Интервью у руководителей и владельцев ведущих итальянских компаний – производителей люксовых товаров взяла Ольга Косырева. Cокращенная версия материала была опубликована в специальном издании журнала «Robb Report Россия» ИСКУССТВО И ДИЗАЙН. Ниже – более подробная версия.
Что такое роскошь?
Скачать PDF версию рубрикации
Интервью у руководителей и владельцев ведущих итальянских компаний – производителей люксовых товаров для специального издания журнала «Robb Report Россия» ИСКУССТВО И ДИЗАЙН взяла Ольга Косырева
Опубликовано в журнале Robb Report – Номер 11 (100) ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
Альберто Бевильаква
генеральный директор текстильной мануфактуры Luigi Bevilacqua
Семья Бевильаква уже триста лет владеет секретами производства драгоценных венецианских тканей, в частности, бархата с рельефным рисунком, по-русски называемого «рытым» - в мире тканей не существует ничего более ценного и редкого. Во главе компании LuigiBevilacquaстоит РодольфоБевильаква, президент и руководитель производства этой старинной мануфактуры.
– Синьор Бевильаква, вы как никто должны знать толк в настоящем люксе. Можете рассказать, что для вас значит это понятие?
– Настоящая роскошь – это искусство, для меня – живопись и архитектура в первую очередь, а также хороший вкус. Разумеется, сейчас многие относятся к предметам искусства как к товару и рассматривают обладание ими как инвестиции. Ноте, для кого-то картины – это только капиталовложение, держат их в надежных банковских хранилищах и не могут каждый день любоваться своими сокровищами. Я же считаю, чтопроизведения искусства надо постоянно видеть, наслаждаться ими и удовлетворять таким образом свои эстетические чувства.
– Вы сказали о хорошем вкусе – неужели это такая редкость, что тоже может быть причислено к предметам роскоши?
– Хороший вкус – это природный дар, и чем о более роскошных вещах идет речь, тем больше его значение. Кубранствудомовподходят те же критерии, которые мы используем, когда говорим о стиле в одежде. Потому что люди, которые по-настоящему любят искусство, ремесло и роскошь, показывают это не только в манере одеваться, но и в своих интерьерах. В частности, наши ткани я бы сравнил с костюмом, сшитым вручную из сотканных вручную дорогих тканей. Такие костюмы, кстати, носилДжованни Аньелли–в свое время главный акционер и директор компании Fiat, который был и остается иконой итальянской элегантности.
– В чем состоит особенность и ценность фирмы Luigi Bevilacqua?
– Сейчас в мире осталось три или четыре производителя настоящего бархата, поэтому, приобретая его, вы становитесь обладателем не просто предмета роскоши, а настоящего сокровища. Уже через столетие никто не будет способен изготовить что-либо подобное. Так что, среди прочего, приобретение сделанной вручную ткани могло бы стать очень хорошим капиталовложением – ее не грех передать и по наследству.
– Как Вы считаете, в чем секрет успеха вашей компании?
- Мастерство – это уникальность продукта, предназначенного для людей, которые понимают ценность этой уникальности.
– Многие ли люди относятся к таким ценителям?
– К сожалению, если когда-то раньше роскошь и была связана с искусством, ремесленниками, хорошим вкусом, то сегодня это понятие больше связано с брендом, со стремлением жить напоказ, показать свое положение в обществе, и все меньше современное понимание роскоши зависит от того, красивы или нет сами вещи. Однако у нас нет недостатка в клиентах, и мы никогда не ищем новых – они сами нас находят. К нам приходят те, кто готов ждать месяцы и даже годы, пока будет изготовлена их собственная ткань – потому что мы до сих пор ткем наш бархат и другие старинные ткани на станках XVII-XVIII веков, и дело это не быстрое.
– Скажите, чего больше в ваших тканях – искусства или ремесла?
– Разумеется, искусство является абсолютным творчеством, в то время как наши ткани – это ремесленное производство. Но неоднократно в журналах, посвященных роскошным интерьерам, я видел, как картины Мане, Пикассо, Бэкона соседствуют с тканями Bevilacqua на диванах и подушках. Это хорошее сочетание, и мы очень гордимся, когда видим подобные вещи. Думаю, нам было бы приятно видеть ткань в рамке, как картину, повешенную, возможно, напротив картины какого-нибудь художника. Наши ткани достойны того, чтобы сравниться с живописными полотнами.
