В октябре Москва по традиции становится площадкой для множества самых разных событий из области дизайна: российских и международных, коммерческих и образовательных, развлекательных и деловых.
Дизайн-события октября. Итоги
Текст: Ольга Косырева
Forbes.ru
Уже в десятый раз состоялось Биеннале графического дизайна «Золотая пчела» [www.goldenbee.ru], в восьмой раз в «Крокус Экспо» прошла выставка-ярмарка iSaloni Worldwide Moscow [http://cosmit.it/en/mockba], в третий раз проводилась Moscow Design Week (Московская неделя дизайна) [www.moscowdesignweek.ru] – на этот раз очень локально, в ЦДХ. Неделя дизайна «Сретенка» [www.sretenkadesignweek.ru], красиво начинавшаяся как городской, уличный фестиваль для всех, в этом году была отменена из-за недостатка финансирования. Зато к более-менее обычной октябрьской программе добавилась обзорная ретроспективная выставка Welcome to design на «Красном октябре» [http://exhibitaly2012.com/ru/welcome-to-design], организованная Советом министров Италии и Посольством Италии в России (работает до 28 октября). Количеством и разнообразием мероприятий и участников московская дизайнерская неделя пока еще не может тягаться с лучшими зарубежными, но качество большинства их них находится вполне на уровне по сравнению с аналогичными международными событиями.
Конечно, «якорем», вокруг которого держатся все остальные мероприятия, является мебельная ярмарка iSaloni Worldwide Moscow – родственница апрельского Миланского мебельного салона. В этом году она наконец-то вернулась к размерам своего рекордного 2008 года и выглядела действительно масштабно. Среди 516 компаний-участников были не только итальянские, но и испанские, французские, немецкие. Участвовали такие флагманы мебельной индустрии Италии как Cassina, Cappellini, Poltrona Frau, Flou, кухонные фабрики Ernestomeda, Brummel, Scavolini, Aster, производители светильников Artemide, Flos, Fabbian, Terzani, La Murrina. Широко были представлены и фэшн-бренды, работающие в интерьерной области: яркий жизнерадостный стенд Missoni Home Collection, пышная до китча коллекция Roberto Cavalli Home, Blumarine Home Collection в ярких цветочных принтах, торжественно-пафосная мебель Fendi Casa в сдержанной комбинации черного и оттенков бежевого. И, кажется, впервые площадь павильонов с мебелью современного стиля превысила площадь павильонов с так называемой классикой – что, если и не отражает еще приоритеты российского покупателя, но хорошо показывает объективное соотношение европейских вкусов.
Заметной особенностью московской дизайнерской осени вновь стала образовательная программа: и в ЦДХ, и в «Крокус Экспо» были организованы лекции и мастер-классы профессионалов с мировыми именами. Но если Moscow Design Week привезла в Москву тех, кто приезжал и год, и два назад: и Джулио Каппеллини, и Ора-Ито [www.ora-ito.com] московская публика уже не раз видела и слышала – то программа мастер-классов, сопровождающая iSaloni, обрадовала новыми и неожиданными именами. Во-первых, это, конечно, Родольфо Дордони [http://rodolfodordoni.it] – один из тех, кто в 2000-е своими руками делал историю дизайна, работая для самых разных, но одинаково великих итальянских компаний, от производителя минималистских диванов Minotti до традиционной муранской стекольной мануфактуры Venini. Чутко улавливая настроения потребителя, Дордони создавал не столько вещи, сколько идеологию вещей, идеологию пространства. Ярчайшим открытием стал Флавио Альбанезе [www.flavioalbanese.com] – глубоко и разносторонне образованный архитектор-самоучка, бывший несколько лет главным редактором Domus, самого авторитетного архитектурного журнала в мире. Изложенная им философия эмоционального подхода к проектированию общественных пространств встретила неожиданно теплый отклик у слушателей – и после выступления и дискуссии образовалась даже очередь за автографами. Аплодисменты снискали также Роберто Перегалли и Лаура Сартори Римини [www.studioperegalli.com], архитекторы из Милана, умеющие делать новые интерьеры без ощущения новодела и щедро поделившиеся своим опытом с российскими специалистами, которым подобного подхода и умений явно не хватает.
