Дизайнер Елена Немкова, мебельный дилер Сюзанна Фавахири и историк дизайна Ольга Косырева пропагандируют в России современный дизайн — каждая по-своему. Им ежедневно приходится убеждаться, что российские потребители далеки от него, но они работают над тем, чтобы сделать это расстояние короче.
Инновации не для всех?
Скачать PDF версию рубрикации
{{ gallery_widget(3) }}Между современным дизайном, каким он предстает в Милане, Лондоне или Хельсинки, и тем, что мы видим на мебельных выставках, в магазинах и интерьерных журналах в России – колоссальная разница, почти пропасть. Там – инновации, идеи, изобретения, неистощимая фантазия, плюс еще экологический подход и ответственное потребление, результатом которых становятся предметы класса "люкс" из старых досок или переплавленного пластика от старых холодильников. Тут – в лучшем случае безжизненные брендированные интерьеры в жанре total look, а в худшем – тумбочки, обитые норкой, и диваны из чернобурой лисы, китч и безвкусица за бешеные деньги.
Сюзанна Фавахири уже больше двадцати лет занимается поставками в Россию дизайнерской мебели, а последние годы является представителем прославленных итальянских марок Moroso и Alessi. Она подтверждает: «Во многих мебельных магазинах 60-70 процентов продаж составляет так называемая классика. Современный дизайн продается с трудом. У нас ведь все время говорят о том, как прекрасна была Россия до революции, приводят в пример дворцы, храмы, усадьбы и воспевают именно эту культуру – и в головах у покупателей «богатый» однозначно значит дворцовый. Но я не знаю, для чего нужно раз за разом воспроизводить архитектуру и интерьеры столетней и двухсотлетней давности? И как можно пользоваться интернетом, летать на самолетах и при этом жить среди этих пышных диванов в десятках бархатных подушек и аляповатых гардин со складками в три ряда?»{{ gallery_widget(4) }}Сюзанна досконально знает, как построен весь процесс движения предметов дизайна от создателя и производителя до потребителя, и на вопрос, почему мебель современного дизайна так тяжело находит своего покупателя в России, отвечает так: «Чтобы продавать современное, нужно прикладывать много усилий. Нужно все время рассказывать, показывать, образовывать – приглашать дизайнеров, устраивать лекции. То есть объективно нужно больше работать. Не все хотят на себя взваливать такую ношу». Она много занималась этим сама, еще в середине 1990-х приглашала в Москву итальянских дизайнеров, организовывала встречи с ними, публичные выступления. Но все-таки ее основное занятие – организация продаж, а не просвещение, и ей кажется, что объяснять, показывать что-то новое потребителям лучше получится у дизайнеров интерьера и архитекторов, что под влиянием профессионалов, с их подачи все больше людей начнут менять свои представления о современном дизайне и по-другому формировать свои запросы.
Дизайнер Елена Немкова, руководитель миланского проектного бюро Interni Plus, работает у нас в стране и по всему миру и участвовала в реализации выдающихся архитектурно-дизайнерских проектов – таких как магазин Prada в Беверли-Хиллз, построенный по проекту выдающегося голландского мастера Рэма Колхаса, а также оформление четвертого этажа в новом здании ЦУМа по проекту Родольфо Дордони. Елена как раз нацелена на то, чтобы предлагать своим клиентам новые, необычные идеи, но «за все годы работы в России мы сделали только один частный проект в современном стиле, остальное – «классика», - с грустью говорит она. - Хотя у нас в запасе есть богатый арсенал именно современных, инновационных решений. В частности, среди прочих я представляю в России и СНГ производственную компанию Move Srl, и мы с ней продвигаем новые материалы, которых здесь нет: современные пластики, красивые и разнообразные. Но идет все очень тяжело: любые непривычные предложения отвергаются либо с самого начала, либо в процессе проектирования. Особенно смешно и странно, когда это делается из соображений экономии: у российского заказчика есть представление, что дерево или камень – это дорого, а пластик – дешево». Например, в одном частном подмосковном спа-комплексе с бассейном Елена предлагала сделать подсвеченный потолок из панелей многослойного пластика с запаянными внутрь настоящими листьями, стеблями растений, цветами – было, по ее словам, очень красиво, получалось, как будто солнце светит через траву. Цена вопроса – 250 евро за квадратный метр, что сопоставимо с ценой мрамора или высококачественной керамической плитки. И совершенно невпечатляющая сумма по сравнению со стоимостью всего проекта. Но заказчик оказался не готов платить за «пластмассовый» потолок, и теперь у него там крашенная в голубой цвет бетонная поверхность. «А ведь речь идет о высокотехнологичных вещах, которые не могут стоить дешево – в них вложены мозги!» - возмущается Немкова. Даже в Азербайджане дела обстоят лучше – там обеспеченные люди больше ориентированы на запад, многие учились в Англии или Америке, и у них есть запрос на современный дизайн: InterniPlus сделала «на Востоке» несколько современных по стилю интерьеров.{{ gallery_widget(5) }}Складывается впечатление, это замкнутый круг: мебельщики не привозят в Россию ничего смелого и экстраординарного, потому что уверены, что будут долго искать покупателя, и не факт, что найдут; архитекторы не предлагают своим заказчикам ничего «такого», потому что уверены, что заказчик «не поведется». А потенциальные покупатели, может, и «повелись» бы, может, и хотели бы купить что-то новое, необычное, но не знают, что именно и где это взять. И чтобы разобраться во всем многообразии того, что предлагает мировой рынок дизайна, и знать, где искать, что искать, обычному потребителю надо стать практически специалистом – самому ездить на выставки, изучать, копаться, узнавать имена, бренды. Именно поэтому, например, востребованы лекции об истории и нынешнем дне предметного дизайна, которые читает основатель и руководитель Дизайн-лектория Ольга Косырева: их слушатели хотят знать больше о том, что такое дизайн и откуда он взялся, а также быть в курсе того, что появляется нового, что сейчас «в тренде».