– Как в целом Вы оцениваете перспективы рынка роскошных товаров и услуг? Какое будущее его ждет?
– Разумеется, для того чтобы развиваться, нужно наращивать выпуск продукции, но в неких пределах, как, например, в случае с Ferrari.
– Но может ли роскошь быть доступной для каждого?
– Настоящая роскошь, являющаяся произведением искусства и ремесла - это прерогатива немногих.
– Неужели нет вещей, которые Вы могли бы назвать «повседневной роскошью»?
– Лично мне нравится путешествовать, любоваться красивыми городами и природой, узнавать новых людей. В этом тоже скрыта своя прелесть, что понимаешь только с возрастом.
Розелла Бизацца
совладелица и директор по коммуникациям компании художественной мозаики Bisazza
В русском языке слово «бизацца» стало почти таким же нарицательным, как «ксерокс», «джип», «джакузи» или «памперс». Над тем, чтобы сделать марку Bisazza лидером среди производителей мозаики, уже десять лет работает Розелла Бизацца, достойная наследница своего отца – основателя компании Ренато Бизаццы.
– Вы в молодости были балериной – скажите, чему научила вас балетная жизнь? Помог ли этот опыт вам в вашей дальнейшей карьере деловой женщины?
– Главное, чему научил меня балет – это дисциплина. Как вы, наверное, знаете, что в балете без дисциплины никуда, это первоочередное качество для танцовщика. И это именно то, что больше всего помогает мне в работе. Ведь моя компания семейная, и, казалось бы, можно особенно не напрягаться, но это не так, ты не можешь быть снисходителен к себе. Именно поэтому так важна самодисциплина.
И второе – балет учит тебя взаимодействовать с другими людьми. Ты же не можешь танцевать один, у тебя есть партнер, другие танцовщики на сцене. Вот это умение общаться, находить общий язык, понимать друг друга с полуслова – тоже очень важно. И даже сейчас, когда я начальник, я получаю настоящее удовольствие, работая не в одиночку, а в команде.
– Было ли вам легко превратиться в бизнес-вумэн?
- Тяжело, довольно тяжело. Но в принципе быть предпринимателем, особенно в нынешней экономической ситуации – это трудно для любого человека. Женщине особенно. В Италии общество очень ориентировано на мужчин, особенно бизнес-сообщество. Слава богу, мы находимся в Северной Италии, и ситуация здесь не такая плачевная, как в южных регионах. Но все равно люди часто думают, что ты не такая сильная, умная, профессиональная. Тебе все время приходится доказывать, что ты не хуже любого из этих мужчин, собравшихся за столом. Тебе приходится работать больше и напряженнее, чтобы тебя признали и оценили. Это определенно. Даже при том, что я работаю в своей собственной компании.
– Тем не менее, вы добились больших успехов: вам удалось прославить ваш бренд и ваш продукт.
– Безусловно, когда я пришла в компанию в 2002 году, она не была такой международно знаменитой. Но тут не одна я работала. У меня отличная команда, и мои коллеги очень сосредоточены на том, что мы делаем.
– В чем секрет вашего успеха?
– Мне кажется, что у каждой компании должно быть свое узнаваемое лицо и свой стиль. Мы в Bisazza к этому всегда стремились. Мы также предпочитаем создавать тенденции, нежели следовать за ними, и никогда не копируем то, что делают другие фирмы, идем своим путем. Мы сделали ставку на дизайн, и наша стратегия – сотрудничать с самыми сильными и международно известными дизайнерами, и мы всегда были настойчивы в достижении этой цели. На нас работают только лучшие, начиная с Алессандро Мендини, которого привлек к совместной работе еще мой отец. Мы стремимся делать элегантный продукт, с самым высоким качеством и самым современным дизайном. Вот три слагаемых нашего успеха.
– Как вы считаете, ваши мозаики – это предмет роскоши?
– На этот вопрос должны ответить покупатели. Мы делаем все, чтобы наши изделия были прекрасны. Прекрасны, желанны и вечны. Да, наша мозаика дорого стоит, но вы же имеете в виду не это? Принадлежность к миру роскоши определяется не ценой, мне кажется.
