-х и соперничают за право считаться его «первооткрывателями». Коллеги не отстают.