20 Ноя 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

250 звенящих лет

Опубликовано в Prime Traveller в ноябре 2014 г. | ПУБЛИКАЦИИ
250 звенящих лет

Редкий случай, когда компания с 250-летней историей опережает по инновациям и авангардизму своего продукта большинство новых, молодых, современных конкурентов. Но такая компания есть: это французская хрустальная мануфактура Baccarat.

Текст: Ольга Косырева

Когда архиепископ Метца герцог Луи де Монморанси-Лаваль с благословения короля Людовика XV создавал в лотарингской деревушке Баккара стекольное производство, вряд ли он думал о покорении мира. А вышло так, что светильники и посуда, выходящие из стен его детища, за 250 лет стали символом французского стиля и французского образа жизни. То громко, то тихой сапой, но они обаяли всех. И выставка в парижском Петит Пале, «Маленьком дворце», посвященная этому славному юбилею (открыта до 4 января 2014), собрала лучшее, что компания сделала за свою долгую историю. Там есть множество примеров очень тонкой, практически ювелирной огранки и резьбы, вазы и посуда из знаменитого рубинового стекла и опалового стекла, изобретенных мастерами компании, бесчисленные бокалы и графины Baccarat с вензелями и монограммами французских монархов и изготовленные для их личного пользования и приема важных гостей, а также работы первого дизайнера компании Джорджа Шевалье, оставившего нам выдающиеся примеры люстр и посуды в стиле ар деко. Там есть и весьма впечатляющая трехмерная модель пятиметровой беседки-ротонды из хрусталя Le Temple de Mercure, сделанной когда-то для Всемирной выставки 1878 года, а теперь украшающей частный остров посреди озера в поместье одного не чуждого красоте испанского миллионера.

И вот тут мы приближаемся к самому важному, тому, что делает этот великолепный бренд таким великолепным и без чего не было бы ни такой красоты, ни такой славы. Выставка в Петит Пале - это свидетельства не только высочайшего мастерства и постоянных инноваций мастеров Baccarat, но и очень продвинутого образа мысли ее клиентов. И это, пожалуй, самое удивительное. Не только французские короли - им-то вроде сам бог велел, но и индийские махараджи, и правители Оттоманской империи, и иранские шахи, и султаны Брунея - все эти, казалось бы, не особенно тонко мыслящие натуры проникались французским хрусталем и покупали или заказывали грандиозные напольные канделябры, каждый в своем духе. В конце XIX века отделения фирмы открылись в Бомбее, Гаване, Аргентине, потом в Ханое, Монтевидео (Уругвай) и Мехико. Одна из самых больших люстр в мире и внушительная хрустальная лестничная балюстрада были сделаны Baccarat для стамбульского дворца Долмабаши.

Русская царская семья тоже была одним из любимых клиентов Baccarat, и изготовленные для нее канделябры до сих пор украшают Зимний дворец в Петербурге. Он этом, конечно, помнят в компании. «Русские покупатели особенные, - поделилась со мной впечатлениями генеральный директор компании Даниэла Риккарди. - Во-первых, они отличаются тем, что тратят деньги охотно и с удовольствием. Неважно, на одежду или на что-то прекрасное для дома - им одинаково нравится украшать себя и украшать мир вокруг себя. Также они очень любят делать подарки - и себе, и другим. Во-вторых, у русских отличное чутье на лучшие вещи, наиболее ценные вещи, они умеют выискивать и выбирать для себя настоящие предметы искусства. Поэтому русские покупатели любят Baccarat, а мы любим их. И Россия - это единственное место, где есть такой же концептуальный, очень особенный Maison Baccarat, как в Париже».
Русским есть, что любить: продукция знаменитой марки до сих пор идеальна с точки зрения техники и уникальна по стилю и креативности. На фабрике работают искусные резчики и стеклодувы, мастера не в первом поколении, которые способны повторить любую, самую сложную вазу или люстру из архивов марки. А главные мировые звезды в области дизайна во главе с Филиппом Старком разрабатывают новые удивительные модели, в которых хрусталь преображается, например, благодаря использованию новых световых технологий: светодиодов, диммеров. На выставке в Петит Пале целый зал отведен под мини-выставку знаменитой исторической люстры Zenith, с десяток разных ее вариаций попеременно разгораются и затухают, отражаясь в зеркальных кругах на полу и зеркальных стенах. И это завораживающее зрелище есть метафора всей истории хрустальной мануфактуры - местами блестящей, местами некичливой, скромной, скрывающей за кажущейся простотой недели и месяцы кропотливого труда. Но неизменно своими работами освещающей мир вокруг, в прямом и переносном смысле.

