27 Дек 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Дизайн для свободы, игры, еды и здоровья

| ПУБЛИКАЦИИ
Дизайн для свободы, игры, еды и здоровья

Голландия – страна очень свежего и творческого подхода к дизайну, и по уровню развития дизайна она занимает одно из первых мест (если вообще не первое) среди всех стран мира. Дизайн там не является достоянием элиты, а предназначен для всех и каждого. Также он знаменит во всем мире тем, что соединяет редкостный здравый смысл с тонкой иронией.

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в журнале "Деловой мегаполис" в 2014 году

Недаром самая известная в этой сфере голландская компания, с которой, собственно, и ведет отчет новейшая история голландского дизайна, называется Droog Design – а droog по-голландски значит «сухой» и обычно используется в выражении «сухой юмор». Это трудно перевести на русский, но похоже на то, когда люди говорят смешные вещи с абсолютно серьезным видом.
Droog Design появился в 1993 году как совершенно новый дизайн-феномен – это не было брендом, а было неким сообществом, инициатором создания которого были энтузиасты и преподаватели Рени Ремакер и Гийс Баккер. Они говорят, что увидели родившуюся новую ментальность, выразившуюся в создании простых, низкотехнологичных и очень ироничных вещей, и хотели показать ее миру. Сочетание этих качеств было моментально расценено как типично голландское. В группе Droog Design участвовали начинающие дизайнеры, которые теперь знамениты на весь мир: Хелла Йонгериус, Марсель Вандерс, Юрген Бей. В их работах была стихийность, естественность, в них чувствовался флер модернизма, но они были более беззаботными и непринужденными, нежели, например, творения Баухауза. Глава Академии Томас Виддерсховен характеризует возникшее тогда направление как «счастливый модернизм».
Увидеть лучшие вещи, созданные за 20 лет в рамках Droog Design, минувшей зимой можно было в Москве: в ноябре-январе в Московском музее дизайна прошла первая в России выставка дизайна из Нидерландов. Ее название: «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма» - говорит само за себя. Если у нас в стране роскошь и аскетизм – две вещи несовместные, то у голландцев же – еще как. Современные голландские дизайнеры вовсю протестуют против перепроизводства и консьюмеризма, делая уникальные, авторские новые вещи из старых, или из новых, но стандартных, или вообще из природных и технологических отходов. Как говорит дизайнер Юрген Бей, прочитавший по случаю выставки лекцию в Музее дизайна, «все уже существует, надо только уметь взглянуть на это «все» со своей, особенной точки зрения».
И потребители голосуют за такой дизайн, в том числе и своими кровно заработанными. Они позволяют себе иметь дорогие и исключительные, единичные вещи, сделанные из сложенных стопкой 200 листов бумаги с разными рисунками (стул Darwin chair, дизайнер Стефан Сагмейстер), скрепленных ремнем разрозненных ящиков от старых шкафов (комод Chest of Drawers, дизайнер Тейо Реми), собранных в нарядную люстру 85 обыкновенных лампочек (люстра 85 Lamps Chandelier, дизайнер Роди Грауманс) или обыкновенного, никак не обработанного бревна – к нему надо только добавить две-три бронзовые спинки, и получится скамья Tree Trunk Bench дизайна того самого Юргена Бея. Причем продаются именно спинки, а бревно вам предлагается раздобыть самостоятельно. Это увлекательно, неожиданно и мотивирующе.
Вообще вопросам экологии, бережного отношения и вторичной переработки ресурсов в Голландии уделяется особое место, и местные дизайнеры этим отдельно озабочены и умеют обращаться со вторсырьем, как никто другой, и добывать из него славу и деньги. Так, Пит Хайн Эк прославился мебелью, сделанной практически из мусора: использованных досок, старых металлических труб, залежавшихся на складе стеклянных пластин и т.д. Собственно, шкафы, столы и прочие предметы обстановки из разнокалиберных деревянных планок и стали его фирменным знаком.
Другой дизайнер, Дирк Вандер Кой, делает новые стулья и столы из пластика, взятого из старых холодильников, посудомоечных и стиральных машин. Пластик измельчается в гранулы, плавится, а дальше промышленный робот выдавливает его тонкой колбаской по заданному рисунку, послойно. После чего материал, разумеется, затвердевает, а видимая конструкция стула становится его украшением, своеобразным орнаментом. Коллекционеры с удовольствием покупают Endless, что неудивительно: за 800 евро с небольшим каждый его покупатель становится обладателем уникальной, единственной в своем роде вещи и при этом участвует в охране окружающей среды, что сознательных голландцев особенно греет. Потому что, как сказал Юрген Бей в своей лекции, «дизайн – это не просто создание, разработка предмета, это придумывание языка, который мог бы изменить привычки, поведение людей, а также способ сохранить традиции, придав им новый смысл».
