26 Ноя 2016 | ПУБЛИКАЦИИ

Дизайнер как многорукий Шива: о чем говорили на Wonderful Design Week в Краснодаре

Опубликовано на портале design-mate.ru | ПУБЛИКАЦИИ
Дизайнер как многорукий Шива: о чем говорили на Wonderful Design Week в Краснодаре
текст Татьяны Руссо

Лиричный модернизм Ники Зупанц, химические опыты Лекса Потта, артистические интерьеры Максима Лангуева и поиски чешских стеклодувов – целую неделю мастера дизайна смотрели на одни и те же предметы, отыскивая новые оттенки смысла. Совсем как у Набокова: «Нет одной вещи, но есть четыре, пять, шесть, миллион вещей в зависимости от того, сколько людей смотрят на нее». Редактор Design Mate тоже присутствовала на первой в истории Wonderful Design Week и поговорила о происходящем со спикерами мероприятия.

 

О конкурентоспособности и о том, как себя чувствует российский предметный дизайн

Ольга Косырева: Сегодня предметный дизайн чувствует себя намного лучше, чем, скажем, еще три, пять, десять лет назад, потому что подросло новое поколение, для которого дизайн – это сфера профессионального интереса. Раньше дизайном в России занимались преимущественно архитекторы, и это был скорее побочный продукт их деятельности. Сейчас есть достаточно большая прослойка людей, для которой предметный дизайн – дело жизни. Это преимущественно молодые люди, более современные, ориентированные на Запад или, по крайней мере, находящиеся в большем международном контексте. 

В то же время нападки на отечественный продукт чаще всего оправданы. Все российское – странное, не очень качественное, не особо дизайнерское, с эстетической точки зрения не особенно современное. В основном, это продукция больших концернов, крупных фабрик, которые гонят тиражи и не озабочены дизайном. Они еще не понимают, что именно дизайн мог бы явиться для них конкурентным преимуществом. 

В мировом масштабе российский дизайн это не конкурентоспособный продукт. Он, в общем, вторичен, но с той оговоркой, что речь идет о продукте нашей промышленности, а не об идеях наших дизайнеров. Единственное, с помощью чего мы можем конкурировать, – цена.

О роли эксперимента

Дизайн невозможен без эксперимента. Дизайн – это и есть эксперимент. Любой прогресс, любая революция в дизайне – результат эксперимента. Если посмотреть на историю дизайна, можно сказать, что все значительные перемены, в том числе стилистические, происходили исключительно благодаря экспериментам – мыслительным, философским, концептуальным, физическим, технологическим – и являлись результатом внедрения каких-либо инноваций.

О предметах с историей, о культе новизны и главной беде российских интерьеров

Последние двадцать с лишним лет у нас в стране существует культ новизны, когда мы, начиная делать ремонт, сносим, выбрасываем старое и делаем все с нуля. Этим отличаются, не в лучшую сторону, российские интерьеры от западных: все они – новоделы, в них нет исторической правды, нет исторической канвы. Это большая беда российских интерьеров последних лет: они слишком серьезны, напыщенны, красивы и слишком правильны. Даже те, к которым нельзя придраться с точки зрения стиля, глянцевые, лощеные. Конечно, это рождает если не протест, то некое противодействие в обществе. И соответственно, появляются интерьеры обшарпанные, с оставленными и привнесенными старыми фрагментами. 

В мировом масштабе есть определенная усталость от большого количества новых вещей, придуманных дизайнерами. Такое катастрофически огромное количество предметов не нужно миру, и это совершенно очевидно. Есть такой голландский дизайнер Хелла Йонгериус, которая вместе с коллегой написала манифест, обращение к дизайнерам с просьбой прекратить дизайнировать все новые и новые вещи, прекратить гонку потребления. Часто в новых вещах нет потребности, они ничего не привносят ни стилистически, ни функционально – по-настоящему инновационных вещей очень мало. И напротив, в классических объектах дизайна, совершенно очевидна ценность, продуманность, которой нет в современных работах. Иными словами, если представить ситуацию выбора, она будет не в пользу современного предмета.

О сути вещей и внутренней философии

Потребителю, как и дизайнеру, важно иметь большую насмотренность. Образование очень важно, но можно знать, а можно чувствовать. Насмотренность скорее имеет отношение к тому, чтобы смотреть вглубь вещей и понимать их суть, чувствовать что-то по отношению к ним и уметь доверять своим чувствам. Необязательно быть искусствоведом, чтобы понимать прекрасное.