– Тогда давайте поговорим о том, что такое роскошь?
– Роскошь у каждого своя. Это очень персонально. Для кого-то роскошью является дорогая одежда, яхты, машины. Да, все это – предметы роскоши. И я ношу красивые платья, люблю украшения. Разве что большие машины не вызывают у меня большого восторга.
Однако представление о роскошном в нашем зрелом мире существенно отличается от представлений, существующих в развивающихся странах. Для нас, европейцев, роскошное должно быть более тонким. Лично для меня, например, роскошь – это время и тишина. Мы живем в таком шумном мире, что побыть немного в тишине – это действительно ценно. Именно поэтому я люблю путешествовать в пустыню – чтобы слушать там тишину, ибо абсолютная тишина есть только там. Но даже это становится все менее и менее доступным: страны, куда я обычно ездила, чтобы побыть в пустыне – Сирия, Египет, Иордания – переживают не лучшие времена.
И я люблю путешествовать со вкусом. Рестораны не имеют для меня большого значения: я не уделяю особого внимания еде. Но вот в поездках люблю окружать себя самым лучшим и жить в роскошных отелях. Это способ себя побаловать.
Также роскошь – это иметь время, чтобы отдаваться своей страсти. Мы вечно работаем, работаем, работаем – и у нас нет времени для своих хобби, своих удовольствий, для людей, которых мы любим.
– Как, в вашем представлении, будет эволюционировать мир роскоши? Пойдет он в сторону еще большей персонализации, уникальности предметов или, наоборот, будет расширяться, захватывая все новых и новых потребителей в свою орбиту?
– Это также зависит от рынка. В развитых странах Европы и в США роскошь все чаще становится уделом избранных. Средний класс, боюсь, уже не может себе позволить покупать предметы роскоши, как это было еще несколько лет назад. Люди в Европе вообще становятся беднее с каждым годом, и средний класс просто исчезает. Что же касается развивающихся стран: России, Китая, Сингапура, Индонезии, Бразилии – то там люди испытывают «голод» по отношению к роскошным товарам. Благодаря им индустрия роскоши точно будет расти в ближайшие несколько лет. В целом в мире достаточно супербогатых, которые могут покупать дорогие, уникальные вещи. Мозаику от Bisazza, например.
– На ваш взгляд, слова «дизайн» и «роскошь» не противоречат друг другу?
– Я не вижу противоречий: дорогие дизайнерские вещи далеко отстоят от дешевого масс-маркета. Даже, по моему мнению, гораздо дальше, чем в мире моды. Одеваясь, вы можете смешивать в одном наряде вещи дорогих домов моды, которые все мы любим, типа Chanel или Hermes, и небрендированные недорогие вещи. Это вопрос вашего вкуса и понимания красоты. В мире дизайна, мебели и интерьера качество изготовления имеет определяющее значение. Так что в высшем сегменте дизайн-индустрии нет места небрежности, непродуманности и плохому дизайну. Это понятно и видно людям, которые знают толк в вещах.
– Вы согласны с тем, что итальянский стиль жизни и понимание роскоши отличаются от остальных? В чем вы видите отличие подхода ваших соотечественников к роскоши, стилю и хорошему вкусу?
– Мне кажется, каждая нация имеет свою особость, но у итальянцев, безусловно, есть стиль. Я бы отметила их способность одеваться, выглядеть очень естественно, в том числе надевая простые, нероскошные вещи. Спуститесь в Милане в метро – там будет множество элегантных людей, которые одеты не в бренды с Монтенаполеоне. Это итальянские гены – понимание красоты нам дано от природы. И в мире, который становится все более одинаковым, вы всегда отличите итальянца в толпе и не спутаете его ни с французом, ни с немцем, ни с русским. Возможно, потому что мы много веков уже живем в окружении великих памятников и великой архитектуры – эта красота запечатлевается в головах у людей помимо их воли. И это также справедливо и в отношении интерьеров – достаточно приехать в Милан, чтобы это понять.
