Курсы и лекции о дизайне
для профессионалов и любителей
Войти в личный кабинет

Борьба старого со старым

Борьба старого со старым

В Милане только что закончился очередной, уже 57-й по счету, Миланский мебельный салон – крупнейшая в мире выставка мебели – и сопровождавшая его масштабнейшая Миланская неделя дизайна. Что будут «носить» в интерьерах в предстоящий год, разведала специально для RBC Style Ольга Косырева.

Текст Ольги Косыревой ,
опубликовано в журнале RBC Style 26 апреля 2018 г.

В этом году на Salone Del Mobile были очевидны две основополагающие и при этом противоположные тенденции, которые коротко можно охарактеризовать как борьбу модернизма с постмодернизмом. Это, похоже, как в философии: одновременно единство и борьба. Или как в физике: силы центростремительные и центробежные. И только в них рождается единство и шаткая устойчивость момента.

Наверное, для начала нужно объяснить, что такое первое и что такое второе, по крайней мере, применительно к дизайну. В предметном дизайне и дизайне интерьеров модернистская традиция сильна, стара, существует еще с 1920-30-х годов. Это наследие Баухауса, это наследие Ле Корбюзье, это интерьеры, построенные на прямых линиях, на прямых плоскостях, это вещи и поверхности, сделанные из натуральных, честных материалов, которые ничем не притворяются, а хороши как есть. То есть это металл в чистом виде, это дерево, это стекло, это кожа, это ткани и, как правило, это монохромность: чёрный, белый, оттенки серого и природные цвета, натуральные цвета камня, металла, дерева.

Что же касается постмодернизма, то это глобальная идея, которая пришла на смену модернизму в 1960-70-е годы и заключалась как раз в отрицании всей той честности, всей той прямоты и логики, которая была у модернизма. Постмодернизм в интерьерах – это гремучая смесь всего и вся, это передоз, это через край, это ярко, энергично и весело, а также часто – неожиданно. Постмодернизм – это всегда шутка, это всегда ирония, это всегда цитирование, заимствование очень многих разных элементов из предыдущих культур. Это визуальные эффекты, это обманки, когда вещи или поверхности представляются тем, чем они на самом деле не являются: пластиковое кресло может выглядеть мраморным, а какая-нибудь искусственная поверхность – деревянной. Для пущего эффекта не помешает немного ярких цветов и динамичных орнаментов, а также немного экзотики. И вот интерьеры и предметы вот в таком духе были характерны для 70-х и 80-х, то есть эпохи хиппи, эпохи молодежной революции (которой, кстати, в этом году исполняется 50 лет). И ярко выраженная тенденция в современных интерьерах и предметном дизайне – переход от наследия модернизма, любовью и вниманием к которому были овеяны нулевые и начало 2010-х, к наследию постмодернизма. Который, очевидно, определит как минимум наши ближайшие пять-семь лет. Модные современные интерьеры – как раз такие смешные, ироничные, с преувеличенными деталями или гипертрофированными формами, яркие, сложные, динамичные, многослойные и наполненные контрастами прямых и округлых линий, цветочных и геометрических орнаментов, мелких паттернов и крупных, и т.п.

И все, что показывали в середине апреля на Мебельном салоне в Милане и в ходе Миланской недели дизайна – все это как раз таки можно разделить на две группы по описываемому признаку.

Конечно, внутри каждой есть еще и свои особенности, свои нюансы. Например, среди наследников модернизма можно выделить тех, кто придерживается стилистики, идей и принципов модернизма 1950-х годов, так называемого mid-century modern. В тот период в интерьер пришли скругленные формы, цветовые акценты, появилось больше дерева, появилась визуальная легкость. И многие современные интерьеры и вещи, которые для них проектируются, за источник вдохновения берут именно этот стиль и период, середину ХХ века. Это модернизм условно «бедный» - не потому, что дешёвый, а потому что для послевоенного периода характерна экономичность и изобретательность, а также подчеркнутая скромность вещей и интерьерных решений. А другая разновидность модернизма – это как раз таки идея роскошного модернизма, как бы это ни звучало противоречиво. Дорогие поверхности, дорогие материалы и отделки: если ткани, то шелк, бархат, кашемир, если камень – то травертин или мрамор, или оникс, или даже полудрагоценный камень. И целый ряд компаний и дизайнеров планомерно развивает это направление.

Все это – долгосрочные тренды, которые появились не вчера и умрут не завтра. Они определяют и будут определять нашу действительность на ближайшие три, пять, а то и десть лет. Что же касается краткосрочных стилевых трендов, то здесь тоже есть, о чем поговорить. Краткосрочные тренды – это явления и веяния, которые имеют более короткий жизненный цикл, это то, что мир чувствует модным в данный момент. Это, в первую очередь, цвета: насыщенные, достаточно плотные, приглушенные. Темно-зеленый, сине-зеленый, густой темно-синий. Причем эти цвета используются в неожиданных сочетаниях, например, с бордовым, фиолетовым, малиновым, каким-то ягодным, брусничным, в соседстве с горчичным цветом и другими подобными, часто необъяснимыми и еще вчера неприемлемыми красками.

Более тонкий и пока более легкий, слабовыраженный тренд – это использование коричневой гаммы, темно-коричневого дерева и таких же красок в предметах. Что же касается розового, который был очень моден в последние три года, то его стало меньше, но он не исчез и не испарился, он просто стал тоже очень насыщенным и приглушенным, и чаще коралловым, а не поросячьим розовым. Появляется серый, появляется серо-голубой, и при соседстве с тем же легким розовым или разбеленным желтым это выглядит необычно и красиво.

В отделках появляется полированное дерево, темное коричневое блестящее дерево, и это очень интересно, потому что отсылает многих к советским 70-м. Но это очень ясный, четко прослеживающийся тренд, и это выглядит очень-очень модно и красиво в определенном контексте.

Еще, наверное, нужно сказать про орнаменты, которых тоже очень много и разных. С одной стороны, в тканях, в обоях, в коврах очень много геометричных рисунков, построенных на повторяющихся формах, на оптических иллюзиях, на диагональных различных линиях, таких как ромбы, зигзаги, призмы – это очень-очень популярная тема, и эти рисунки могут быть в разном масштабе – очень модно сочетание разномасштабных элементов.

С другой стороны, популярны принты и рисунки на экзотическую тему, про джунгли и тропики: пальмы, бананы, экзотические растения с большими интересными листьями. Эти листья и растения встречаются в разнообразных контекстах, и они сейчас заменяют цветы – цветочных принтов и орнаментов немного.

И еще интересный факт – вот этот тренд на тропические растения с плоских поверхностей переходят в реальную жизнь. Очень приветствуется и очень модно внутреннее озеленение: крупные растения, пальмы, бананы с большими листьями, а также подвесные сады и вертикальные сады. Все они группируются так, чтобы создавалось ощущение оазиса. И на многих стендах есть вот такие оазисы с лаунж-мебелью, такие уголки для релакса, где предполагается уединенное место для расслабления, для удовольствия. То есть удовольствие в наши дни, с точки зрения дизайнеров и продвинутой дизайн-тусовки – оно немыслимо без растений и зелени.