В странах с продвинутым дизайном стремительно растет число создателей и потребителей фуд-дизайна – но это не дизайн пищи, как можно было бы подумать, а скорее дизайн еды как процесса.
Дизайн на вкус
Опубликовано в приложении к газете «Коммерсант» "Home & Interiors", № 17 от 21.04.2014 и Ъ-Санкт-Петербург 28.04.2014
Текст: Ольга Косырева
Дизайн, завязанный на еду – это непаханное поле с безграничными возможностями. Анне Миеке Эггенкамп, бывший руководитель одной из лучших дизайн-школ мира, Академии дизайна Эйндховена, как-то сказала, что еда – это одна из двух самых горячих тем, которые стоят сейчас на повестке дня в профессиональном сообществе (вторая, если вам интересно, это текстиль, но мы сейчас не об этом).
Одним из пионеров в этой области является испанец Марти Гише, который еще с конца 1990-х ведет настоящие дизайнерские разработки, только съедобные. Он, в частности, предложил закуску в виде пространственной структуры атома, построенной из маслин и зубочисток, печенье, на поверхности которого вытиснено, в каком порядке надо его откусывать, торт, где графикой и цветом обозначены куски определенной процентной доли от целого, и чупа-чупс, который можно есть без рук. Гише говорит, что конструирует «съедобные продукты, которые эргономичны, функциональны, интерактивны и говорят сами за себя, концептуальны, при этом чрезвычайно современны и одновременно неподвластны времени». А его многолетний соавтор, фотограф Инга Кнольке, конкретизирует: «Фуд-дизайнер – это человек, который работает с едой, но без всякой мысли о готовке».
Гише далеко не одинок: десятки, если не сотни профессионалов так или иначе направляют свое дизайн-ориентированное мышление на процесс принятия пищи. Однако голландка Марийе Вогельзанг, которая тоже работает со съедобным сырьем, считает, что называть ее и ее коллег фуд-дизайнерами неправильно. «Нет другого такого материала, который был бы ближе человеку, чем пища», - говорит она и вполне справедливо утверждает, что вся еда уже прекрасно «сдизайнирована» природой, а ее собственное творчество сконцентрировано вокруг процесса поедания. Ее вдохновляют происхождение и приготовление еды, этикет, обычаи, история и культура еды. Поэтому она называет себя не фуд-дизайнером, а eating-дизайнером, пищевым дизайнером.
Летом 2012 года Вогельзанг организовала в эйндховенском Дизайн-доме целую выставку – «В культуре еды: как есть с помощью дизайна» (In Food Culture: Eating by Design), для которой отобрала серию самых разных дизайнерских и художественных проектов, связанных с едой, ее производством и потреблением. Там были и макеты домашних ульев, которые позволяют селить пчел и добывать мед прямо в городской квартире, и домашняя мини-ферма для выращивания овощей, пряных трав и рыбы во взаимовыгодном симбиозе. Там были и несимметричные, с наростами муляжи сладких перцев, каких никогда не увидишь в супермаркетах, поскольку те предлагают к продаже исключительно идеальные, ровные и откалиброванные по размеру овощи, подходящие под определенный стандарт. С «неправильными» перцами соседствовали лучшие по эргономике, функциональности и красоте индустриальные пищевые продукты, вроде чипсов Pringle, мороженого «магнум», рыбных палочек и разных видов пасты – их идеально продуманная и выверенная форма крайне облегчает хранение, транспортировку и употребление.
Сама Вогельзанг представила на выставке проект Faked meat («Фальшивое мясо») – соевое мясо, замаскированное под мясо несуществующих, выдуманных ею самой «вегетарианских животных» вроде рыбы биччо, питающейся исключительно водорослями, или млекопитающегося хербаста с «шерстью» из пряных трав. Причина появления этих фантастических созданий – то, что чаще всего вегетарианские заменители мяса, встречающиеся в супермаркетах, мимикрируют под настоящее мясо, что совсем не нужно их потребителям-вегетарианцам. Ну а чтобы все-таки не есть бесформенную субстанцию без вкуса и «души», предлагаются эти новые «звери» с придуманными историями, происхождением и вкусами.
Так, один из выпускников уже упоминавшейся Академии дизайна Эйндховена, Тим Нотерманс, в качестве дипломной работы представил еду, изготовленную с помощью 3D-принтера: его проект Future Airplane Food предполагает превращение самолетной еды из самой традиционной в самую передовую. Одного нажатия кнопки на специальном принтере, печатающем объемные изделия из съедобного сырья, должно быть достаточно, чтобы создать блюдо в соответствии с индивидуальной диетой и вкусами, ну а также, конечно, весьма футуристического вида.
Разработки необязательно должны быть съедобными: показанная в 2013 году в Париже выставка-инсталляция «Примитивная еда» тренд-сеттера Элизабет Лериш демонстрировала, как дизайнеры и художники ищут естественный источник вдохновения в съедобном и вокруг него. Там в отдельном зале висели тряпичные имитации кусков мяса (цикл Actus Reus, «Противоправное действие», Тамары Костяновски (США)) и разделанные части туш, превращенные в керамические скульптуры (серия Boucherie Extra, автор – француженка Натали Лете), а на столах стояла фарфоровая посуда, чьи формы повторяют формы внутренностей животных – почек, печени, кишок (серия Food on the table, дизайнер Маррэ Морель, Испания).
Или вот, например, американо-израильская Studio Appetit работает под девизом: «Поедание, познание, дизайн» и предлагает новые способы принятия пищи: эротический – когда двое едят одновременно с большой двухсторонней ложки и слизывают еду с небольших, похожих на кегли штуковин; щекочущий нервы – когда есть предлагается с кончиков острых фарфоровых пирамидок, служащих шпажками для еды. Дизайнеры из Studio Appetit даже изобрели для своей работы новое слово – «аппетизирование», что означает процесс использования искусства и дизайна для трансформации объекта, ингредиента или опыта в нечто сенсационно аппетитное.
Похожими вещами занимается и живущая в Голландии кореянка Жинхьюн Леон. Она разработала серию необычных, похожих на леденцы ложек, чьи форма, цвет и неровная, объемная или пузырчатая поверхность способны изменить вкус поедаемых блюд. Проект называется Stimuli – поскольку он стимулирует разные вкусовые ощущения и позволяет едоку по-другому почувствовать вкус еды и сильнее сконцентрироваться на своих ощущениях.
Все эти примеры показывают, что дизайнеры, которые работают с пищей, не просто разрабатывают ее форму и внешний вид. Они также вникают в сам процесс ее принятия, копаются в смыслах и прошлом, и любая форма для них – всего лишь способ рассказать историю. Та же Марийе Вогельзанг после десяти лет экспериментов сформулировала восемь пунктов, от которых можно отталкиваться в работе с едой: чувства, природа, культура, общество, технологии, психология, наука, действия. Эти отправные точки могут быть использованы любым дизайнером и человеком творческой профессии для работы с пищей. «Пища попадает в желудок, но также она может активировать мозги и вызывать сильные эмоции и воспоминания, - пишет Вогельзанг на своем сайте. – Еда – это всего лишь способ взаимодействовать, исследовать, вовлекаться и наслаждаться». То есть в конечном итоге все вертится, разумеется, вокруг человека.