Лучано Габбиани
владелец фабрики муранского стекла Gabbiani
Художественное муранское стекло ручной работы – это одновременно вершина и ремесла, и искусства. В век высоких скоростей оно по-прежнему остается предметом коллекционирования и украшением лучших европейских домов. И одним из продолжателей вековых традиций муранских мастеров является владелец фабрики Gabbiani Лучано Габбиани.
– Синьор Габбиани, Вам принадлежит старинное палаццо, где бывал сам Казанова. С утра до вечера, и дома, и в офисе, вы окружены десятками ценных и уникальных предметов, антиквариатом, старинными изделиями из стекла. Есть ли что-то, что еще воспринимается вами как роскошь?
– Наверное, ощущение счастья, которое всегда эфемерно. Ремесленники и предприниматели, создающие все эти экстраординарные и необычные вещи, которые мы называем роскошными, каждый день отдают всю свою душу тому, чтобы обладатели этих вещей стали хоть чуть-чуть счастливее. А значит, и я тоже.
– Как на ваш взгляд, ценители продуктов класса «люкс»меняются со временем? И меняется ли самопредставление о роскоши?
– Понятие роскоши, как и его потребители, развивается с течением времени. Но всех тех, кто стремится окружить себя роскошью, можно разделить на две категории. Первые – это неофиты, люди, которые только начинают свой путь в мире люкса и которым очень важна моя поддержка в познании этого мира. Вторые - старые, постоянные потребители этих товаров и услуг, чей вкус, знания и разборчивость с годами эволюционируют, и со временем они становятся все более и более требовательными.
– Какое положение Ваша компания занимает на рынке роскоши?Что она может предложить истинным ценителям эксклюзивности?
– Наши ценности – это внимание кмельчайшим деталям итворческие эксперименты при твердом следовании древнейшим традициям стекольного мастерства Мурано. Наша компания небольшая, но мы гордимся нашим высочайшим уровнем ремесленной работыи уникальность наших произведений из стекла. Нам нравится общаться с клиентом, взаимодействовать и сотрудничать, чтобы создавать не ширпотреб, а особенные вещи для уникальных проектов.
– Как вы оцениваете перспективы рынка роскошных товаров и услуг? Какое будущее его ждет?
– Перспективы хорошие, очень хорошие. Ведь роскошь не означает исключительно дороговизну. Для меня роскошь определяется в первую очередь высочайшим качеством и материалов, и исполнения, самой работы. Еще одна важнейшая характеристика роскошной вещи: она требует долгого кропотливого труда. Пока ты создашь что-то действительно стоящее, пройдет много времени. Об этом нужно помнить всегда.
– В чем секрет успеха вашей компании и вашего личного преуспевания? Что помогает вам добиваться успеха в жизни?
– Главный наш козырь – это прекрасный вкус главного дизайнера и по совместительству моей жены Марины РаваньянГаббиани. Также мы растем и развиваемся благодаря титаническому труду наших мастеров-стеклодувов и остальных сотрудников и их вере в наше общее дело и несмотря на тысячи трудностей, с которыми мы сталкиваемся каждый день. В том числе и потому, что и наше производство, и наша штаб-квартира с шоу-румомнаходятся в историческом центре такого непростого города как Венеция.
– Интересно, существуют ли на свете вещи, которые люди привыкли считать роскошными, в то время как для Вас они – обыденность, повседневность?
– Прогуливаться по Венеции, поднимать глаза к небу и ежесекундно видеть вокруг себя древнюю историю, искусство, настоящую красоту. Таковы мои будни.
– Является ли Ваш бизнес главным делом вашей жизни или в ней есть что-то еще более важное?
– Это может прозвучать банально, но что может быть важнее семьи!!!
– Какова Ваша жизнь за пределами вашего офиса и вашей фабрики? Что привлекает ваше внимание, что вы любите: какие места, людей, вещи, идеи?
– Я очень люблю море, плавать на лодке и знакомиться с людьми, которые становятся для меня стимулом идти дальше, делать что-то, узнавать, учиться, жить.
– Вы родом из старинной венецианской семьи – как Вы считаете, что особенного досталось Вам при рождении?
– Безупречная вежливость и щедрость – вот две вещи, которые отец оставил мне в наследство и которые я постарался передать своим детям.
