15 Май 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Как итальянцы строили Россию

| ПУБЛИКАЦИИ
Как итальянцы строили Россию

Не знаю, как вы, а я просто обожаю Италию. Из года в год, думая об отпуске, я говорю себе: «Ну надо же попробовать что-то еще, нельзя же есть все время одни макароны!» - и с завидным упорством все равно еду на Гарду, на Искью или в Тоскану. Знаю точно, что я не одинока и из таких поклонников Италии можно собрать армию, тем не менее, регулярно задаюсь вопросом: «Почему?».

 Владимир. Собор Св. Дмитрия. 1194-1197 Москва, Кремль. Собор Михаила Архангела. 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Ламберти да Монтаньяна Москва, Кремль. Благовещенский собор. 1484-1489 гг. Северный портал. 1508 г.(?) Москва, Кремль. Собор Михаила Архангела. 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Ламберти да Монтаньяна Коломенское. Церковь Вознесения. 1532 г. Архитектор Пьетро Аннибале (Петрок Малой). Общий вид. Петергоф. Большой каскад. 1714-1725 гг., 1720-1740 гг. Перестроен в 1746-1755 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Проект Родольфо Дордони в ЦУМе  Источник: https://www.buro247.ru/lifestyle/expert/kak-italyantcy-stroili-rossiyu.html

Колонка Ольги Косыревой

Опубликовано на интернет-ресурсе Buro 24/7 в апреле 2013 г.

Ответы находятся в самых неожиданных местах – еще один, например, на днях был найден во время презентации новой книги «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры». Книгу написали ученые мужи и дамы: ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, зам. директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и итальянская исследовательница русской архитектуры Федерика Росси. Книга и по сути – ученая, изобилует терминами и историческими фактами. Но для широкой публики в ней тоже есть масса интересного: ведь это книга о том, как итальянцы строили Россию, буквально и фигурально. Миланец Антонио Солари, болонец Аристотель Фьораванти и тосканец Пьетро Аннибале построили Кремль, Архангельский и Успенский соборы, Грановитую Палату. Еще раньше, в XII веке неизвестные ломбардские мастера возводили церкви во Владимирской Руси для князя Андрея Боголюбского. Потом, в веке XVIII-м Франческо Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги и Карло России стали авторами дворцов и улиц Петербурга и окрестностей. И даже наш Николай Львов – русский «Леонардо да Винчи» екатерининских времен – переводил Петрарку и «Четыре трактата об архитектуре Андреа Палладио» и строил «итальянские» усадьбы между Москвой и Петербургом. Так что Италия для нас – давно как родная.

Я, правда, сначала задумалась, про какую тысячу лет идет речь – ведь не с Крещенья Руси начали приезжать к нам итальянские архитекторы. Но прямо на суперобложке обнаружила ответ, данный послом Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, который написал, что этой истории пока «только» 850 лет, но он надеется на не менее плодотворное продолжение. И ведь оно уже есть! Микеле де Лукки еще лет 15 назад помогал «Боско ди Чильеджи» реконструировать ГУМ. Антонио Читтерио построил Barvikha Luxury Village в Подмосковье и отель W в Санкт-Петербурге. Родольфо Дордони в прошлом и позапрошлом годах работал над реконструкцией ЦУМа в Москве и питерского ДЛТ. Пару месяцев назад Пьеро Лиссони рассказывал мне, что регулярно бывает в Москве на строительстве офисно-отельного здания по своему проекту. Да всего лишь на прошлой неделе были объявлены результаты конкурса на проект нового научного центра на Воробьевых горах, предназначенного для Политехнического музея и МГУ: его победителем стало итальянское архитектурное бюро Массимиллиано Фуксаса. Так что синьор Ланди прав: итальянцы в России и в наши дни строят вполне успешно.

Но вот еще один любопытный факт из российско-итальянской архитектурной истории, который позволяет посмотреть на все под несколько иным углом. Посол Италии рассказал, как при выборе фотографии для обложки книги они с авторами хотели поместить туда что-то одновременно очень русское и очень итальянское и сошлись на том, что именно Грановитая палата будет тем, что нужно. Имея в виду, что идея ее облика восходит к куполу знаменитого Палаццо ди Диаманти в Ферраре и как нельзя лучше отражает преемственность русской архитектуры и итальянской. Но уже после выхода книги обнаружилось, что то самое палаццо было построено на пять лет позже Грановитой палаты! Что говорит, безусловно, о взаимообмене идеями не только в направлении «оттуда – сюда», но и «отсюда – туда». Между прочим, во времена, когда не было почты, не то что интернета.