«У нас больше всего любят либо традиционные итальянские, французские, английские стили (часто не различая их и заваривая из разных компонентов специфичный новорусский компот), либо такую осовремененную «классику» в духе Келли Хоппен, Дэвида Коллинза или Барбары Берри, - говорит Ольга. – В Европе другие ценности. Там никому в голову не придет сделать интерьер целиком от Джорджо Армани или Fendi Casa. Зато нередки проекты яркие, авангардные, провокационные, наполненные современным искусством и современным дизайном и сами похожие на арт-объекты. Также особым шиком считается жить в интерьерах «без дизайна», складывавшихся поколениями: пятьдесят лет назад дедушка купил лампу-арку Вико Маджистретти, в начале 1990-х маме подарили соковыжималку Филиппа Старка, похожую на космического пришельца, пять лет назад мы выбрали пластиковые стулья от Kartell – хотелось чего-то свеженького, а они тогда были везде в журналах и на улицах. Все это вполне естественно уживается как с лепными карнизами и росписью на стенах, так и с плоским телевизором в стальной раме или непонятным новым искусством. И никто не удивится, если завтра в гостиной появится какая-нибудь сногсшибательная люстра из пустых пластиковых бутылок, которую сделал молодой и пока никому не известный гений».{{ gallery_widget(6) }}«Действительно, это ценится – чтобы интерьер был, как в Италии говорят, vissuto – поживший, – продолжает Елена Немкова. – И в любом случае, в по-настоящему роскошной итальянской вилле вы не встретите узнаваемых вещей из каталогов известных марок – там скорее будут стоять переобитые местным мастером бабушкины диваны, и они владельцам дороже любых брендовых. Им важнее, что это индивидуальная вещь, custom-made, или tailor-made, то есть сделано на заказ, сшито по вашей мерке. А чтобы узнать, что на обтяжку этих диванов пошел кашемир от Lora Piano, нужно будет пытать хозяев дома каленым железом – бирки вы нигде не найдете».
Что же делать, чтобы и у нас на смену популярному «дворцовому» стилю пришли функциональные современные интерьеры? Общее мнение всех трех героинь – что начинать надо на макроуровне, что кардинально качнуть ситуацию должно изменение государственной политики в области архитектуры и дизайна. «Старомодные частные интерьеры – результат неразвитой общей визуальной культуры, - говорит Елена Немкова. – Вкус формируется тем, что человек видит вокруг себя каждый день. В Европе и Америке известные дизайнеры оформляют не только рестораны и отели, но и государственные, «казенные», учреждения, школы, больницы. Например, дизайн «Почты Италии» был поручен студии Микеле Де Лукки – целиком, от обновления логотипа и создания бланков до разработки стандартного проекта центральных и региональных отделений. В России же дороги старые, фасады старые, архитектуры много морально устаревшей даже в недавно построенных зданиях, машин полно «в стиле ретро» - о каком интересе к современному дизайну тут можно говорить? Модернизация не может начаться с частного интерьера, город вокруг должен измениться – тогда изменятся и дома у его жителей». Сюзанна Фавахири повторяет практически в унисон: «У нас никто не говорит о красоте современной архитектуры или дизайна. Даже о советской архитектуре и прекрасных советских интерьерах забыли. Гостиницу «Москва» снесли, Военторг снесли, единственная постройка Ле Корбюзье закрыта для посетителей, там министерство. Иностранцы приезжают и выискивают эти здания, рассматривают, фотографируют, а мы, живущие здесь, ничего о них не знаем, не видели, не помним. О стиле 1960-70-х годов вообще не говорят. А возьмите хоть Калининский проспект с его зданиями-«книжками» – он может не нравиться, но для своего времени это был настоящий прорыв... И сейчас хорошей современной архитектуры ничтожно мало, ни одного здания ни одной международной архитектурной звезде не дали построить. Большой шаг вперед – то, что Давид Аджайе построил бизнес-школу в Сколково. Но кто ее видел, эту школу?»{{ gallery_widget(7) }}«В интерьере, как и в еде, есть понятие неприятия неопробованного, - подводит итог Немкова. – Незнакомая пища a priori не нравится – это природой заложено, такова была гарантия выживания людей: съедобное – это только известное и испробованное. Так и в создании интерьерной среды: инновации не для всех. Но, как говорят в Италии, «традиции – это успешно внедренные инновации». Так что нужно работать». Ольга Косырева тоже верит, что время лечит и аппетит приходит во время еды, надо просто начать есть и не бояться пробовать непривычное: «В России люди часто воспринимают предметы дизайна бессодержательно, как статус-символы, как социальные знаки: вот у меня есть диван Minotti или соковыжималка Филиппа Старка для Alessi – значит, я крут, я современный, модный, успешный. В дизайне не видят ни новой культуры, новой идеологии, нового духа времени, ни интеллектуального усилия, поиска, ни новой свободы человека от чрезмерного диктата старых форм и стилей. Многим важно только, что это дорого, и что всем вокруг ясно, что это дорого. А дизайн нельзя полюбить, не понимая». Понимание же приходит по мере потребления – так же, как вкус к хорошему вину, тонкие гастрономические предпочтения, умение разбираться в современном искусстве, классической музыке или балете. И если весь этот список уже более-менее освоен, то пора переходить к отличиям хайтека от минимализма.