Вернулась из Милана уже три дня назад. Готовлюсь к будущей лекции о Salone del Mobile у себя в Дизайн-лектории. Смотрю и читаю блоги, заметки, отчеты, которые уже успели появиться в сети: такое ощущение, что мы все были на разных выставках! Что, в общем, неудивительно: объять необъятное невозможно, нет никаких шансов даже на одну минуту остановиться у каждого стенда, так что у любого посетителя миланского Salone del Mobile есть свое видение. Мой личный рейтинг самого интересного на Фьере – ниже. Еще больше буду рассказывать на лекции 24 апреля.
Двенадцать. Флэшбэк
Вернулась из Милана уже три дня назад. Готовлюсь к будущей лекции о Salone del Mobile у себя в Дизайн-лектории. Смотрю и читаю блоги, заметки, отчеты, которые уже успели появиться в сети: такое ощущение, что мы все были на разных выставках! Что, в общем, неудивительно: объять необъятное невозможно, нет никаких шансов даже на одну минуту остановиться у каждого стенда, так что у любого посетителя миланского Salone del Mobile есть свое видение. Мой личный рейтинг самого интересного на Фьере – ниже. Еще больше буду рассказывать на лекции 24 апреля.
- Проект архитектора Жана Нувеля «Офисы для жизни» в 24 павильоне. Сюда не все дошли, здесь трудно было разобраться без гида, что и к чему, здесь было слишком много всего, чтобы понять за 15 минут. Но все равно то, что сделал Нувель, было невероятно круто. Он построил пять разных по типу пространств, которые могут выполнять функцию офиса, от классической квартиры до гаража. Он обставил их самой разной мебелью – например, среди прочего, там были письменные столы с гидравлическим приводом, меняющим высоту столешницы. Он собрал небольшую, но ценную коллекцию офисных столов и стульев, спроектированных гениями: Фрэнком Ллойд Райтом, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и др. Он, наконец, снял и показал четыре фильма про Филиппа Старка, Марка Ньюсона, Рона Арада и Микеле де Лукки – про то, как и в какой обстановке они работают и что им нужно для плодотворного творчества. Это было захватывающе интересно.
- На выставке Euroluce я бы отметила исключительно высокую концентрацию технологических новшеств и придумок, которые позволяют творить со светом настоящие чудеса. При этом чудеса получаются, как ни странно, какие-то очень поэтические. На стенде Flos, например, была лампа Shade Пола Коксиджа, в абажуре которой вообще не было источника света, а светился он за счет света от установленного под ним маленького прожектора. Другая лампа – Ipnos – была сделана из чрезвычайно тонких металлических пластинок с укрепленными в них светодиодами. Получившийся параллелепипед светился в темноте так, что металлических контуров не было видно вообще, как будто светилось что-то в воздухе. У Ingo Maurer на стенде горели прямоугольные плоские свечки, где огонек бился так, что люди протягивали руку – узнать, не горячий ли он. На самом деле – нет, это был всего-навсего жидкокристаллический микротелевизор, где непрерывно транслируется изображение язычка пламени.
Объяснение этому феномену я внезапно обнаружила в цитате уже упоминавшегося Жана Нувеля в одном из каталогов: «Прошла эра зданий с оболочками, в стиле Центра Жоржа Помпиду, выставляющего свое устройство напоказ. Нас больше не впечатляет демонстрация того, почему летает самолет или как выглядит механизм часов. Сейчас технологии позволяют нам скрыть технический аспект. Просто подумайте о плоских экранах современных телевизоров: их «мотор» стал крошечным, не осталось ничего, кроме самого изображения. Это эстетика чуда». Я это прочувствовала в Милане в полной мере.
- Самый выдающийся стенд в дизайнерском павильоне – на мой взгляд, Moroso. Даже не сам стенд, а его наполнение в первую очередь. 25 новинок! И это в год, когда многие фабрики показали лишь новые ручки на дверках или новую отделку поверхностей. Я уже писала про милых кожаных животных дизайн-группы Front (пуфы Anomaly), но кресла Hood и Mafalda Патрисии Уркиолы – не менее хороши, как и серия уличной мебели Oasi швейцарского Atelier Oi, как и невероятное элегантное кресло Cradle моего нового любимчика Бенджамина Хуберта. Патриции Морозо, которой уже не первый год подряд, и даже в такие тяжелые для дизайнерской индустрии времена, удается собрать под своим крылом такое количество талантов – слава!
