01 Окт 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Это стул, на нем сидят

| ПУБЛИКАЦИИ
Это стул, на нем сидят

Дизайн-критики до сих пор спорят, что такое дизайн и с какого момента можно вести хронометраж. Сходятся все в одном: с появления стула «Тонет №14» в истории дизайна начинается отдельная глава.

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в сентябре 2014 г.

История современного стула, да и другой дизайнерской мебели, какой мы ее знаем и представляем, началась на самом деле 155 лет назад, когда был запатентован первый стул из гнутого дерева, бука. Для его изготовления деревянные палки распаривали и укладывали в чугунные формы до высыхания, а потом из получившихся изогнутых деталей собирали простые и легкие стульчики, а также диванчики, кресла, кресла-качалки, столики, этажерки, вешалки, колыбели и прочее. Та первая модель стула называется Thonet №14 или просто венский стул. Он стоит в таком количестве кафе и баров по всему миру, в таком количестве лекционных залов, холлов и прочих общественных мест, что уже давно является архетипом стула, символом стула, квинтэссенцией стула.

Его появление в 1859 году было настоящей революцией. Чтобы представить масштаб происшедшего, хорошо бы вспомнить типичный интерьер середины 19 века. Какой-нибудь викторианский особняк, ну хотя бы киношный - тот, в котором умница Одри распевает песенки и учится говорить, превращаясь в «Мою прекрасную леди». Или, кому ближе, Ясную Поляну Льва Толстого представьте – это будет не совсем то, потому что она сохранена в состоянии 1910 года, но все же. Мебель того времени была цельнодеревянная, массивная, зачастую громоздкая: буфеты и столы там как вставали на свое место, так навсегда. Стилистически она тоже была довольно тяжелая: были популярны неоклассицизм, неоготика, неорококо, чуть позже в моду вошли средневековые и чуть ли не доисторические мотивы, а в России – древнерусские. С таким подходом любой стул превращался в трон, и сдвинуть его с места – попробуй сдвинь.

А теперь представьте, что должны были думать и чувствовать люди, которые видели легкий, тонких линий стул, который весил всего ничего, и у которого и не было ничего, кроме каркаса – он был как будто «голый». Его и описать проще, перечисляя не то, что в нем было, а то, чего не было – не было мягкой обивки, не было пружин и набивки из конского волоса, не было сплошной спинки, а только ее контур, а также не было вообще никакого декора. Никакого – это значит вообще никакого: ни цвета, ни яркого рисунка самой древесины, ни резьбы, ни инкрустации, ни бронзовых накладок, ни росписи, ни полоски текстиля, ни тесьмы, ни бахромы, ни завитка, ни бантика.

Ко всему прочему, стул был еще и дешев – в 1860 году он стоил дешевле бутылки вина. Потому что изготавливался промышленным способом, практически на конвейере, в отличие от полностью рукодельных своих конкурентов, а поставлялся в разобранном виде, и 36 стульев занимали объем одного кубического метра – что, согласитесь, очень удобно для транспортировки, в том числе на экспорт. Собственно, в этом и состояло новаторство его изобретателя Михаэля Тонета, давшего свое имя не только стулу, но и существующей до сих пор компании Thonet, а также положившего начало индустриальному производству мебели, которое, в свою очередь, стало толчком к возникновению современного дизайна как такового. Удивительно, но для очень многих Thonet так и остался «автором одной песни» и ассоциируется исключительно с моделями из гнутого дерева. Хотя эта деревянная история имела длительное, яркое и совершенно другое продолжение.

Весь ХХ век стул совершенствовался и видоизменялся, стараясь приноровиться к человеку, принять его форму, стать для него еще более удобным и красивым. В 1920-е случилась очередная революция – появилась мебель из гнутых трубок. В школе Баухауз Мартин Стам и Марсель Брейер придумали и усовершенствовали конструкцию консольного стула, у которого не было задних ножек, а сидение словно висело в воздухе, держась за счет упругости гнутого металлического каркаса (c 1931 года все права на эти разработки принадлежат компании Thonet).

Потом похожую, но более округлую и еще более пружинистую модель придумал Людвиг Мис ван дер Роэ. Следом Ле Корбюзье и Шарлотта Перриан предложили офисный вращающийся стул и стул с регулируемым наклоном спинки, который мог адаптироваться к более формальной или более расслабленной позе сидящего. Thonet и тут был впереди планеты всей: новинки самых авангардных дизайнеров немедленно запускались им в производство, и в 1930-е годы компания уже была самым крупным изготовителем мебели из гнутых трубок.

После Второй мировой, когда в США Рей и Чарльз Имз учились гнуть из капризной фанеры округлые, с изгибами в двух направлениях, сидения-«скорлупки», инженеры Thonet тоже не сидели сложа руки и ваяли свои варианты. Едва ли не раньше, чем у Арне Якобсена, у Thonet появились субтильные стульчики на «муравьиных» ножках – близкие родственники знаменитому якобсеновскому стулу «Муравей» (Ant), выпускаемому датской компанией Fritz Hansen. А когда Вернер Пантон, автор легендарного и совершенно инновационного для своего времени пластикового Panton Chair, приехал в Германию в поисках путей для реализации своего замысла цельного стула из одного материала и с устойчивой изогнутой базой, Thonet изготовил для него прототип из гнутой фанеры – нелепый и умилительный, как пингвин. Никакие пластичные материалы еще в мебельной индустрии не использовались, и до появления целиком пластиковых моделей оставалось несколько лет.

В общем-то, получается, что компания, принадлежащая семье Тонет, уже пятому ее поколению, может достать всю историю современного стула буквально у себя из кармана. Что она и сделала по просьбе лейпцигского Музея Грасси, где прошла выставка «Сядь. Ляг. Качнись».Там впервые вся эта стульевая история была доведена хронологически до наших дней, и показала она удивительное: признанные новаторы в использовании гнутой древесины могут похвастаться не меньшими заслугами в разработке стульев и кресел из гнутых стальных трубок, из гнутой клееной фанеры, складных моделей, штабелируемых моделей, офисных кресел, шезлонгов как типа мебели, кресел-качалок, специальной мебели для детей, мебели для использования под открытым небом и так далее. В общем, список заслуг перед богами дизайна у Thonet получается внушительный.

Также у компании есть стул, в котором объединены дерево и пластик – это самая удачная модель за последние 40 лет, ею в Германии обставляли даже церкви. Есть смешной стул Стефана Дица, пародирующий классику 155-летней давности – брат-близнец «Тонета №14», но с закрученной узлом деревянной ножкой. И есть совершенно современный стульчик 404 того же Дица, который, с почтением раскланиваясь перед гениями прошлого, наваял свой вариант из ламинированного дерева и гнутой фанеры – с элегантным крестом из четырех сходящихся под сиденьем ножек и очень эргономичными сиденьем и спинкой. И хотя скептики не верят, что можно еще усовершенствовать такой простой и понятный предмет как стул, на фабрике в небольшом средненемецком городке Франкенберге зреет новая революция: прототип из сверхпрочного и сверхлегкого карбона уже готов, но не запущен в производство, а ждет своей «экономической целесообразности». Дешевле бутылки вина он вряд ли будет стоить, однако линейку главных стульев разных эпох наверняка продолжит достойно.