Виконт Дэвид Линли
владелец мебельной компании Linley
Виконт Дэвид Линли, внучатый племянник английской королевы, посвятил себя не великосветской жизни и аристократичному ничегонеделанию, а созданию роскошных уникальных предметов обстановки. В своей мебели и аксессуарах для стильного образа жизни компания Linley удачно объединяет современный дизайн и ручной труд.
–Как англичанина и аристократа, не могу не спросить Вас о том, что такое роскошь для настоящего джентельмена? Что в Великобритании воспринимается как роскошный образ жизни?
– С одной стороны, роскошь связана с предметами, которые демонстрируют индивидуальность, которые в нашем мире массового производства могут быть признаны уникальными. Через нее вы выражаете свою личность в материальных объектах, она зависит от способности четко понимать, чего ты хочешь, и наблюдать за осуществлением этого желания – именно здесь кроется причина того, что сейчас так желанны вещи, сделанные на заказ под конкретного человека. Речь тут может идти о сшитых по мерке туфлях или прекрасной вручную простроченной рубашке из итальянского хлопка. С другой стороны, роскошь связана со стилем жизни и возможностью делать вещи, которые нельзя купить за деньги; это такой уникальный опыт, который становится результатом дружбы и отношений между людьми, складывавшихся долгие годы. Наивысшая роскошь – это, конечно, время; иметь больше времени – это роскошь, которую хотел бы получить каждый. Больше времени, чтобы получать удовольствие от того роскошного времяпрепровождения и роскошных объектов, к обладанию которыми мы так стремимся.
– Что является роскошью именно для вас? И есть ли что-то, привычно называемое «роскошью», что для вас не является таковой?
– Для меня настоящая роскошь находится скорее в области переживаний и опыта, нежели материальных объектов. Например, я могу назвать роскошью ощущение от брызгов соленой воды Средиземного моря у себя на лице, когда я рассекаю волны на прекрасной морской яхте 1930- годов. Или это может быть холодный мартовский ветер, который я ощущаю, прогуливаясь со своей собакой в Озерном краю и держа в руке прогулочную трость с ручной резьбой. Это вещи, которые нельзя купить за деньги.
– Как вы считаете, есть ли место роскоши в мире современного дизайна?
– Конечно. Дизайн – это услуга, и значит, это не имеет значения, современный дизайн или традиционный, он все равно может быть роскошным, если выполнен должным образом. Вещи должны проектироваться с воображением; изготавливаться вручную, самыми опытными мастерами, с использованием самых превосходных материалов и лучших ремесленных техник, а затем продаваться так, чтобы клиент обязательно, гарантированно получал эмоциональную подпитку от обладания своей вещью.
– Вы замечаете, что мир роскоши меняется? Какие перемены происходят в нем, как вы думаете?
– Я думаю, что наибольшие перемены касаются того, как продаются предметы роскоши. Самые настоящие большие перемены происходят в том сервисе, который вы ожидаете получить в качестве роскоши. Все начинается в момент, когда вы входите в магазин и вас приветствуют. Настоящая роскошь – это когда продавец помнит ваш предыдущий визит, что вы купили, какой чай или кофе вы пьете, и соответственно вас встречает и обслуживает. Покупать роскошь – это не просто брать какие-то вещи с полки и платить за них в кассе, это целый процесс. Роскошь – это развлечение.
– А есть ли в мире роскоши какие-то проблемы? И какие перспективы у всей этой индустрии?
– Главная проблема – что масс-маркет наступает гигантскими шагами и начинает приближаться к люксу. Я не боюсь, что эти два рынка сольются, потому что роскошные вещи, подобные тем, что мы вручную изготавливаем для марки Linley, в конкурентной борьбе всегда будут сильнее тех, что производятся на конвейере. Но розничная торговля постоянно прогрессирует, поэтому нам надо постоянно убеждаться в том, что мы отличаемся от ширпотребного дизайна и делаем вещи, к обладанию которыми люди прикладывают по-настоящему грандиозные усилия.
– Каким вам видится будущее индустрии роскоши: будет она производить все больше ценных и уникальных вещей или превратиться постепенно в «роскошь для каждого», с широкой продуктовой линейкой и постоянно растущим производством?