- Много интересных новинок и очень свежее оформление стенда были у Lago. Мне понравились, просто очень, обои Luci e Ombri – настолько хорошо сделанная обманка, имитирующая падающий из окна свет и тень, что я не сразу поверила в ненастоящесть этого света. А также стол Axil (дизайн Филиппо Протазони) с ножками разных цветов, прямоугольник которых заметно съехал в сторону прямоугольника прозрачной стеклянной столешницы. Плюс на стенде были сотни небольших предметов, скрученных из проволоки и очень остроумно использованных в качестве декора: на кровати лежали проволочные подушки, на тумбе стоял проволочный телевизор, стол был накрыт проволочными тарелками и бокалами, а на крючке в ванной висело проволочное полотенце. Все эти объекты делаются вручную итальянскими ремесленниками и продаются через Lago.
- Также я бы хотела отметить то, что сделала и показала Cassina: ее дивану MyWorld (разработан Филиппом Старком) продавцы предвещают большое будущее – Старк, как всегда, мастерски сочетает в нем практичность и буржуазность. Но не менее интересно и, главное, актуально выглядела на стенде фабрики вся выпускаемая ею классика дизайна: от сверхлегких стульев Superleggera Джо Понти до сложносочиненных стеллажей его ученика и последователя Франко Альбини, тоже классика итальянского дизайна, работавшего в 1930-70-е годы. Поглаживая шелковистую меховую обивку одного из кресел Альбини, сидящий рядом со мной мужчина прокомментировал: «Это как секс, даже лучше. Такая мебель должна сниматься в Джеймсе Бонде».
- На стенде Driade меня сразила ширма Miro авторства фотографа Франческо Болиза – три зеркальные панели из мдф, покрытые прозрачной пленкой с фотоизображением. На фото – умопомрачительные ракурсы миланской Галереи Витторио Эммануэле. Глаз не оторвать.
- Emmemobile, небольшая компания, специализирующаяся на сложных работах с деревом, представила коллекцию разного назначения шкафов своего арт-директора Ферруччо Лавиани. Моим фаворитом стал монументальный шкаф Castore из пальмового дерева с бронзовыми ручками, притаившийся в дальнем углу и похожий на изломанную трубу. В ее ножках спрятаны шкафчики, а в самом «теле» можно вольготно расположить хоть целый полк бутылок, или горы ваших бумаг, или драгоценный любимый сервиз, или даже любимую коллекцию безделушек.
- Порадовало новое пришествие компании Gufram – это та, которая производит пластиковые кактусы-вешалки, белые и зеленые. В этом году они произвели еще кое-что: шагающий стол Bellaforze Дениса Сантакьяры, стол Novecento с разными ножками (дизайн Donegani/Lauda) и диван Summertime Валерио Беррути с напечатанной на нем скамейкой – вещи абсолютно в духе 1970-х годов, когда марка была создана.
- Ну и несколько маленьких компаний, о которых, если я не напишу, то никто не напишет. Во-первых, Adele-C: существующий с 2009 года мебельный бренд, созданный дочерью Чезаре Кассина, одного из тех, кто сделал современный итальянский дизайн тем самым, чем он в данный момент является. Среди новинок этого года – вариация фирменного кресла Zarina с растрированным портретом дочери и отца на тыльной стороне спинки (возможно воспроизведение любого изображения, предложенного заказчиком), а также серия невесомых столиков из тончайших металлических профилей дизайна Рона Гилада (кстати, этот выдающийся автор, родом из Израиля, был признан в 2013 году дизайнером года по версиям сразу двух журналов – Wallpaper и Elle Decoration).
- Во-вторых – коллекция мебели итальянцев из Opinion Ciatti. Среди прочего там были пуф и сиденья Chummy авторства французского фэшн-дизайнера Маурицио Галанте: на вид мраморные, на ощупь – шелковистые и упругие.
- В-третьих – серия небольших и по-настоящему мраморных столиков и подвесных шкафчиков Earthquake компании Budri из итальянской Удине. Автор коллекции – Патрисия Уркиола, и это дорогого стоит: Уркиола не берется за любой проект и не будет работать с компанией, которая не может предложить высокого качества и инновационного подхода.
- Ну и для ровного счета – в-четвертых: движущиеся деревянные шкафы Etage, Hommage и Wings швейцарской компании Ro. Один меняет высоту, у другого дверцы из тонких планок открываются, как рольставни, у третьего откидные дверцы превращаются в полноценные полки и столики по типу библиотечных.