Ольга Косырева — историк дизайна, изучает его прошлое, настоящее и будущее. Также журналист и редактор, 10 лет назад оставившая карьеру в глянцевых журналах, а до того работавшая в Vogue и AD. Сейчас занимается аналитикой трендов, читает лекции об актуальных процессах в дизайне в разных городах России и бывшего СССР. Популярный блогер и инфлюенсер в мире дизайна. В списках некоторых международных культурных и бизнес-институций значится как opinion leader, лидер мнений.
Интерьер в эпоху перемен
Скачать PDF версию рубрикации
Есть ли основания говорить о том, что в эпоху перемен (социальных и экономических) запросы владельцев жилья относительно облика своего будущего интерьера меняются?
Конечно. То, как выглядит дом каждого конкретного человека, напрямую определяется его экономическим положением и местом в обществе. И в целом — то, как живем все мы, в значительной мере определяется тем, как живет страна в экономическом и социальном отношении.
Так, перемены, произошедшие с распадом СССР, наглядно отразились на интерьерах. 90‑е годы прошлого столетия были эпохой первоначального накопления капитала. Первые большие деньги у людей начали появляться, а понятия о современном на тот момент стиле жизни еще не было. Если они приглашали дизайнера (архитектора) и прислушивались к его мнению, то в итоге появлялись выдержанные, продуманные, по‑настоящему авторские проекты. Но если хозяин нового жилья сам брался «творить», то получался дизайн по принципу «я надену все лучшее разом», смешение французского с нижегородским. Со временем ситуация постепенно менялась, и появилось понятие «евроремонт» — такой усредненный ремонт «по международному стандарту». С белыми стенами, ламинатом на полу, импортной плиткой и сантехникой и встроенной бытовой техникой. Сейчас подобным не то что никого не удивишь, но и похвастаться не получится. Более того, само понятие «евроремонт» сегодня ассоциируется с 90‑ми и чем‑то надуманным.
Но главное в разговоре о дизайне — понимать, что в принципе он определяется изменениями в обществе, изменениями образа жизни. Каждое движение в дизайне — это следствие процессов в социуме. Можно привести массу примеров. Так, в дореволюционных многоквартирных домах нормой было наличие черного хода — чтобы слуги в процессе работы не пересекались с господами, не мусорили в парадных комнатах дровами и углем. В «сталинках» кое‑где это явление тоже присутствовало, но потом пропало, изменился принцип планировки квартир. Почему? Потому что исчезли слуги. Позже, правда, горничные и домработницы, проживающие у хозяев, вернулись, а черные ходы — нет. Потому что дрова теперь носить не надо, да и такой большой разницы в образовании и поведении между обслуживаемыми и обслуживающими нет. Хотя там, где площадь позволяет, архитекторы и дизайнеры стараются развести потоки хозяйственные и повседневные семейные, тем более, гостевые.
Более близкий нам пример. В 1990‑е года пришла мода на совмещение кухни, столовой, гостиной, а вместе с ней — и на отдельно стоящие кухонные острова. Почему? Стиль жизни изменился, еда выполняет не только утилитарную функцию, но и объединяющую, коммуникативную. Ее приготовление и поглощение — это процесс, которому уделяется много времени. И воспринимается он как отдых и развлечение, повод для общения, а не как работа и нечто, что нужно скрывать. Появилась техника, которая этот процесс облегчает, избавляет от копоти, запахов. Значит, можно без проблем совместить место для приготовления пищи с жилым пространством и не изолировать того, кто готовит, от членов семьи и гостей.
По сравнению с более ранними периодами в XX и XXI веке перемены в жизни общества происходят постоянно. Мир сегодня меняется гораздо быстрее. А интерьер всегда идет в ногу со временем…