27 Ноя 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Эйндховен: индустриальный шик и новая кухня

| ПУБЛИКАЦИИ
Эйндховен: индустриальный шик и новая кухня

Посещение дизайнерских выставок — это работа, и иногда тяжелая: нужно успеть в тысячу мест, со всеми повстречаться, все посмотреть, обсудить, разобраться, и бегать приходится с утяжелением в виде десятков буклетов, каталогов, папок. Но по мере погружения в тему эти поездки стали для меня страноведческими. Благодаря им я открыла для себя, рассмотрела, узнала и полюбила какие-то места и города, в которые никогда не попала бы, не будь моя профессия связана с дизайном. Один из них — голландский Эйндховен, и он, пожалуй, меньше всего мог бы претендовать на мое внимание и даже любовь.

Художественный музей Ван Аббе Художественный музей Ван Аббе Radio Royaal Radio Royaal Smalle Haven Avant-Garde Van Groeninge Avant-Garde Van Groeninge Avant-Garde Van Groeninge De Treeswijkhoeve De Treeswijkhoeve Stimuli

Опубликовано в журнале CONDE NAST TRAVELLER в ноябре 2013 г.

Текст: Ольга Косырева

Бывший инженерно-промышленный центр на юге страны, выросший благодаря основанной здесь компании Philips, начал приходить в запустение с 1990-х годов, когда производственные мощности концерна были перенесены в страны с более дешевой рабочей силой, а штаб-квартира переехала в Амстердам. Однако десять лет назад начался новый расцвет, связанный уже не с производством вещей, а с производством идей. Пойдя по пути испанского Бильбао, который воскрес после строительства там музея современного искусства, Эйндховен в 2000-е годы постепенно превратился в столицу голландского промышленного дизайна. Помогла ему в этом местная Академия дизайна, главное профильное учебное заведение страны и одно из лучших в мире, альма-матер всех голландских дизайн-звезд от Марселя Вандерса до Мартена Баса, Юргена Бея и Хеллы Йонгериус. Журнал Time однажды назвал академию The School of Cool — и это учебное заведение, где действительно учат быть крутыми и придумывать штуки, которые не получаются ни у кого, кроме голландцев. Обучение там ведется на английском, а среди имен выпускников нет-нет да и встречаются русские — так что дорожка уже проложена.

Главные достопримечательности в Эйндховене — несколько готических церквей, в том числе собор Святой Катерины, а также Художественный музей Ван Аббе, где есть работы Пикассо, Кандинского и Мондриана и собрана одна из крупнейших в мире коллекций Эль Лисицкого (Лисицкий, надо сказать, в 1930-е жил и работал в Германии и Нидерландах, оттуда и собрание). Но совершенно уникальным город делает огромное количество цехов и складов, опустевших после вывода производств компании Philips. Теперь в этих памятниках индустриализации кипит другая жизнь: креативят дизайнеры и ваяют ремесленники, открываются рестораны, магазины, отели и галереи. Чтобы увидеть и прочувствовать этот дух места, сюда стоит заехать хотя бы на полдня или день, не важно, в какое время года. У тех же, кто, как и я, увлечен современным дизайном, Эйндховен всегда в планах на октябрь, когда здесь проходит голландская Неделя дизайна.

Специфическое прошлое города диктует характер разных развлекательно-общепитовских заведений. Здесь в ресторанах днем с огнем не найдешь торжественного пафоса и помпезности. Зато много креатива, концептуальности, неожиданностей. Лучшие местные заведения выглядят как типичные лофты: белые скатерти и мягкие бархатные кресла зачастую стоят в облезлых стенах с остатками кафеля, бетона, кирпичной кладки, среди каких-то машин и механизмов, впрочем, помытых и покрашенных, без всякой антисанитарии. Таков Smalle Haven, один из старейших дизайнерских ресторанчиков в городе, где к тому же все предметы обстановки продаются. Таков один из лучших ресторанов Radio Royaal, расположившийся в бывшей электростанции одного из филипсовских заводов и оформленный местными знаменитостями Кики ван Эйк и Йостом ван Блейсвейком. Такова таверна в производственно-торгово-выставочном комплексе другой дизайн-звезды, Пита Хейн Эка, прославившегося мебелью из разных деревянных отходов и вторсырья. У Пита помимо еды можно увидеть и купить сотни разных вещей, придуманных им самим и его друзьями-коллегами, а часто и посмотреть, как все работает, потому что производственные цеха находятся тут же, за стеклянными стенами.

Есть в Эйндховене и несколько мишленовских ресторанов. Один, как ни удивительно, находится на местном стадионе: в Avant-Garde Van Groeninge готовят дикую рыбу из северного моря, ирландскую говядину и местные сыры, а из зала открывается шикарный вид на футбольное поле. Другой ресторан, De Treeswijkhoeve, удостоен двух звезд Мишлен, но находится за городом, в местечке Ваалре (10—15 минут езды, €25 в один конец), в окружении красивого леса. Готовит там Дик Мидделверд, мастер комбинировать вкусы и текстуры. У него в меню, как он сам говорит, правильный баланс мяса, рыбы и овощей, большей частью местных, но с добавлением лучшего со всего света: соевый соус из Японии, бальзамико из Италии и т.д. Для Недели дизайна 2013 он совместно с выпускницей дизайн-академии Жинхьюн Леон придумал специальный «Чувственный ужин» — Stimuli, Sensorial Dining. В этом сете повар и дизайнер, исследующая природу вкуса как такового, предложили дегустаторам разные сочетания (типа сладкого с соленым), текстуры (например пюре из артишоков с крупными кусками грецких орехов), опыты (одно из блюд надо вкушать в полной тишине, с берушами в ушах), а также использовали придуманные Жинхьюн странные, похожие на леденцы ложки разного объема, формы и разных оттенков красно-розового. По замыслу дизайнера, с ними у едока есть возможность по-другому почувствовать вкус еды и сильнее сконцентрироваться на своих ощущениях.

Также во время Недели дизайна в этом году была заявлена новая многообещающая точка на карте Эйндховена — Kazerne («Казарма»), комплекс галерей, выставочных пространств, ресторанов и сьютов в бывших казармах местной полиции. Девять дней там работали два ресторана, один с интересной фламандско-итальянско-французской кухней, во главе с шеф-поваром Рональдом Кунисом (известном по De Kas в Амстердаме и River Café в Лондоне), другой — более французский, в жанре nouvelle cousine, под руководством голландской кулинарной звезды Эдвина Северийна из Sot-l’y-laisse. Название его компании переводится как «Только дураки не едят это» и обозначает, кроме всего прочего, часть курицы с двух сторон от крестца, очень вкусную, которую часто недооценивают. В эйндховенских «Казармах» Эдвин десять дней подряд устраивал дизайн-ланчи и дизайн-ужины — Dutch Design Dinner, куда было не пробиться, несмотря на высокую, по местным меркам, цену в €135. Но помимо интересных вкусовых сочетаний вроде тыквы с анчоусами все обедающие еще и испытывали редкий драйв от превращения в участников перформанса: стол, за которым они ели, стоял посередине огромного черного зала с работами современных дизайнеров, зачастую весьма экстравагантными; и публика постоянно фланировала вокруг и вдоль, рассматривая и повара, и кухню, и едоков с тем же пристальным вниманием, что и возлежащее рядом на подиуме чучело льва с внутренностями из аметистовой друзы. Это дизайн, как его понимают в Эйндховене: не вещи, которые уже в переизбытке и которыми никого не удивишь, а опыт, новые переживания и впечатления, которые можно накапливать и обновлять без боязни захламить квартиру.