Центр Fabrica, который возглавляет Сэм Барон, расположен в итальянском Тревизо, в 40 минутах от Венеции. Это одновременно исследовательская лаборатория, дизайн-студия и школа. Из его стен вышли такие знаменитости, как испанский дизайнер Хайме Айон, южноафриканский фотограф Питер Уго и российский дизайнер-график Дима Барбанель.
Барон на фабрике
Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в октябре 2013 г.
Расскажите, пожалуйста, как работает Fabrica?
Сэм Барон Это так называемая программа пребывания, которую финансирует Benetton. У нас нет дня, когда мы начинаем учебный год, и нет дня, когда заканчиваем. Это годичная программа, которая для каждого студента может быть начата в любой день. Мы принимаем тех, кому еще нет 25 лет. Молодые люди высылают нам портфолио, мы рассматриваем их все и оцениваем, с кем можно поработать. В год приходит порядка 500 заявок, из которых около 100 мы удовлетворяем. Прошедшие первый тур приглашаются сначала на две недели: они приезжают, мы с ними встречаемся, разговариваем, пробуем их в нескольких проектах и смотрим, как они работают и встраиваются в процесс.
Какие, например, это могут быть проекты?
С.Б. Я всегда стараюсь дать разные задания — и индивидуальные: предложу, скажем, придумать ковер или вазу; и инициированные третьей стороной: прошу, например, поработать по заданию клиента, то есть в ситуации, где есть система ограничений со стороны заказчика, бизнеса, производства. Плюс мы включаем соискателей в уже делающиеся в студии проекты, чтобы увидеть, как они общаются с людьми, как работают в команде. После чего решаем, подходит ли этот человек “Фабрике”.
Сами кандидаты тоже должны за это время сделать выбор. Потому что бывает и так: у человека было одно представление о процессе, а оказалось все совсем иначе и довольно далеко от того, что ему нравится, к чему он стремится. Но если мы остались довольны друг другом, то наш кандидат получает стипендию, мы платим за его поездку, оплачиваем квартиру, обед и берем его на стажировку в студию, где он выполняет сразу несколько проектов, и за эти проекты он получает деньги. Это могут быть и предложенные им самим идеи, и дизайн по заказу компаний, чьим представителям понравились манера, работы, образ мысли этого конкретного дизайнера. А еще у нас есть наш собственный бренд Fabrica Features, в рамках которого мы готовим выставки и выпускаем свои разработки маленькими тиражами. В Болонье и в Лиссабоне у нас есть свои магазинчики и при них галереи, там мы показываем все, что мы делаем. Так что это и способ для молодых людей сделать свою первую выставку, показать себя и получить отклики от публики и профессионалов на свою работу.
В вашем центре существуют какие-то факультеты, отделы, специализации?
С. Б. Это скорее не факультеты, а группы по интересам. Я руковожу направлением дизайна, но в мою команду входят и графические дизайнеры, и иллюстраторы, и фотографы, хотя предметных дизайнеров все-таки большая часть. Когда мы готовим очередной мозговой штурм, все эти люди в равной степени делятся своими идеями, и мы все обсуждаем, и разность этих людей обогащает наш общий проект. Также на “Фабрике” есть направления, сосредоточенные в большей степени на видео, на графическом дизайне, фотографии, журналистике и т. д.
Как на вас лично повлияло то, что вы стали дизайн-директором Fabrica?
С. Б. Это полностью изменило жизнь, потому что поместило меня в международный контекст. Вокруг меня собираются люди из разных стран, мы работаем совместно, и я могу делать самые разные проекты с ними и передавать им мое видение и думать с ними вместе, одновременно с уважением относясь к тому видению темы или проблемы, которое есть у них, и культурным особенностям каждого из них. “Фабрика” дает всем проявить себя и понять, кто же они, в чем состоит их персональность. Ведь когда мы говорим “стул”, то для нас, европейцев, это традиционный стул, для американцев это, может быть, высокий стул типа барного, а для японцев, например, стул — это пол, потому что у них сидят на полу. То есть ты должен переосмыслить все, у тебя не должно больше быть барьеров. Это совершенно уникальная ситуация.
Вот я, француз, окончил школу, где мы изучали историю дизайна, историю стилей — все очень французское, от стульев Людовика XIV до архитектуры Жана Нувеля. Это правильно очень, это нужно, но это не все. Как эти знания можно использовать? Как превратить их во что-то новое? На “Фабрике” мы стараемся это старое соединить с новым и переосмыслить саму функциональность как таковую, изменить наш взгляд, нашу точку зрения.
Мы развиваем и соревновательный дух. На “Фабрике” всегда идет битва за свою точку зрения. И в то же время каждый имеет возможность увидеть и услышать совершенно другие точки зрения, которые раньше были недоступны.
Как вы учите своих студентов?
С. Б. Мы не учим. У нас есть лекции и практические занятия, и они могут быть групповыми или персональными. Но это не вполне обучение.
В чем тогда состоит ежедневная рутинная деятельность стипендиата?
С.Б. У нас нет рутины, как нет и правил. Все зависит от каждого конкретного человека, его потребностей, способностей и того проекта, который он в данный момент реализует. Например, вы должны быть в студии каждый день. Но если вы мне скажете, что хотите поехать на неделю в Милан, потому что там есть женщина, которая знает какую-то особенную технику вышивки, и если я согласен, что именно этой техники вам сейчас не хватает и именно с ее помощью вы сможете реализовать вашу идею, то я скажу вам: “Да, пожалуйста, поезжайте”. И при этом у нас не бардак и не анархия, мы не движемся кто в лес, кто по дрова. У нас есть рабочее пространство, рабочие места, расписание, план и т. д. — потому что хотя бы минимальная упорядоченность необходима. Это, кстати, полезно для резидентов: мы учим их работать в графике, организовывать себя, планировать.
Это отлично, ведь дизайнер — не только творец, но еще и менеджер, и промоутер…
С. Б. Верно. Он должен уметь и себя подать, и себя продать, и все организовать, а не только придумать что-то гениальное. Вопросы ведения дизайнерского бизнеса тоже у нас активно обсуждаются.
Уделяете ли вы внимание новым технологиям?
С. Б. Да, но мы считаем, что любая технология — это, конечно, средство, а не результат. Мы здесь для того, чтобы разрабатывать новый дизайн, а не восклицать: ах, технологии меняют мир. Лазерная резка или, например, 3D-печать — это всего лишь новый тип бумаги, на которой мы должны рисовать свою картину.
Что изменилось за время вашей работы?
С. Б. Когда я пришел, все немножко почивали на лаврах. Я все встряхнул. Я несу ответственность за людей, которые учатся и работают под моим руководством. Нельзя сказать им: “Бросьте все: дом, работу, семью, любимую девушку — и приезжайте к нам на "Фабрику"!” — и не быть активным, открытым, внимательным — в общем, примером и источником вдохновения. Поэтому я очень стараюсь.
Ольга Косырева