– Мне кажется, мы уже на этом рубеже, если смотреть на то, что люди могут купить в мэйнстримовых розничных точках. Но я также вижу, что окружающие меня люди сейчас стремятся к более простому образу жизни, и большому количеству вещей предпочитают прекрасные долговечные предметы или предмет – что в корне отличается от того, что вы когда-либо могли и можете встретить в мире масс-маркета. Например, мы в Linley сейчас видим увеличение спроса на такие наши изделия как ящик для часов Watch House, переносной бар Shooting companion и шкатулки для ювелирных украшений, выпущенные ограниченным тиражом. Роскошь – это эмоция, вызванная обладанием, и под этим я имею в виду знание реального достоинства того или иного предмета. В случае с Linley речь идет о знании, откуда происходит использованная древесина, кто изготовил этот предмет, кто занимался отделкой и кто доводил его до ума перед тем, как вещь вышла из мастерской. Все эти моменты для нас очень важны, и именно они отличают нас от остальных магазинов. Мы создали прекрасный роскошный бренд из своего разума, умений и воображения.
– А как начиналась ваша компания Linley? И что является ее генетическим кодом?
– Я начал свой бизнес, желая придумывать и делать мебель высочайшего качества, которая бы олицетворяла собой лучшие британские ремесленные традиции. И я с большой гордостью говорю, что это и до сих пор является нашей целью. Идеал Linley – смешать современный дизайн с высоким мебельным искусством. Мы гордимся своим художественным подходом одновременно в области идей и воплощения.
– Что вы делаете, чтобы быть первыми в своей области? Каков секрет вашего успеха?
– Нас не сковывают рамки и правила, и поэтому мы постоянно осваиваем новые территории. Я убеждаю своих дизайнеров думать открыто, свободно и пробовать новое; в стремлении к совершенству в той же степени важно и изучение, освоение новых ремесленных техник. Мы используем лучшие материалы, самых опытных мастеров и лучшие из существующих техник, чтобы изготовить предметы, которые являются абсолютно лучшими в своем роде.
– Каков ваш личный секрет успеха? Что дает вам силы?
– Я всегда прикладывал массу усилий к тому, чтобы создавать лучшие в своем роде вещи, и это то, что движет мной и моей компанией уже долгие годы. Также я отношусь ко всему, что я делаю. Имеет смысл делать что-либо, только если ты делаешь это хорошо, с полной отдачей, так что я отдаю все свои силы тому, чтобы я мог гордится всем сделанным.
– Работа – это главное дело вашей жизни?
– Работа очень важна, и я очень серьезно подхожу к своей роли руководителя. Я по-настоящему получаю удовольствие, видя, как мой бизнес развивается, и я люблю знакомиться с тем довольно большим числом людей, которые имеют с нами дело. Также я являюсь президентом британского отделения Christies, и это означает, что я сижу на двух стульях. К счастью, у Christies и Linley есть много общего, и мне повезло, что я могу совершенствоваться и расти в двух этих компаниях.
Тем не менее, самым важным в жизни для меня остается семья и то время, что я могу проводить с ней. Мне нравится находить возможность кататься с детьми на велосипедах и заниматься картингом, мне нравится учить их готовить и что-то делать своими руками, я ценю каждую секунду, которую мы все вместе проводим летом в нашем доме в Провансе или по выходным в нашем доме в Глостершире. И, как я уже сказал, время – это роскошь, и главная роскошь на свете – это время, проведенное с семьей.
– Что еще вас притягивает в жизни?
– Я люблю кататься на велосипедах, я езжу по всему Лондону и в дождь, и в солнце, мне нравится свобода, которую дает велосипед, и то, что с ним я могу быть максимально пунктуален. Я получаю удовольствие, встречая новых людей и узнавая от них что-то новое, в частности, в Christies я встретил много очень высоко компетентных людей, которые обогатили мои знания в области искусства, антиквариата, коллекционирования и много чего еще. Мне также нравится путешествовать, и я везунчик, потому что моя работа позволила мне посетить самые разные части света. За границей я люблю найти вещь, которую можно привезти домой, чтобы она напоминала мне о каком-то особенном моменте или месте: так, в прошлом году в Киото я купил великолепную ширму, а в этом году привез несколько безделушек и предметов мебели с блошиных рынков во Франции и Италии.