19 Окт 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Человек-оркестр

| ПУБЛИКАЦИИ
Человек-оркестр

Человек-оркестр, он одновременно создает предметы дизайна, которые производятся и продаются миллионными тиражами (например, лампа Tolomeo для компании Artemide), и единичные авторские вазы из выдувного стекла, которые дарит только самым близким друзьям, оформляет интерьеры банков (Deutchebank и Intesa Sanpaolo) и национальных корпораций (Enel, Posta Italiana), обустраивает музеи (Triennale в Милане, Neues Museum в Берлине), профессорствует в Миланском Политехе, а в свободное от этой работы время – вытесывает из дерева скульптурные модели зданий в своей мастерской в итальянской глубинке. Обо всем этом и о многом другом Де Лукки рассказывал на своей лекции, которая прошла в рамках итальянской мебельной выставки iSaloni Worldwide Moscow.

Опубликовано в "Независимой газете" в октябре 2011 г.

 

Синьор де Лукки, скажите, это первый ваш визит в Москву?

– Нет, отнюдь нет. Лет восемь назад я приезжал сюда довольно часто.

По каким делам?

– Мы большие друзья с Мишей Куснировичем, и по его просьбе я занимался реконструкцией интерьеров ГУМа.  Он друг моих друзей и у нас очень теплые отношения с ним.

– И какие у вас были впечатления от Москвы?

Знаете, я действительно был впечатлен – в первую очередь тем, сколько здесь энергии, сколько жизни. Знаете, мы там у себя на западе привыкли, что все меняется очень медленно, что жизнь – это эволюция, а не революция. А тут у вас все меняется так быстро, что и нам приходится перестраиваться – менять образ мыслей, образ жизни, чтобы не отставать. Мы привыкли думать не об инновациях, а об эволюции – медленных, постепенных переменах, от года к году. Когда я первый раз приехал в Москву, я понял, что для такой эволюции времени больше нет – надо переходить к инновациям. Здесь все – движение, все – взрыв. 

– В этот свой приезд вы заметили уже какие-то перемены?

– Конечно! Город совершенно изменился! Взять хотя бы аэропорт Шереметьево – последний раз я прилетал в старый терминал, темный, депрессивный. Сейчас – это просто фантастика, и возможно один из самых современных аэропортов в мире, которые я знаю. И сам город – весь в огнях, в рекламе, с множеством людей на улицах, с огромным потоком машин. Во времена последнего визита улицы мне запомнились полупустыми.

– А что в Италии? Над чем вы работаете сейчас? Какие у вас есть новые проекты?

– Наша студия работает вполне успешно – за последние годы у нас было масса проектов, масштабных и интересных. Сейчас мы делаем музей для художественной коллекции банка Intesa Sanpaolo, а также административное здание по заказу государства. Я также продолжаю работать над созданием предметов – светильников, столов, шкафов. Надо признаться, что я очень люблю лампы как объекты и рисую их постоянно, до ста штук в день. И постоянно модернизирую свою самую известную модель – Tolomeo для Artemide, это долгоиграющий проект (именно за нее Микеле де Лукки получил в 1984 году награду Compasso d’Oro – «Золотой циркуль»). Работаю также для таких производителей мебели как Alias, Unifor, Caimi, ну и для своей маленькой фирмочки  под названием Produzione Privata. Но также я стараюсь максимально разделить мою профессиональную и мою личную  жизнь, и проводить как можно больше времени наедине с собой. Это роскошь, которую я себе позволяю. Я занимаюсь своими художествами – деревянными скульптурами – и рисую, и получаю от этого все большее и большее удовольствие.

– Получается, что в рабочее время вы – архитектор и дизайнер, а после работы и в выходные – художник и скульптор?

– Я не разделяю то, чем я занимаюсь, на предметный дизайн, архитектуру, искусство, дизайн интерьеров, фотографию, литературу. Я занимаюсь всем одновременно. Разумеется, это разные дисциплины, но само разделение на дисциплины – это лишь способ каталогизировать разные области, в которых проявляется креативность человека. У меня в голове все это существует одновременно. И есть только одна важная институция, которая разделяет эти области – это рынок. Рынок искусства кардинально отличается от рынка предметов дизайна или архитектурного рынка. И с этим я не могу ничего поделать. И это меня очень беспокоит – я вообще не люблю рыночные отношения в делах творческих. И отнюдь не считаю, что то, что успешно с коммерческой точки зрения, является столь же успешным с точки зрения креатива и творчества. Художник может быть востребован на рынке и при этом страдать от недостаточной самореализации. Это издержки нашего образа жизни. Мы, конечно, очень счастливы и в наше время можем жить так, как люди никогда не жили раньше – можем покупать и иметь все, что захотим. Но есть и другая сторона медали – у нас слишком много вещей и многие из нас уделяют вещам слишком много внимания. Поэтому я веду каждодневную, постоянную битву с консьюмеризмом.

– Я вас очень хорошо понимаю – в России потребительство развито сейчас как нигде. И взять хотя бы эту мебельную выставку, на которую вы приехали с лекцией – здесь так много всяких излишеств и чрезмерности. Что же с этим делать?

– Ну, это вопрос вкуса. Неважно, классического стиля мебель вы выбираете или дизайнерскую, важно, есть ли у вас вкус, есть ли чувство меры, пропорций, гармонии. У многих русских оно в крови. А если нет, то оно воспитывается, приходит по мере «взросления» общества. Сейчас многим, может быть, хочется какой-то пышности, дворцовости – просто на контрасте с вашим бедным советским прошлым. Потом, когда произойдет насыщение, захочется чего-то более утонченного, неброского. Это вопрос времени.

Беседовала Ольга Косырева