25 Авг 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Актуально: пастель, мрамор, светодиоды и вещи с историей

| ПУБЛИКАЦИИ
Актуально: пастель, мрамор, светодиоды и вещи с историей

Специалисты в дизайне не любят слово «тренды». Не очень понятно, почему то новое, что появляется в этой области по понедельникам или апрелям, должно объединяться по неким формальным признакам, будь то эбеновое дерево или отделка цвета бедра испуганной нимфы. Тем не менее, после каждого миланского iSaloni остается «послевкусие» в виде действительно актуальных приемов, мотивов, тем – просто потому, что эта апрельская выставка подводит итоги целого года или даже двух (в случае с освещением, кухонными системами, оборудованием для ванных и офисной мебелью, выставки которых чередуются между собой) и одновременно является началом нового годичного или двухгодичного цикла.

Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в 2013 г.

Текст: Ольга Косырева

Специалисты в дизайне не любят слово «тренды». Не очень понятно, почему то новое, что появляется в этой области по понедельникам или апрелям, должно объединяться по неким формальным признакам, будь то эбеновое дерево или отделка цвета бедра испуганной нимфы. Тем не менее, после каждого миланского iSaloni остается «послевкусие» в виде действительно актуальных приемов, мотивов, тем – просто потому, что эта апрельская выставка подводит итоги целого года или даже двух (в случае с освещением, кухонными системами, оборудованием для ванных и офисной мебелью, выставки которых чередуются между собой) и одновременно является началом нового годичного или двухгодичного цикла.

 

Технология

Новые вершины в дизайне всегда покоряются с помощью изобретений и использования новейших технологий. В последние годы этот процесс стал еще нагляднее, поскольку речь идет, например, не об усовершенствовании прочности или гибкости того или иного пластика, что конечному потребителю не особенно заметно, а об использовании принципиально новых технических устройств или методов, которых раньше просто не существовало. По крайней мере, не использовалось в мебельной индустрии. Таковы светодиоды, которые давно уже начали революцию в области освещения, а в этом году стали главным хитом входящей в состав iSaloni выставки Euroluce и не только ее. Эти очень долговечные, энергоэффективные, компактные, ненагревающиеся и не чувствительные к внешним воздействиям источники света творят с освещением чудеса. В новой коллекции компании Flos есть лампа-привидение, состоящая из одного только контура: когда она включается, светодиоды светят настолько ярко, что тонкого контура, на котором они закреплены, становится просто не видно. У Ingo Maurer представлены обои со светодиодами и светильники-свечки My new flame с пляшущим пламенем, но на самом деле пламя транслирует маленький светодиодный телевизор. А мебельная компания Cassina представила у себя в шоуруме диван My Mood, спинка которого превращена вмонтированными под обивку светодиодами в световую инсталляцию и одновременно в доску для «светописи»: просто проводя рукой, можно заставить огоньки частично включиться или выключиться в тех местах, где вы касаетесь поверхности - а оставшиеся включенными лампочки образуют рисунок или надпись. При определенной настройке то же самое можно проделать с помощью специального приложения в смартфоне или путем усиления-уменьшения громкости звучащей в помещении музыки. Диван новой, небывалой интерактивности был одним из семи выставленных предметов коллекции Our Universe, разработанной архитектурно-дизайнерской студией Carlo Ratti Associati совместно с научно-исследовательским центром Cassina – надо признать, коллекции пока еще прототипов, а не готовых продуктов.

 

Стиль

Постмодернизм с его вечным пересмешничеством и в начале ХХI века живее всех живых, идея соединения в одном предмете старинного и современного по-прежнему актуальна. И 2013-й год дал прекрасные примеры того, как формы и образы любого из предыдущих веков можно превратить в блестящие, остроумные и запоминающиеся вещи. Дизайнер Ферруччо Лавиани с помощью новейших технологий смоделировал такой шкаф-буфет для Fratelli Boffi, который кажется не настоящей, физически существующей вещью, а изображением с помехами на телеэкране  или в кривом зеркале. Фотограф Франческо Болиз, выступивший как дизайнер, достиг не менее впечатляющего результата, избрав еще более очевидный прием – перенесение фотографии на поверхность мебели. На ровное зеркало ширмы Miro («Чудесная»), которую выпустила компания Driade, переведена сделанная Болизом фотография купола миланского пассажа Витторио Эммануэле. В результате аскетичная форма ширмы пасует перед формами, блеском и богатством изображения и становится совершенно незаметной – перед вами эффектная, яркая вещь, «делающая» собой любое пространство. И абсолютно то же самое можно сказать о люстре Nervious дизайна Луизы Кэмпбелл для Baccarat – она собрана из бесчисленного количества деталей, используемых при создании самых разных люстр на этой хрустальной мануфактуре. Но каждая из ее подвесок, абажурчиков, рожков, колокольчиков искривлена и не похожа на себя обычную, а все вместе они скомпонованы в единственный в своем роде дизайнерский объект, который выглядит, как нарядная классическая люстра, но при тщательном рассмотрении легко раскрывает свои постмодернистские секреты.

