27 Мар 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Карим Вездесущий

| ПУБЛИКАЦИИ
Карим Вездесущий

На выставке – «дутые» диваны и стойки для зонтиков, похожие на НЛО, трансформирующиеся флаконы для духов и силиконовые ботинки, светильники в форме ДНК и розовый диджейский пульт. От таких вещей легко заразиться весенним настроением, беспричинным оптимизмом и верой в то, что все будет только лучше.

Опубликовано в "Независимой газете" в марте 2011 г.

Текст: Ольга Косырева

«В Москву в 20-й раз приехал Карим Рашид» – вот новость, скажете вы, и будете неправы. Он действительно за последние десять лет приезжал в Россию раз двадцать. Как и многих иностранцев, его влечет сюда интерес к нашей культуре, к Казимиру Малевичу и русским конструктивистам, а также к нам, которых он считает этой самой культуры наследниками. И как многие другие западные люди, он чувствует в России потенциал, ее восприимчивость к новому, необходимость и стремление к инновациям в разных сферах жизни, и пытается помочь, как может. Появляется Рашид у нас всегда, как джинн из бутылки – когда есть возможность совершить чудо. То в уже далеком 2002-м он вдруг приезжает членом жюри довольно старомодного архитектурного фестиваля «Под крышей дома» в «Доме на Брестской» и на фестиваль начинают буквально «ломиться» толпы посетителей. То его пластиковые сиденья расцветают, как невиданные ранее цветы, в концептуально скучной Галерее Гари Татинцяна, продающей дорогое западное искусство сказочно богатым русским. То он вдруг задружил с модной компанией Bosco di Ciliegi – и в «Весне» открывается концепт-стор, похожий на декорации фантастического фильма о будущем, вдвойне неожиданный в Москве. То вдруг прилетает на полдня в российскую столицу, чтобы лично показать, как пятью разными цветами светится его кухонная техника для компании Gorenje – и его уже узнает чопорная публика бара на крыше московского «Ритца». Его примера и силы его воздействия на людей оказалось достаточно даже для того, чтобы десятки людей, пришедших на открытие его выставки в Москве, оделись, как и он, в ярко-розовое. Что же в нем такого, что заставляет одних людей восклицать: «Вау! Кул! Хочу!», а у других вызывает зубную боль? Что отличает его от других дизайнеров? И «что он все ездит и ездит?» - как вопрошает в Фейсбуке редактрисса одного модного российского журнала.

Карим Рашид – в принципе из тех людей, которые вызывают либо любовь до обожания, либо отторжение до ненависти. Его слишком много и он слишком заметен: почти двухметровый, всегда в розовом или, в крайнем случае, весь в белом, вечно улыбающийся, да еще и с арабской внешностью, доставшейся от папы-египтянина. Он вездесущ и всеяден, берется за любую задачу, за любую работу. Нужен ноутбук? Вот! Ведро для шампанского? Пожалуйста! Отель? Чего изволите! Рашид проектирует все и работает для самых разных компаний, от производителя бытовой химии для супермаркетов до люксовой «Вдовы Клико». В данный момент в производстве находится порядка трех тысяч предметов, к которым он приложил руку – это больше, чем у какого-либо другого дизайнера в истории. Как говорил незабвенный Райкин: «Привязать ему к ноге динамо-машину, так она бы ток вырабатывала». К тому же он постоянно что-то вещает, что-то хочет доказать, к чему-то склонить. И все, что он делает, он делает с азартом и энергией, я бы даже сказала – с маниакальным упорством. Ему ничего не лень, он не сноб, он не устает в тысячный раз объяснять: «Дизайн – это не украшательство, это строительство будущего, это придание формы новому миру. Это способ отразить наше время, то, что мы живем в цифровую эру. Как мы судим о прошлом по вещам, оставшимся от тех далеких времен, так и о нас будут судить по вещам, сделанным в наши дни. А еще дизайн – это не то, что надо объяснять, и не то, что надо понимать. Это то, что нас окружает. Я не творю эксклюзивные объекты, не занимаюсь искусством, я придумываю вещи для большинства, для масс, для всех и для каждого. Я работаю с современными технологиями и строю мост между научно-технической революцией и банальной вазой, стулом, мусорной корзиной». А вот как это у Рашида получается – можно увидеть как раз на проходящей в Москве выставке. Мебель и объекты там выставлены вживую, их можно и потрогать, и опробовать на предмет удобства, а фотографии и виртуальные модели его интерьеров демонстрируются на тачскринах в холле. И вот когда рассматриваешь модель станции метрополитена для Неаполя, то приходит в голову и ответ на вопрос, зачем же к нам Карим Рашид «ездит и ездит»: чтобы когда-нибудь и у нас появилась подобная станция метро, которая станет достопримечательностью города наряду с «Маяковской» и «Площадью Революции», а бумажки мы начали выбрасывать в такие же цветные и жизнерадостные мусорные корзины.

Powered by Froala Editor