11 Сен 2017 | ПУБЛИКАЦИИ

Ольга Косырева: «Хороший дизайн – это взгляд в будущее»

Опубликовано в приложении к журналу Hi Home (Ростов-на-Дону) | ПУБЛИКАЦИИ
Ольга Косырева: «Хороший дизайн – это взгляд в будущее»
сентябрь 2017, интервью брала Анастасия Верескун

Чем отечественные интерьеры отличаются от западных и как это отличие преодолеть? Эксперт в области дизайна, дизайн-критик и историк Ольга Косырева рассказала об остроте трендов, поделилась мнением о современном дизайне и впечатлением от увиденного в Ростове.

В отечественных интерьерах преобладает какой-либо стиль? Насколько вообще актуально говорить об отдельных стилях, «модных» стилях?

Прежде чем говорить о моде на стиль, нужно определить, о каком интерьере идет речь. К общественному и частному интерьеру подход разный. В дизайне ресторанов, кафе, отелей возможны более смелые идеи. Конечно, речь идет не о массовых сетевых заведениях, а об интерьерах с идеей, к которым приложил руку дизайнер. В таких дизайнерских интерьерах популярна стилистика лофта. Не чистый стиль лофт, каким он появился в постиндустриальном Нью-Йорке и описывается в учебниках по дизайну, а, скорее, приближение. Это не обязательно промышленные здания, многометровые потолки и голые фабричные стены. Отдельные элементы: открытые балки, воздуховоды, потертые поверхности, отсылающие к модному стилю «шебби-шик» - могут создавать лофтовую атмосферу даже в новых зданиях. Вещи дорогие, но состарившиеся, пожившие вызывают, согласитесь, совершенно другие эмоции. В интерьерах, оформленных в стилистике современного модернизма, преобладают формы простые, линии чистые. При этом они насыщенны яркими цветовыми акцентами, богатыми фактурами, солидными материалами: мрамором, латунью. Интерьер уже меньше напоминает изначально лаконичный лофт, становится более живым, ярким, обогащается элементами роскоши. Недавний приятный пример – интерьер отеля «Утесов» в Анапе. Все просто по формам, но богато по фактурам. Сделано с заботой об удобстве и удовольствии.

Еще одно направление – эклектика. Мастерски смешиваются ретромотивы, вещи винтажные либо те, что под них маскируются. Это позволяет обогатить интерьер глубиной времени.

Частный интерьер не меняется так часто, как общественный, коммерческий. Стоит ли при его создании ориентироваться на моду и тренды?

Не могу сказать, что частный интерьер меняется намного реже общественного. Люди стали чаще переезжать, особенно в больших городах. Из съемной квартиры – в маленькую собственную, из маленькой – в большую, с окраины – в центр города, из центра города – в пригород. Вряд ли найдется интерьер, который делается «на всю жизнь». В среднем люди меняют обстановку каждые 5-7 лет. Ведь меняются и потребности. Требования к уровню комфорта постоянно растут, а вещи и интерьерные решения – все быстрее устаревают.           

По стилям частный интерьер куда более разнообразен. В большей степени это зависит от заказчика. Теория трендов гласит: примерно две трети людей склонны ориентироваться на какие-либо тренды. Оставшаяся же треть предпочитает жить с относительным постоянством, не меняя окружения и привычек в угоду моде. Потребителями дизайна они являются в меньшей степени. А те самые две трети как раз и создают спрос на дизайн. На ультрамодные тренды, новинки. Дизайн постоянно меняется, это в его природе. Хороший дизайн – это всегда взгляд в будущее. Всегда инновации.

Но и среди потребителей дизайна есть разные категории людей. К примеру, большая часть стремится к натуральности, естественности, экологичности. На Западе это глобальный тренд, он набирает популярность уже на протяжении лет тридцати. У нас об этом стали задумываться не так давно. Еще один стилевой тренд – Mid-Century, «мидсенчери». Мода на него зародилась в начале нулевых, пик пришелся на первую половину десятых. Сейчас «мидсенчери», на мой взгляд, перестал быть трендом, перешел в разряд базовых стилей. За последние 15 лет он сильно обогатился современными решениями, интересными приемами оформления.