 

Материал

На Salone del Mobile 2013 было, конечно, много мебели деревянной, металлической, пластиковой, стеклянной. Но подлинным героем года можно назвать мрамор – материал, для дизайнерской индустрии совсем не характерный. И работали с ним самые лучшие люди. Всемирно известный архитектор Заха Хадид, большая любительница что-нибудь время от времени сдизайнировать,  сделала для компании Citco мраморные столики таких пластичных форм, которые характерны скорее для мебели из пластика, нежели из камня. Израильтянин Рон Гилад, названный сразу двумя авторитетными изданиями «Дизайнером года-2013», с улыбкой изваял из белого мрамора клубы дыма для игрушечного домика, стопку бумаги с поднятым ветром верхним листом, плиты пола с отпечатками босых ног и мраморную скамейку-качели, подвешенную на двух воздушных шариках из красного мрамора (изготовитель – Salvatori). А Патриция Уркиола, лучший, пожалуй, современный дизайнер, работающий с тиражными предметами, для маленькой и никому не известной фирмы Budri сплела в этом году ковры из мрамора, выложила разноцветным мрамором рисунки, похожие на наборный деревянный паркет, только чуть-чуть поярче, а также сконструировала перекошенные столики и полки, назвав свою коллекцию Earthquake 5.9 – именно столько баллов было у землетрясения, случившегося незадолго до первого визита Патриции на фабрику на северо-востоке Италии.

 

Цвет

В этом году наиболее смелые и впередсмотрящие компании расцветили свои стенды такими красками, которые не принято было использовать в индустрии дизайна последние лет тридцать, как минимум. Все-таки дизайн вырос на базе постулата «Форма следует функции», и его отношение к цвету почти всегда было таким же строгим. И вот вдруг некоторые компании – например, швейцарский мебельный бренд Vitra – весь свой стенд оформили как череду разноцветных комнат. А строгие дизайнеры-рационалисты, вроде Луки Никетто или Хеллы Йоргениус, взяли да раскрасили свои новые работы в сиреневый, лиловый, мятно-зеленый, нежный салатово-зеленый и теплый голубой. Даже встреченные кое-где бирюзовый, синий, оранжевый «разбелены» - в них как будто плеснули белил. Нежным голубым и коралловым прельстился даже Джорджо Армани, в чьих коллекциях для Armani Casa всегда преобладала серо-бежевая гамма. Но самой большой неожиданностью, конечно, стало многократное обращение дизайнеров к розовому – цвету кукол Барби, а отнюдь не серьезных дизайнерских работ. 

 

Идея

Поскольку вот уже несколько лет самым популярным в Европе и Америке периодом остаются 1950-е годы, новый запуск в производство лучших дизайнерских работ того времени давно уже никого не удивляет. Так, компания Cassina активно пополняет свою коллекцию переизданий Франко Альбини, Vitra успешно популяризирует работы Жана Пруве и даже отчасти модернизирует их, добавив в этом году к серому и черному интересные современные цвета. Удивляет то, что в этой, казалось бы, совсем близкой истории удается найти не известные широкой публике имена и по-прежнему актуальные вещи, достойные переиздания. В этом году фабрика Poltrona Frau, например, извлекла на свет божий два обтекаемых кресла – DU 55 и Letizia – совершенно забытого Гастоне Ринальди, бывшего в 1950-е и 1960-е одним из ведущих итальянских дизайнеров. Обе вещи вполне сравнимы с популярными моделями знаменитейших американцев Чарльза и Рей Имз. Другого мастера середины прошлого века вспомнила компания Flos: она переиздала пять знаковых светильников Джино Сарфатти, также одного из лидеров послевоенного итальянского «возрождения». И даже компания Meritalia, которая всегда ориентирована скорее в будущее, чем в прошлое, в этом году обратилась к историческому наследию. Она начала выпускать маленькое кресло-пуф, что-то вроде абстрактной скульптуры в виде куба – раннюю работу знаменитых Акилле и Пьерджакомо Кастильоне, сделанную ими для выставки «Формы и цвета сегодняшнего дома» в Комо в 1957 году.

Похожая «реинкарнация» случилась не только с забытыми разработками из 1950-60-х, но и с вещами, которые были сняты с производства совсем недавно: пример тому –  маленькие столики с мраморными столешницами дизайна Антония Астори для Driade. Модель 1980-х годов, отсылающая одновременно и к Вене начала ХХ века, и – для нас – к итальянскому постмодернизму в духе Этторе Соттсасса и Алессандро Мендини, снова пришлась ко двору в начале века ХХI-го.

Столь большое количество переизданий – это мода? Ностальгия? Благотворительность? Лишь отчасти. Главным образом, это ответ на покупательский консерватизм, на отношение с опаской ко многому новому и авангардному. А все эти проверенные временем вещи понятны и желанны, потому что позволяют купить частичку истории и уже признанный публикой шедевр.