Даниэла Рикарди, генеральный директор Baccarat, о путешествиях

 – Могли ли вы когда-нибудь представить, что вы будете руководить такой известной, такой уважаемой компанией, да еще французской?

– Нет, конечно, нет. Но я никогда не могла бы представить себя всю жизнь живущей на одном месте, всю жизнь работающей на одной и той же работе. Я всегда мечтала о путешествиях, о том, чтобы жить в другой стране, говорить на разных языках, пробовать разную еду, узнавать новые культуры. Это не было обыденным желанием для итальянской девушки в мои времена. Это и сейчас не рядовой пример в Италии. Но это то, что сделало меня мной - я сменила так много стран в ходе своей карьеры! Жила в России, в Китае, Колумбии, Мексике, Венесуэле, Бельгии, теперь живу во Франции - каждые три-четыре года я меняю страну, язык, еду, религию, и мне такие перемены очень нравятся!

– Это бизнес, а для души куда вы путешествуете?

- Это очень разные места. Из последних потрясших меня - это Гавана. Я мечтаю поехать туда еще. Это просто наваждение. Я должна найти еще время, чтобы съездить туда как минимум еще раз. Мне нравится там атмосфера декаданса, музыка, сальса, и конечно - люди, их дух, их настроение, это люди с большим сердцем и умением радоваться жизни.

– Какие советы вы бы хотели дать путешественникам?

– Ну, тем, кто приедет в Париж, в первую очередь хочу пожелать и посоветовать посетить наш Maison Baccarat - там не только самый большой бутик и великолепный ресторан Crystal Room, но и частный музей компании, с лучшими работами, выполненными за 250 лет ее истории. Это очень особенное место, куда хочется приходить и повторно, и в третий раз, и еще, и еще.

– Какие планы у компании на следующие 250 лет?

– Мы развиваемся: скоро в Нью-Йорке откроется первый отель из серии Baccarat Luxury Hotel and Residences. Он будет расположен прямо напротив Музея современного искусства, на 53-й улице между Пятой и Шестой авеню. По сути это будет то, что называется Maison Particulier (богатый особняк, частный дом), но в самом сердце Нью-Йорка и с большим количеством предметов, изготовленных Baccarat - одновременно и исторических вещей, и вещй, специально разработанных и изготовленных для этого места. В общем, это обещает быть очень специальным отелем.

– Отель какого типа это будет?

– Не бутик-отель, но и не особенно большой. Порядка 140 номеров и 40 частных резиденций - большая часть их уже продана. Все будет очень роскошно, по-настоящему роскошно. И главное - в них будет дух хорошего, богатого особняка, дорогой частной виллы, где тебя встречают как члена семьи и где ты чувствуешь себя как дома. Со всем вниманием к мельчайшим деталям и всей прелестью объектов и украшений от Baccarat.

– Кто разрабатывает дизайн?

– Это пара, французская пара Gilles & Boissier, Доротея Буасье и Патрик Жиль. Много-много лет лет назад они участвовали в оформлении Maison Baccarat в Париже, и теперь мы снова их пригласили. Мы и компания Starwood, которая будет управлять отелями и является их основным акционером.

– Что это означает для клиентов? Не так провокационно, как у Филиппа Старка?

– В этом отеле можно будет почувствовать настоящий французский art de vivre, образ жизни и искусство жить. Это будет особый микст классики, наследия и современности - очень новый и необычный микс.