Скульптурная мебель, сервиз-мозаика с галстучными орнаментами, ткани, обои и шкатулки с психоделическим эффектом
Домашняя коллекция Hermès на миланском Salone del Mobile
ОЛЬГА КОСЫРЕВА
Выставка новинок домашней коллекции Дома Hermès — одна из самых ожидаемых и уже традиционно вызывающих восторги посетителей Международного мебельного салона, который проходит в эти дни в Милане. Hermès и на этот раз не обманул ожидания: завораживающе выглядят и представленные предметы, и само пространство, в котором они выставлены. Старое просторное здание на Via Palermo 10 называется La Pelota и когда-то было предназначено для игры, родственной нашей лапте. Оно похоже на пустой бетонный бассейн, и в этой пустоте штатный дизайнер Дома Шарлотта Мако-Перельман на одну неделю создала дивный новый мир: выстроила белые стены, которые кружат зрителя, как в лабиринте, и диктуют ему маршрут движения, залила их практически солнечным светом — у попадающего внутрь с улицы создается полное ощущение яркого летнего средиземноморского дня, и не просто поместила в эти стены мебель, пледы, посуду и домашние аксессуары, а скомпоновала их в цельные, продуманные до сантиметра картины.
Каждый шаг и каждый поворот открывают новую картинку: входишь в белое слепящее пространство — и упираешься в глухую стену, на которой — декоративный подвес, словно сделанный из конской сбруи. Он не дает тебе забыть, что компания начала свою историю именно с упряжи. Потом три ступеньки вверх — и ты у бассейна, в котором вровень с поверхностью воды «плавает» новый столовый сервиз. То там, то тут с потолка свисают заплетенные косы из новых тканей. На планках и балках развешаны и разложены пледы. Заворачиваешь за угол — и тебе открывается коридор, где в перспективу уходят несколько разной формы подставок с выставленными на них коробками для хранения бумаг, скульптурным стулом, лакированными подносами. В конце коридора — композиция на стене из образцов обоев и пара шкатулок на пьедесталах, оклеенных такими же обоями. Все идеально сочетается рисунками, цветом, формой подставок и предметов, линии перетекают друг в друга, ритм вертикалей и горизонталей склоняет к медитации. И такой перфекционизм в подаче только подчеркивает безупречность самих вещей.
Новинки этого года в основном разработаны самой студией Hermès, но некоторые сделаны приглашенными мастерами. Низкий журнальный столик Aes, отлитый из бронзы, силуэтом похож на рельсу, мощный и цельный, как какой-то древний тотем, своими линиями он директивно управляет движением взгляда в пространстве. Модель разработана британскими дизайнерами из бюро Barber & Osgerby — авторами олимпийского факела на лондонской Олимпиаде 2012 года. Воздушные и почти невесомые табуреты и скамейка из серии Kakumi сделаны из бамбука, а выглядят так, как будто нарисованы в воздухе солнечными лучами. Это разработка знаменитого португальского архитектора Альвару Сизы, мастера архитектуры минималистичной и незаметной, но при этом лауреата Притцкеровской премии, архитектурного «Оскара». Три лаковые шкатулки с силуэтами лошадей, цветными кубиками, разноцветными цилиндрами поверх черно-белых полосок своими контрастами отсылают нас к вибрирующим 1970-х. Их автор, итальянский иллюстратор Джанпаоло Паньи, внес заметный вклад в новую коллекцию в целом. Он также придумал большинство рисунков для новых тканей и обоев — с элементами психоделики, оптическими иллюзиями и отсылками к геометрическим экспериментам 40-летней давности.
Рисунок нового сервиза Tie Set принадлежит другому художнику-графику, Филиппу Муке, который постоянно работает над галстучными тканями для Hermès. Двадцать мелких геометричных орнаментов в трех «съедобных» цветовых гаммах (гранат, мята и мандарин), которые Муке сделал для галстуков, свободно легли на тарелки, блюда, чашки, блюдца, вазы — и новый сервиз превратился в игрушку, где единое целое можно сложить из разнородных частей. Издалека любой предмет кажется одноцветным, но при взгляде с более близкого расстояния становится понятно, что это не заливка цветом, это орнамент, причем кинетический, с иллюзией постоянного движения. Сервиз идеально подходит для того, чтобы разрушить обыденность повседневности и превратить любой обед, чаепитие или перекус в игру и удовольствие. Как, впрочем, и остальные предметы домашней коллекции Hermès — виртуозно сложенные из разных материалов, отделок, рисунков, форм и символов Дома.