Так что оригинальные предметы – это отнюдь не главное, чем славен голландский дизайн. В этой стране он проник уже так широко и далеко, что новой мебелью или аксессуарами никого не удивишь, что понятно: вещей уже слишком много, и все вакантные места в доме уже заняты – есть, на чем сидеть, писать, спать. Менять старые вещи на новые просто так в Европе никому не приходит в голову, так же, как не укладывается в европейском сознании мысль демонстрировать свое финансовое или социальное положение путем покупки дорогостоящих предметов обстановки. Дизайн служит совсем другим богам, и голландский дизайн дает отличную возможность в этом убедиться. Как и в других странах с развитым и демократичным, то есть общедоступным, дизайном, в Голландии люди все меньше интересуются вещами и все больше - идеями и способами обогатить и украсить свою жизнь через дизайн, решить с его помощью какие-то проблемы, часто малозаметные, улучшить качество жизни, ее экологичность, и т.д. Речь идет все чаще о том, чтобы «дизайнировать» саму жизнь, ее повседневность.
Яркий пример – работы начинающих дизайнеров из голландской Академии дизайна Эйндховена, которые ежегодно выдают на-гора множество совершенно необычных идей и концепций. Так, выпускница 2013 года Лиза Лагемат в качестве дипломной работы сшила объемные мягкие сумки-подушки, с которыми можно вздремнуть в путешествии, в автобусе по дороге на работу или где-нибудь в парке, если вы хронически недосыпаете ночью. Другая вчерашняя студентка Гинтаре Серняускате разработала решетчатую конструкцию, заменяющую гипс на сломанной руке или ноге – этот фиксатор делается индивидуально, методом 3D-печати, и позволяет на пару месяцев раньше начать физиотерапию, что может кардинально улучшить сращиваемость перелома. А Барт Эйсинк Сметс придумал пластиковую фигуру мужчины, немолодого, неспортивного, в слегка помятой рубашке, и при этом очень обаятельного, с широкой улыбкой – в общем, обычного, похожего на любого отца или соседа. Фигуру, сделанную в натуральную величину, можно посадить с собой за стол, когда не хочется обедать в одиночестве, а компании нет, или оставить у постели больного в палате, чтобы он не чувствовал себя покинутым. Немолодые дамы, пришедшие посмотреть выставку, возле этой работы качали головами и переговаривались в духе «Ну да, ну да, так и придется»: продолжительность жизни у женщин в Голландии тоже выше, чем у мужчин, хотя разрыв там не так драматичен, как в России. Проект Сметса, кстати, назывался A.A.D: Artificial Atmosphere Design - «Рукотворный атмосферный дизайн», то есть он имел в виду создание психологически комфортной и в целом приятной атмосферы не с участием людей, а с помощью вещей.
Об этом же думала и дизайнер Елле Мастенброк, которая соорудила что-то вроде музыкального автомата из старого шкафа со стеклянными дверцами и фарфорового сервиза. Любой желающий мог кинуть внутрь монетку в один евро (дежурная монета прилагалась, причем она в конце выпадала снова из монетоприемника, так что смысл был не в сборе денег с окружающих) и услышать очаровательную мелодию, получавшуюся во время бега монетки по проложенному между фарфоровых тарелок и супниц металлическому желобку. На выставке дипломных работ в Академии дизайна гости бросали и бросали монетку, как заведенные, и каждый раз расплывались в улыбках, явно получая прямо детское, незамутненное удовольствие. Но этот дизайн имеет еще и глубокий смысл: такие шкафы и такой фарфор всегда были нужны, чтобы демонстрировать богатство, а теперь они словно говорят нам: «Богатство – это лишь одна из ценностей, и не самая главная. Удовольствие гораздо важнее». И сама эта вещь – она очень беспечная, легкая. Так что этот проект – это взгляд на экономику и богатство, и общество. Это в классическом смысле слова коллекционный предмет, но он очень современно трактует экономические и социальные вопросы. Он объясняет всю эту историю, и именно поэтому отдает назад денежку.
Другим глобальным трендом в Голландии является соединение хлеба и зрелищ (в данном случае – дизайна и еды): например, в программе Dutch Design Week часть площадок работали под девизом Eat, Drink, Design – там посетителям предлагали еду как экспириенс, как переживание и опыт. На дизайн-обедах в Kazerne, бывшей казарме, гости, заплатившие по 135 евро за еду повара-экспериментатора Эдвина Северейна из кейтеринговой компании Sot-l’y-laisse, неожиданно для себя оказывались частью выставочной экспозиции и рассматривались посетителями наравне с экспонатами. Во время пяти ужинов под девизом Eat to meet («Поесть, чтобы встретиться») можно было провести вечер за одним столом с практикующим дизайнером и задать ему свои насущные вопросы, от «что мне делать с ремонтом в моей квартире» до «стоит ли отправлять ребенка учиться и на дизайнера и чем он после этого будет заниматься». А молодой дизайнер Жинхун Леон предлагает своим клиентам новый гастрономический опыт под названием «Стимулы. Чувственный ужин». Она утверждает, что форма, цвет и неровная, объемная или пузырчатая поверхность ложек способны изменить вкус поедаемых блюд. Что и предлагается попробовать участникам ее дегустаций, стимулирующих все чувства одновременно. Собственно, современный дизайн в Голландии таков и есть: не только радует глаз, но и зачастую ласкает слух, греет, ублажает, выполняет желания и даже решает проблемы.