01 Окт 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Дизайна у нас нет?

| ПУБЛИКАЦИИ
Дизайна у нас нет?

В Москве октябрь – традиционно дизайнерско-мебельный сезон. Таким его делают большая мебельная выставка-ярмарка iSaloni Worldwide Moscow в «Крокус Экспо» и приуроченные к ней культурно-просветительские мероприятия вроде программы мастер-классов зарубежных мэтров дизайна, конкурса молодых дизайнеров Salone Sattelite и нескольких выставок Московской недели дизайна, которая предпочитает именовать себя на западный манер Moscow Design Week. И так же традиционно осень – время больших вопросов для тех, кто, как я, живет и работает в этом дизайнерско-мебельном мире.

Ольга Косырева, дизайн-критик, соорганизатор Дизайн-лектория

Опубликовано в газете "Коммерсаант" в октябре 2013 года

Во-первых, невозможно перестать удивляться тому, что видишь на московском iSaloni. Вообще-то это почти целиком итальянская выставка, филиал большого апрельского мебельного салона, который проходит в Милане. Но отношение между ней и ее «старшей сестрой» можно охарактеризовать только как «Два мира – два Шапиро»: там – инновации, полет фантазии и торжество технологий, тут – даже не галантный век Людовиков и Марии-Антуанетты, а зачастую просто невообразимый китч, вроде диванов в обивке из черно-бурой лисы и тумбочек, обтянутых мехом норки. Конечно, это предложение рождено спросом. Облик московской итальянской выставки определяют не итальянцы, а их российские клиенты, и поэтому он такой, какой есть. Невольно вспоминаются возмущенные отповеди величайшей женщины-дизайнера ХХ века Шарлотты Перриан, которые она, как говорят, давала своим студентам в Сорбонне: «Не понимаю, как могут люди, днем сидящие за рулем этой богини, «Дээссы», возвращаясь домой, садиться в кресла Людовика XIV?» Речь шла о культовом автомобиле 1960-х Citroen DS, название которого звучит как Deesse, богиня по-французски. Он многократно снимался в кино и выставлялся в музеях, на нем ездило в 1950-70-е все прогрессивное человечество, включая Шарля де Голля, Бриджит Бардо, Юрия Гагарина, Фантомаса и саму Шарлотту. В то время как в буржуазных гостиных стояли пузатые комодики с резьбой и позолотой – тем не менее, настоящие, сохранившиеся со времен тех самых Людовиков. Сейчас почти то же самое происходит и в Москве, городе, полном самых современных и дорогих японских, британских, немецких машин, где мерседес давно уже встречается чаще жигулей – но при этом обладатели этих мерседесов по-прежнему продолжают окружать себя мебелью резной и всячески разукрашенной. С той лишь разницей, что это не «Людовики» и не 18 век, а современные вещи, сделанные продвинувшимися в маркетинге сельскими ребятами из Ломбардии и Венето.
Во-вторых, совершенно удивительным образом в эти октябрьские дни в Москву съезжаются сливки дизайнерского сообщества Европы. В этом году здесь будут вообще, наверное, два самых главных человека, чьи работы определяют лицо современного дизайна: Филипп Старк и Патрисия Уркиола. И это на самом деле здорово и круто. Но удивительно, что ни одна из недель дизайна, которых в Европе проходят десятки, больших и малых, не построена исключительно на зарубежных гостях и выставках достижений чужого организаторам дизайнерского хозяйства. В каком-нибудь голландском Эйндховене во время недели дизайна собираются журналисты из 60 стран мира, а вот экспоненты там – исключительно голландские. То же самое в Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, и лишь немного интернациональнее состав главных действующих лиц в Париже и Кельне. Но вот чтобы вся программа построена на одних иностранцах – так принято лишь у нас в отечестве.
Вы скажете, что, может быть, у нас своего дизайна нет и показать нечего? И тут приходит время сказать «в-третьих». В-третьих, у нас уже есть свой дизайн, маленький, робкий пока, но уже нестыдный ни по замыслу, ни по исполнению. Некоторые дизайнеры, чтобы добиться западного уровня качества, используют производственные мощности за границей: сестры Даша и Саша Ганцевы свои металлические столики и декоративные блюда штампуют в Италии, а бокалы, стаканы и рюмки дизайнера Вероники Лазаревой из Mateo выдувают из богемского стекла на мануфактуре в Чехии. Но это российский дизайн! И есть ряд компаний и бюро, кто смог наладить производство здесь: Field&Rage работают в подмосковном Солнечногорске и делают там свои тумбы и письменные столы из массива дуба. Андрей Будько из Estrorama отливает своих гипсовых зверей в Москве, так же как Вера и Полина Балашовы из Woodi Furniture, которые проектируют и изготавливают довольно большую коллекцию деревянной мебели в скандинавском духе. Здесь же в Москве Ярослав Мисонжников нашел мастера-краснодеревщика, который у себя в мастерской делает уже прогулявшуюся по мировым специализированным журналам и сайтам лампу «Угол».
Более того, российские дизайнеры проявляют чудеса самоорганизованности и безо всякой государственной или спонсорской поддержки (которая является нормой для цивилизованных стран вроде Норвегии, Франции или Бельгии, где гордятся своими дизайнерами и пропагандируют их достижения за пределами страны за государственный счет) организовали свое участие в лондонской выставке 100% Design, а также совсем недавно устроили в Москве короткую, на один вечер, выставку работ в Музее мебели. Выставка «Современный предмет» была по общеевропейским меркам, может быть, и неоригинальная: современные работы были инкорпорированы в исторические интерьеры музея, и так сейчас делают все и везде, и в лондонском Музее Виктории и Альберта, и в миланском палаццо Багатти-Вальсекки – но для Москвы просто небывалая. И так хочется расширить этот маленький опыт (всего участвовало 10 бюро и компаний) и увидеть российский дизайн где-нибудь в интерьерах Музея декоративно-прикладного искусства или дома приемов Правительства РФ на Воздвиженке. Вот таких проектов явно не хватает Московской неделе дизайна – которая, вместо того чтобы воспользоваться своим громким именем и финансовым ресурсом для повышения известности и пропаганды наших собственных достижений, все пытается потрясти публику то громкими, то теперь уже и негромкими западными именами.