15 Янв 2016 | ПУБЛИКАЦИИ

Бал дебютантки

Опубликовано в журнале Vogue в декабре 2015 г. | ПУБЛИКАЦИИ
Бал дебютантки

Сати Спивакова, телеведущая и светская леди, начинает жизнь с нуля – и выходит на театральную сцену.

«Нам всегда кажется, что все еще будет, - говорит, лучезарно улыбаясь, тонкая и звонкая Сати, которая в свои «за пятьдесят» делает первые шаги в театре. - У меня именно так получилось. Я была единственным ребенком в семье, самой младшей из двоюродных братьев и сестер, и мама моя всегда говорила: «Тебе еще рано». Рано носить каблуки, рано краситься, рано то, рано се. А потом в 21 год я вышла замуж за человека на 18 лет старше себя – и тоже попала в компанию людей, которые все были меня старше на порядок и с которыми я ощущала себя девочкой. Мне всегда казалось: «Ой, я все еще успею». Поэтому, когда вокруг вдруг все стали младше меня: сотрудники на телевидении, друзья дочерей – я поняла, что уже ничего не успею. Если не начну делать делать все со скоростью света≫.

И вот 14 и 15 декабря в Театральном зале Дома музыки  пройдет премьера спектакля ≪Фетишист. Французская  пьеса≫ с Сати Спиваковой в главной роли. Пьесу написал  модный драматург Максим Курочкин, продюсер — Марианна  Сардарова из фонда RuArts. Режиссер — Василий  Бархатов, известный своими оперными постановками.  Сюжет, разумеется, тайна, но, конечно, о любви. Партнер  Сати — Андрей Фомин, выпускник Щукинского училища  и шоумен. ≪Как мы между собой шутим, собрались два  невостребованных артиста и нашли для себя очень востребованного  режиссера≫, — улыбается Сати.  Актерский опыт у нее тем не менее имеется — студенткой  она снялась в нескольких фильмах. А в конце учебы  вышла замуж за дирижера и скрипача Владимира Спивакова  и следующие тридцать лет заботилась о семье,  блистала на приемах, вила гнездо в разных уголках  света. Но мысли о сцене не отпускали, и в 2007 году она  сделала первую попытку вернуться — получила роль  чтицы в оратории режиссера Кирилла Серебренникова  ≪Персефона≫ на слова Андре Жида. Шоу прошло всего  два раза в рамках фестиваля ≪Черешневый лес≫, но Сати  уже было не остановить. ≪После ≪Персефоны≫ я вдруг  поняла, сколько во мне сил и желаний. И стала носиться  по Москве как заводная обезьяна, выискивая интересные  пьесы, идеи, продюсеров, режиссеров. Подруги-  актрисы во Франции Изабель Аджани и Фанни Ардан,  когда я сказала им, что хочу вернуться в профессию,  закидали меня пьесами — давай играй то, играй это≫. 

Ничто не цепляло, пока в одну из бессонных ночей  Спивакова не наткнулась на новеллу ≪Нежность≫ французского  писателя-пацифиста Анри Барбюса. ≪Я увидела  текст по-новому, как взрослая женщина, а не восемна-  дцатилетняя девушка. Все-таки героиня сильно старше  возлюбленного, которому она пишет письма. Прочитала  и подумала: с музыкой будет классно≫. Вместе с пианисткой  Басинией Шульман и режиссером Романом Виктюком  они сделали спектакль, музыкально-драматический,  с музыкой Брамса, Шумана и Франка. Премьера прошла  в Доме музыки год назад. ≪Нежность≫ дала мне почувствовать,  что я могу для четырехсот человек в зале создать иллюзию,  что время остановилось. Это главное для артиста  — увести, увлечь. Наш новый спектакль ≪Фетишист≫  не имеет ничего общего с социальными проблемами,  с политикой, а только с тем, что у человека происходит  внутри. Он о душе и больше ни о чем. О том, как рискованно  возвращаться в прошлое. О том, как мы бежим от настоящей  любви. Наверное, сейчас не время играть такие  пьесы, но мы играем≫. 

Даже Высокая мода теперь не увлекает ее так, как раньше:  три чемодана нарядов перекочевали в музей к историку  костюма Александру Васильеву. ≪Я всегда любила  моду, еще с юности умела подметить, как накинут на женщине  жакетик, как вот такие босоножки сочетаются  с вот такой юбкой. А сейчас я понимаю, что нужно просто  иметь базу в гардеробе, вещи, которые будут актуальны  не один сезон: например, черную кожаную куртку-косуху  можно носить лет десять, а то и двадцать, меняя  шелковые блузки или майки. И я больше не покупаю  таких вещей, которые бьют, что называется, наотмашь,  но надеть их можно один раз≫. 

Из гранд-марок Сати теперь носит в основном Azzedine  AlaIa, а, прилетев в Берлин или Нью-Йорк, вместо бутиков  идет на выставку. И только от театральных проектов  ее продолжает колотить. Даже сейчас, когда все уже  сделано и готово к премьере ≪Фетишиста≫, она сидит  в гостиной своей квартиры на Тверском бульваре с ощущением,  что собирается прыгнуть с парашютом. 

Стать актрисой в пятьдесят три года? Многие скажут,  что не стоит и пробовать, но только не она. ≪Когда есть  задача, дело, когда я в зоне стресса и риска — я могу горы  свернуть. Передо мной пример мужа, который давно  мог бы не выступать, а тихо преподавать где-нибудь, вещать  со сцены. Однако вчера он играл в Воронеже, сегодня  в Туле, завтра и послезавтра — в Курске и Белгороде.  Он не может сидеть спокойно. И я такая же≫.  Раньше вся ее энергия была направлена на четырех  дочерей, теперь девочки выросли, строят карьеру. Живут  на разных континентах, родителям шлют сообщения.  А Сати на повышенных скоростях несется на теат-  ральные вершины: на 2016 год запланированы гастроли  в Лондоне, и Кирилл Серебренников не против совместного  проекта в ≪Гоголь-центре≫. ≪Я пошла вразнос, — смеется  Сати. — К тому же работа — лучшее омолаживающее  средство. По крайней мере для меня≫.   

Ольга Косырева   

Фото Данил  Головкин