Также, безусловно, стоит отметить и расширение местного, отечественного присутствия на всех этих наполненных иностранными мэтрами и иностранными предметами мероприятиях. В частности, Moscow Design Week сделала большую ставку на российских участников. Часть экспозиционной площади была отдана на откуп нескольким молодым дизайнерам под предводительством выпускниц Строгановки сестер Александры и Дарьи Ганцевых, основателей дизайн-бюро SashaDasha Design [www.sashadasha.com] (проект назывался Zoom In/Out). Также свои работы выставляли Максим Максимов, Михаил Беляев и Юрий Вередюк, Катерина Семенько, Андрей Докучаев – и хотя эти имена еще ничего не говорят широкой публике, их уже заметили и отметили жюри конкурсов, профессиональная пресса, зарубежные специалисты, и значит, у нас растет новое поколение дизайнеров. Их проекты – самые разные, от мультимедийной инсталляции с «идеей визуальной нестабильности и неустойчивости, интригующей и завораживающей зрителя», до абажуров из старых газет, зеркала из фетра и вязаных варежек «для выражения своих эмоций в зимнее время». Собственно, в этом диапазоне и находится весь современный дизайн, такой разный и многоликий.
Слайд-шоу
Новые участники iSaloni Worldwide Moscow [http://cosmit.it/en/mockba]
В этом году в выставке в «Крокус Экспо» впервые участвовали компании Cassina и Poltrona Frau – флагманы дизайнерской индустрии Италии. Poltrona Frau привезла в Москву часть своей юбилейной коллекции, сделанной по случаю 100-летия фабрики. А компания Cassina поставила на стенде диван Maralunga дизайна великого Вико Маджистретти – классику, которая никогда не стареет: он был создан 40 лет назад и по-прежнему в производстве. «Мы участвуем в этой выставке, чтобы познакомить со своей продукцией и новинками широкую публику, в том числе тех, кто не может поехать в апреле в Милан. Мы хотим, чтобы Милан шагнул в Москву», – сказала сотрудник представительства компаний Poltrona Frau и Cassina Ирина Шутько. www.cassina.it, www.poltronafrau.it, www.archistudio.su
Новинки производителей керамики на iSaloni Worldwide Moscow [http://cosmit.it/en/mockba]
В этом году экспонентами выставки iSaloni стали не только производители мебели, светильников, постельного белья, но и отделочных материалов. В частности, по инициативе итальянской ассоциации производителей керамики сразу на двух групповых стендах были представлены новинки и последние технологические новшества в области производства керамической мозаики и плитки – в том числе те, премьеры которых только за неделю до этого состоялись на главной специализированной выставке Cersaie [www.cersaie.it] в Болонье. Помимо компаний, уже присутствующих на российском рынке и хорошо знакомых российскому покупателю (например, как Ceramica Bardelli [www.bardelli.it]), были и новые имена: например, фабрика Appiani [www.appiani.it] трогательно подготовила для московской выставки мозаичное панно с церковными куполами в цветах лазури и с золотыми вкраплениями.
Salone Sattelite
Параллельно с выставкой iSaloni Worldwide Moscow в «Крокус Экспо» каждый год проходит и выставка-конкурс работ молодых дизайнеров из стран бывшего СССР – Salone Sattelite [http://cosmit.it/tool/home.php?s=0,2,68,84,88,852,859]. В этом году в ней приняли участие 34 дизайнера из России, Украины, Латвии и Литвы. Первое и третье места достались выпускникам Академии художеств Латвии Лигите Бреге и Родиону Зеневичу, а второе место занял дизайнер из Санкт-Петербурга Ярослав Мисонжников, чей «Столик для ленивого студента» в апреле поедет в Милан, вместе с работами двух других победителей. Было в конкурсе и несколько работ, не отмеченных жюри, но получивших негласный приз зрительских симпатий: стол-трансформер киевского дизайнера Алексея Венедиктова и сборно-разборный стол с металлическими ножками дизайнера Владимира Иванова из Кемерово.