Самые быстротечные тренды связаны с цветом и материалами. Однако хочется, чтобы интерьер не устарел уже к следующему сезону. Как угадать с трендами, которые продержатся хотя бы несколько лет?

Острота тренда зависит от каждой конкретной вещи. Есть масса примеров, когда очень популярные вещи выходят из моды, а через 10-15 лет триумфально возвращаются и становятся вневременными. Мне довелось побывать в квартире в центре Москвы, которую новые хозяева купили целиком с обстановкой, сделанной в конце 1990-х, и изменили в ней лишь цвет стен, добавили декора. А все остальное оставили без изменений. Потому что дизайн был очень достойный, с диванами Филиппа Старка и светильниками Инго Маурера. Интерьер совершенно не потерял актуальности. Такое возможно лишь с по-настоящему хорошим дизайном, когда материалы красиво стареют и остаются модными. Скажем, сейчас очень популярны латунь, цветной мрамор. И тому, и другому не грозит выйти из моды. Латунь, старея, покроется приятной патиной. Мрамор, как и любой камень, со временем станет лишь ценнее. То же можно сказать и деревянных полах, которые не обесценятся и не потеряют природной красоты. Нужно лишь помочь вещи ее сохранить. Этим отношением к старому отечественные интерьеры серьезно отличаются от западных. У нас все стерильное, вылизанное, новенькое. Мало или нет вовсе вещей с историей, наслоений времени. Историю в интерьере нужно создавать, с помощью старых картин, старой посуды. Наши интерьеры всегда новые. Западные – всегда «пожившие». В большинстве отечественных интерьеров нет исторического контекста, нет «духа места», того, что хотелось бы сохранить и подчеркнуть. Да если и есть, заказчик просит все сломать, расчистить, убрать все старое. Кажется, что человек хочет начать жизнь с чистого листа, ему нечего вспоминать и нечем гордиться. Даже в исторических домах, которым все же удалось уцелеть, интерьеры делаются в отрыве от контекста, усердно пытаются имитировать несуществовавшее прошлое, от этого смотрятся нелепо и смешно. Все, что делается «под классику», – не более чем маскировка. Мало кому удается создать даже достоверное ощущение исторического интерьера. Кому-то удается лучше, кому-то хуже. Тем более, все, что сейчас делается – это а-ля классика или «в классическом стиле», а не по-настоящему. Не так, как было двести или пятьсот лет назад. Никто дворцов уровня Эрмитажа сейчас не строит и в них не живет. Все, что сейчас строится, отделывается и обставляется, – все это современные интерьеры. Надо понимать, что реально исторических интерьеров создать невозможно по объективным причинам, псевдоисторические фальшивы, как все ненастоящее, и все, что мы можем сделать, - это приближаться к определенной атмосфере посредством «следов времени». 

Как создают эти «следы времени»?

Один из распространенных приемов – состаривание поверхностей. Каменные, деревянные, металлические детали намеренно делают старше при помощи патинирования, браширования, химической или механической обработки. Еще один прием – создание исторической глубины. Предметы разных эпох, винтаж и вещи из недавнего прошлого создают удивительный исторический контекст, напластование времен и поколений. Скажем, к обеденному бабушкиному столу родители в 60-70 гг. подобрали современную для того времени мебель. Дети дополнили дизайнерскими пластиковыми стульями, а внуки привезут с миланской выставки авангардную люстру. Так за три-четыре-пять поколений создается глубина интерьера.

В любом ли интерьере есть место винтажным вещам, антиквариату?

Конечно, не в каждом интерьере уместно обилие винтажных вещей, и уж тем более дорогого антиквариата. Но одна-две хорошие старинные вещи, несомненно, обогатят дом в любой стилистике. Скажем, полотно в дорогой раме, старинный буфет, ваза на постаменте или даже икона. В российских проектах иконы могут стать тем самым элементом старины, обжитости, истории, которой этим интерьерам так не хватает. У Кирилла Истомина есть пара прекрасных примеров, как коллекция икон развешивается, как коллекция произведений искусства в картинной галерее. У меня тоже есть старинная икона, досталась от бабушки. Стоит на подоконнике, по центру окна – не только важная вещь по сути, но и значимый элемент интерьера.

