22 Май 2012 | ПУБЛИКАЦИИ

Слава «Безумцам»

| ПУБЛИКАЦИИ
Слава «Безумцам»

Поклонники у дизайна 1950-х годов были всегда, но после успеха сериала Madman даже простые клерки хотят жить и работать, как Дон Дрейпер.

Ольга Косырева

Опубликовано в журнале Forbes в мае 2012 г.

Если окинуть мысленным взором всю историю предметного дизайна ХХ века, то 1950-е покажутся, пожалуй, скучными: никаких революций, подобных стульям из гнутых металлических трубок, как в 1920-е, никакой роскоши в материалах и этнических тем, как в 1930-е с их ар деко, никаких тебе ярких красок и свободных форм, как в 1960-е или 1970-е. Пятидесятые в дизайне – это сиденья из гнутой фанеры, на тонюсеньких, как у муравьев,  ножках. Приземистые посудные шкафы и скромные буфеты с раздвижными дверцами. Грубоватые, с болтами наружу, столы, у которых не то что декора нет – так вообще нет ничего, кроме самого «скелета».  И по всему видно – экономили на всем. Вот это и оказалось исключительно продуктивным: экспериментируя с материалами и усовершенствуя не вид, а конструкции, дизайнеры середины ХХ века изыскивали способы упростить и удешевить их, сократить расход материала. В наши дни эта «изобретательная бедность» не только воспринимается как особый стиль, но и невероятно высоко ценится.

Первый звонок прозвенел, когда в 2004 году галерист Франсуа Лаффанур выставил на парижской Биеннале антикваров письменный стол и книжный стеллаж дизайна Шарлотты Перриан – и продал в первый же вечер, получив за стол неправдоподобный миллион евро. При этом стенд у Лаффанура был настолько крошечный, что он сумел вместить в него только два предмета из пяти привезенных им из Бразилии (француженка Перриан жила там после войны с мужем, работавшим в представительстве Air France). Другая точка отсчета – сборно-разборный «Тропический дом» дизайна Жана Пруве, спроектированный и изготовленный на заводе во Франции в 1949-50 гг. и потом самолетом доставленный в Конго. В 2007-м парижский антиквар Эрик Тушалом нашел в Африке обветшавшее сооружение, демонтировал, привез в Европу и с триумфом выставлял его сначала в Париже, потом в Нью-Йорке, пока наконец не решил с ним расстаться – за сенсационные пять миллионов.

Жан Пруве и Шарлотта Перриан – два главных, но не единственных гения послевоенной эпохи. В Италии работали Джо Понти и Карло Молино, в США целая плеяда молодых: Рей и Чарльз Имзы, Джордж Нельсон, Эро Сааринен – экспериментировала с гнутой клееной фанерой, лила стулья из фибергласа и расцвечивала интерьеры смешными яркими аксессуарами. Свой особый вклад внесли и скандинавские дизайнеры, от известных только специалистам Финна Юля (Finn Juhl) и Ханса Вегнера до знаменитого Арне Якобсена. До Советского Союза эта мода, конечно, докатилась не сразу, но когда докатилась – стала сильнее и массовее, чем на Западе. Вспомните бабушкины нелакированные серванты светлого дерева на тонких конусовидных ножках, субтильные стулья в студенческих и рабочих столовых, округлые чешские вазы литого стекла и простецкие торшеры на изогнутых фанерных стойках – и не торопитесь их выбрасывать: с ними вам позавидует еще и сам Дон Дрейпер.

 

Три примера:

  1. Главная выставка-продажа коллекционных предметов дизайна ХХ века – это Design Miami/Basel, которая в этом году проходит с 12 по 17 июня в Базеле. В ней, как всегда, участвуют парижские Galerie Downtown Франсуа Лаффанура, Galerie Eric Philippe, а также не столь известная, но очень горячо рекомендуемая наследниками Пруве галерея Jousse Entreprise. Более доступный дизайн 1950-х годов представляют в Базеле галереи Jacques Lacoste (Париж), Dansk Moebelkunst (Копенгаген-Париж), R 20th Century (Нью-Йорк) и др. www.miamibasel.com
  2. Отличные, хотя и не именные, предметы дизайна 1950-х можно найти в Москве через ebay.ru или сайт «Из рук в руки», irr.ru/furniture-interior. Специализированных галерей в России еще нет, но об организации интернет-магазина подумывает историк дизайна и коллекционер Артем Дежурко, который собрал у себя дома коллекцию советской мебели соответствующего периода, изучает ее, постоянно обновляет и пополняет, а что-то и распродает. Сайт пока в разработке, но посмотреть фотографии предметов и связаться с владельцем можно через Facebook. www.facebook.com/artem.dezhurko
  3. Так называемые переиздания, то есть более-менее серийный выпуск дизайнерской классики, - отдельный тренд на рынке коллекционного дизайна. Лицензией на воспроизведение работ Шарлотты Перриан обладает итальянская компания Cassina, и она только что добавила в коллекцию I Maestri («Мастера») семейство книжных стеллажей и посудных шкафчиков Nuage, родом как раз из 1950-х. Произведения другого классика, Жана Пруве, переиздает швейцарская мебельная компания Vitra. Всего выпускается 17 предметов: стулья, кресла, столы, лампы и пр. – которые были разработаны в период с 1930 по 1955 годы и тогда либо изготавливались в единственном экземпляре, либо повторялись незначительным тиражом. www.cassina.com, www.vitra.com