Мастер-классы итальянских архитекторов и дизайнеров в рамках iSaloni Worldwide Moscow [http://cosmit.it/en/mockba] в «Крокус Экспо»
Вся программа мастер-классов iSaloni Worldwide Moscow в «Крокус Экспо» – это громкие, но новые для Москвы имена. Очень ожидаемым и востребованным публикой выступлением был мастер-класс «Проектируя прошлое» Роберто Перегалли и Лауры Сартори Римини из Studio Peregalli [www.studioperegalli.com]. Это миланское дизайн-бюро известно своими талантливыми интерпретациями классических стилей – учитывая, какой популярностью неоклассика пользуется в России, аншлаг на их выступлении был предсказуем. Непредсказуемой оказалась реакция российских слушателей на совет профессионалов избегать ощущения новодела: немногие из присутствующих оказались способны понять, зачем на свежепокрашенной стене разводы и пятна (ответ: чтобы она не выглядела свежепокрашенной). И если со знаниями у наших дизайнеров чаще всего проблем нет, то пониманию нам у итальянцев еще учиться и учиться.
Инсталляция «Глаз архитектора»
Российско-немецкое архитектурное бюро SPEECH Чобан&Кузнецов [www.speech.su] (один из партнеров которого несколько месяцев назад стал главным архитектором Москвы) придумало и реализовало инсталляцию в виде гигантского глаза, на «сетчатке» которого сменяют друг друга проекции памятников советского авангарда, находящихся под угрозой уничтожения. Глаз из полированной нержавейки в апреле с успехом демонстрировался в Милане в рамках вневыставочной программы Salone del Mobile, потом на архитектурной биеннале в Венеции, а теперь доехал и до Москвы – в дни Moscow Design Week глаз следил за посетителями у входа в ЦДХ. Эта полная отражений сфера – метафора взгляда архитектора на окружающий мир, взгляда, в котором должно соединяться знание и понимание роли исторического наследия и способы его «реинкарнации» в формах современной архитектуры.
Altagamma VIP lounge
VIP-зону для Московской недели дизайна оформляла Ангелина Аскери [www.angelinaaskeri.com], начинающий дизайнер российского происхождения, делящий свою жизнь между Москвой, Брюсселем и Парижем. Лаунж в Москве – это контрастный черно-белый интерьер, оформленный в духе оп-арта и цитирующий графику одного из его основоположников Виктора Вазарели. Создание оптической иллюзии, где предметы теряют четкость границ и даже масштаб, - ход пусть и не оригинальный, зато всегда безошибочно действующий на публику – как пузырьки шампанского, до головокружения.
Биеннале графического дизайна «Золотая пчела» [www.goldenbee.ru]
Гран-при юбилейной 10-й биеннале заслуженно получил один из лучших российских дизайнеров-графиков Игорь Гурович из дизайн-бюро Ostengruppe [www.ostengruppe.com] – за афишу к спектаклю «Одна абсолютно счастливая деревня» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Всего же в рамках биеннале в ЦДХ были показаны работы финалистов международного конкурса в номинациях «Плакат», «Русский авангард», «Территориальный брендинг», выставка работ членов международного жюри биеннале и несколько тематических выставок плакатов: «Родченко 120», «Жив Крученых», «Актуальный политический плакат», «Кто мы?».
Выставка Welcome to design [http://exhibitaly2012.com/ru/welcome-to-design]
Несколько десятков предметов из тех, что прославили итальянский дизайн на весь мир, от ремесленных довоенных изделий до произведений самых современных дизайнеров и архитекторов, показывают на ретроспективной выставке «Добро пожаловать в дизайн» на «Красном Октябре». Все это – продукция фабрик, без которых невозможно представить историю дизайна: Alessi, Brionvega, Cassina, Fontana Arte, Kartell, Olivetti, Zanotta и множества других, а также разработки лучших креативных умов Италии ХХ века: Вико Маджистретти, Марко Дзанусо, Франко Альбини, Гае Ауленти и т.д. Отдельная экспозиция Vivere alla Ponti («Жить по Понти») посвящена одному из отцов-основателей итальянского дизайна Джо Понти,– среди прочего там впервые на русском языке даны фрагменты статей, где мэтр формулирует свое профессиональное кредо.