Чем еще отличаются отечественные интерьеры от западных?

На Западе отношение к вещам другое. Люди выбирают не по статусу и дороговизне, а исходя из функционала, качества вещи и ее безусловной красоты. Зарубежные интерьеры не сразу разложишь на части. По картинке невозможно бывает определить, из каких предметов интерьер составлен, какие бренды и коллекции использовались. Только такой проект по-настоящему крут, а не тот, где все из одного магазина и известной марки. Если придете в гости к каким-нибудь родовитым итальянцам, вы не сможете сказать, откуда что взялось и что какого бренда. Потому что нет там никаких брендов: все составлено из несерийных, нетиповых вещей. Много предметов отреставрированных, например, старые диваны, обтянутые новыми модными и дорогими тканями. При этом вопрос «сколько стоит?» не только совершенно неприличен, но и для самих хозяев не актуален. Им все равно, сколько стоит их интерьер и что о них подумают. Материальное не является предметом обсуждения и уж тем более сравнения.

Еще одно отличие наших интерьеров – в них очень мало предметов искусства. Совершенно уверена: любая картина преображает интерьер. Жаль, не все этим приемом пользуются. Дизайнеры хоть и предусматривают место для будущих картин, да только никто потом там картины не вешает. А если и вешает, то какую-нибудь репродукцию Ван Гога во всю стену. Жизни в ней нет. Оригинал всегда лучше. Понятно, что обладать настоящим Ван Гогом могут позволить себе единицы в мировом масштабе, но есть огромное количество талантливых российских художников, пишущих отличные вещи. Пусть это будет работа не знаменитая, но авторская, живая, настоящая.

Вы уже два раза приезжали в Ростов. Что скажете об архитектуре, дизайне?

У вас бесценная старинная застройка! В Москве такого почти не осталось: все снесено, зачищено, замазано и закрашено. На экскурсии же по старому Ростову увидела великолепные купеческие особняки и доходные дома. Об одном здании на Пушкинской мне рассказали невероятную историю. Ростовский купец Александр Супрунов путешествовал по Италии и в Неаполе (другие говорят, что дело было в Генуе) увидел дом, который ему понравился. Поуговаривав хозяина, Супрунов дом купил, велел разобрать и на барже переправить в Ростов. Здесь особняк собрали заново.

Вообще ваш город богат на историческую архитектуру, прекрасные дома с оригинальной и высокохудожественной отделкой. Посчастливилось зайти в несколько подъездов, в которых сохранились удивительные росписи от пола до потолка, богатая лепнина, кованые ограждения лестниц. Грустно, что все это по большей части в запустении, нуждается в заботе и охране. Что касается дизайна, то здесь вашему городу тоже есть чем удивить. Понравился ресторан – винный бутик LEO на улице Горького – современный не пафосный дизайн, естественный и с достоинством. Необыкновенно приятное ощущение осталось и от открывшегося недавно «Гавроша». Как все проекты Александра Дорохова, он очень нюансный, детально проработанный, богатый на ощущения. Интересен комплекс заведений в переоборудованной табачной фабрике. Интерьеры «Буковски», «Fartyk и Маргарита» смелые, эклектичные, с идеей и характером. Меньше порадовали гостиницы и отели – не встретила ничего притягательного, вызывающего желания остановить взгляд, рассматривать и наслаждаться. Ведь что такое хороший отельный дизайн? Это создание такой среды, которая обеспечит качественный побег от повседневности. Возможность пожить с ванной посреди комнаты, стеклянными перегородками вместо стен, восьмиметровыми потолками и другими изысками, которые недоступны в наших городских квартирах. Одно из немногих исключений нашла не в Ростове, а в 160 км от города. Комплекс «Уткино Country House», выросший буквально в чистом поле, потрясает масштабом, тем, как детально, тщательно все продуманно. Интерьер номеров и гостевых зон очень адекватный, соответствующий месту и уровню. Здесь действительно приятно находиться. Есть, конечно, ощущение новизны, буквально пахнет краской, но лет через пять все это обживется и станет еще лучше. Надеюсь вернуться и увидеть!