27 Июн 2016 | ПУБЛИКАЦИИ

Дом творчества

Опубликовано в журнале «Топ 25» | ПУБЛИКАЦИИ
Дом творчества

Ольга Косырева, руководитель собственного дизайн-лектория и постоянный автор Vogue, InStyle и Buro 24/7, посетила Wonderful Store в Краснодаре с лекцией об итогах прошедшего миланского мебельного салона, важнейшего события в мире дизайна. В этом году в моду возвращаются ирония и китч, экостиль по-прежнему в почете, а пастельные цвета сменяются жизнеутверждающей природной палитрой. Что за сезон!

ТЕКСТ: ВЕРОНИКА ТАРАСЕНКО 
 ФОТО: ЮЛИЯ ГЛАДКОВА

 

– Событие Salone Internazionale Del Mobile у всех на слуху, но для вас это мероприятие – больше, чем просто выставка. Почему?

Миланский мебельный салон в этом году проходил в 55-й раз, и по своей важности и масштабу он прочно держит пальму первенства среди прочих событий в мире дизайна. Это не просто торговая ярмарка, каких десятки, а настоящий фестиваль дизайна. Для Милана это событие важнее, чем Неделя моды: ежегодно ради Салона в город приезжает более полумиллиона человек. Я же изучала его павильоны в 17-й раз: мне как историку дизайна важно в числе первых узнать, какие прогнозы на будущий год делают самые крупные и авангардные компании и дизайнеры мира.

– Какие представленные тенденции вы отметили?

–  На смену пастельным оттенкам пришли глубокие, сложные природные цвета: приглушенно-синий и сине-зеленый, желто-горчичный, бордо. Самые модные материалы – латунь и мрамор. Благодаря новым способам обработки из мрамора стали создавать пластичные вещи: мраморные обои от Budri толщиной меньше миллиметра стали сенсацией. Популярность экостиля выразилась в том, что растения и зелень теперь повсюду: висячие сады, вертикальные сады-стены, деревья в полный рост или красивые цветы, растущие прямо из столешницы. Производители кухонь Varenna, в частности, предусмотрели модули с особым освещением для выращивания пряных трав на дому. Кроме того, дизайн стал обращаться к 1970-80-м годам, когда родился постмодернизм и в интерьере возникло место для шутки, иронии, игр с формами и материалами. 

– Что еще экспериментального удалось увидеть?

– Популярность модернизма 1950-х, бывшего главным источником вдохновения в последнее десятилетие, сходит на нет. Внимание дизайнерского авангарда перекинулось на 1970-80-е. Яркая геометрия, контрасты дешевого с дорогим, пластика с золотом, хрусталем, мрамором – вот, что на пике. Если блеск, то фальшивый, если ковер, то не персидский, а синтетический с люрексом – понимаете? Речь идет не о комфорте, а о важности визуальных ощущений. Это новое прочтение стиля 1970-х прошлого века. Тогда в Италии возникло объединение дизайнеров «Группа Мемфис», в самом названии которого была отражена вся парадоксальная суть их идей. С одной стороны, Мемфис – столица Древнего Египта, с другой – город Элвиса Пресли. Способность миксовать античные элементы с рок-н-роллом сделала основателя группы Этторе Соттсасса легендой. Он считал, что дизайн слишком строг, что в нем не хватает веселья и самоиронии. Этторе был убежден, что вещи должны не только служить, но и вызывать улыбку. Его подход снова актуален, а стиль входит в моду под названием «неомемфис». Правда, насколько долговечным окажется этот тренд, я пока сказать не могу.

– Проводят ли подобные мероприятия в России?

– Выставок такого масштаба в России нет. Но интересные мероприятия проходит в Москве или Петербурге. В первую очередь вспоминаю нашумевшие проекты IZBA Project, с русской темой, и «Натуралист», посвященный интеграции природы в жизнь городского человека. Также один из центров дизайна в России – это Екатеринбург. Там находится Уральская академия архитектуры и дизайна — очень сильная школа. 

– Кто из молодых дизайнеров сегодня у руля? 

– Советую обратить внимание на Умута Ямака, сотрудничающего с Moooi. Марсель Вандерс, креативный директор этого бренда, отличается смелостью и неплохой интуицией в подборе кандидатур для коллабораций. Созданные Ямаком для компании светильники из синтетической бумаги в форме птиц на металлическом каркасе, покрытом латунью, покорили всех. Я заметила дизайнера еще полтора года назад в Лондоне, но тогда его творчество относилось к локальной истории. Еще я в восторге от студии david/nicolas. Эти парни работают на перспективу.

– Какие еще выставки, на ваш взгляд, следует посетить для самообразования в сфере современного дизайна? 

– В Париже самые интересные выставки проходят в сентябре и январе. Я большой любитель скандинавских интерьеров, поэтому не пропускаю Стокгольмскую неделю дизайна. Однако, наибольшее удовольствие получаю, посещая Голландскую неделю дизайна в Эйндховене. Каждый октябрь на 9 дней город превращается в карнавал дизайна, где комфортно и познавательно не только профессионалу, но и конечному потребителю. – Проводят ли подобные мероприятия в России? – О региональных выставках я не слышала, но знаю, что рынок неплохо развит в Екатеринбурге. Там находится Уральская академия архитектуры и дизайна — очень сильная школа. Большинство мероприятий проводится в Москве или Петербурге, взять хотя бы ребят из IZBA Project и их нашумевший проект «Натуралист», посвященный изучению интеграции городского человека в природный контекст. – Какие дизайнерские предметы попали в вашу собственную коллекцию? – Мне нравятся эклектика и винтажные вещи. Я коллекционирую бокалы из цветного стекла, которых уже больше пятидесяти, и фарфор 50-х и 60-х годов. Насчитала уже 7 сервизов. Есть еще несколько вещей советского периода – письменный стол и кресло. Думаю, спасу еще пару интересных экземпляров от участи быть захороненными на свалке, прежде чем превращу дом в антикварную лавку. На моей кухне есть также чайник со свистком и сотейник Alessi, созданный дизайнерами совместно с поваром Аленом Дюкассом, и соковыжималка Филиппа Старка. Важно уметь наслаждаться предметами без жажды обладания – это очень европейский подход и зрелый взгляд на жизнь. Мне нравится, как мыслит Карим Рашид. В своей книге «Я хочу изменить мир», отрывки которой я лет 10 назад публиковала, работая в журнале AD, он дает советы, как сформировать систему вещей вокруг себя, и рекомендует избегать накопительства – покупая новую вещь, избавляйтесь от старой. Это отличная жизненная философия.