30 Апр 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Что такое современный мебельный дизайн

| ПУБЛИКАЦИИ
Что такое современный мебельный дизайн

Опубликовано в FidExpo magazine в 2014 году

– Что такое современный мебельный дизайн?

– Это, конечно, совсем не то же самое, что было сто лет назад, когда индустриальный дизайн только зародился. Раньше вещи было достаточно хорошо «работать» и хорошо выглядеть, сейчас уже нет. Современный дизайн уже не следует принципу «практичный, красивый, доступный». Вещам нужна какая-то «моральная», идеологическая составляющая. Это может быть автор, известный или просто интересный дизайнер, чье авторство и узнаваемый почерк делает предмет особенным. Это может быть идея, концепция, история, лежащая в основе ее появления. Все больше предметов дизайна дрейфуют в сторону искусства, пренебрегая функциональностью до той или иной степени – есть даже такое понятие «дизайн-арт». К числу функций добавилось удивлять, задевать, вызывать эмоции, в том числе негативные, например отвращение – тут дизайн породнился с современным искусством. И то, что сейчас считается красивым, далеко не так однозначно, как это было для дизайнеров и клиентов Баухауза.

– Каковы тенденции мебельного дизайна сезона 2014-2015?

– Все те же, что и предыдущие два-три года – стиль 1950-х годов, скромный, визуально легкий, интеллигентный, я бы сказала. Пастельная цветовая гамма, от мятного и светло-сиреневого до розового и бледно-желтого, причем часто в интерьере или даже в одном предмете все эти цвета соседствуют – и довольно удачно. С одной стороны, стало много орнаментов и принтов, в том числе активных, ярких, веселых. С другой – на их фоне все лучше и лучше себя чувствует минималистичная мебель, простая и функциональная, но с идеей, с искрой. Но в целом – я не люблю, когда в дизайне ищут какие-то тенденции и на них фокусируются. Я не понимаю, почему все то новое, что появляется в области дизайна по понедельникам или апрелям, должно объединяться по каким-то формальным признакам, будь то эбеновое дерево или отделка цвета бедра испуганной нимфы. Гораздо интереснее обсуждать, какие идеи и концепции лежат в основе появления того или иного предмета, того или иного подхода, искать в разных дизайн-инициативах и продуктах проявления глубинных процессов, а не внешнее сходство.

– Какие материалы для производства мебели актуальны в 2014-2015 гг?

– Вечные материалы вечны – дерево, в том числе фанера, металлы (сталь, в том числе хромированная, никелированная, окрашенная и даже ржавая; а также алюминий, бронза, латунь), стекло (в том числе зеркальное, дымчатое, сатинированное и др.), различные виды пластика. Дерево преимущественно светлое, в духе модернизма середины ХХ века и скандинавского стиля 1940-60-х годов. Очень любим и популярен всеми дуб, в самых разных обработках. Но никакого диктата нет. Кому-то нравится и подходит елка или, скажем, макассар – это вопрос вкуса, денег и потребности.

Есть и новые материалы – жидкий металл, карбон, новые композиты. Но они пока осваиваются, назвать их широко распространенными нельзя.

Также очень популярен мрамор – благодаря современным технологиям из него делают прекрасные, элегантные вещи, а не только режут его на столешницы.

– Как изменились выставки мебели: что предлагают лидеры рынка, что на самом деле хочет от выставок потребитель?

– Усилилась конкуренция и борьба за потребителя. Поэтому на торговых выставках-ярмарках, в частности на миланском Salone del Mobile в этом году, средний уровень экспозиций заметно вырос, компании, раз уж потратились на участие, стараются выложиться по полной, увлечь, поразить. Слабые игроки ушли, остались сильные, а также появились новые и современные, которые пытаются завоевать и завоевывают себе место под солнцем. В Милане таких много – еще пять-семь лет назад у них были малюсенькие стенды, а теперь – огромные стендища.

Плюс в развитых западных странах потребитель все больше хочет не купить, а увидеть, пережить, получить удовольствие, соучаствовать в процессе рождения дизайнерского предмета и его выхода в свет – и за этим они тоже приходят на выставки дизайна и мебели. Я об этом явлении часто рассказываю своим студентам, у меня в Дизайн-лектории Ольги Косыревой есть даже такая лекция, хитовая – «Дизайн как переживание».

– Как повлиял кризис на рынок мебельного дизайна?

– Прямо по поговорке «Голь на выдумки хитра» – стало больше креативности, больше времени на какие-то некоммерческие, на первый взгляд, проекты, которые потом становятся востребованы, обсуждаются, и в целом влияют на развитие дизайна, толкают его вперед. Дизайнеры стали больше работать сами, в том числе руками, а не по заказу крупных мебельных фирм. Соответственно, появились новые формы организации мебельного производства: например, когда дизайнеры создают 3Д-модели, выкладывают их на специальных сайтах, а производство ведется индивидуально по заказу конкретного клиента по месту его жительства – в ближайшем месте, где есть лазерный резак или 3Д-принтер, или другое оборудование. То есть для производства такого рода больше не нужны фабрики, и связь дизайнер-производитель-покупатель изменяется. Также огромное число дизайнеров занимается изготовлением вручную единичных предметов – они плетут, вяжут, режут, выдавливают из пластика и т.д. Часто просто изобретают новую технику изготовления вещи, экспериментируют с этим, иногда – берут и осовременивают, адаптируют старинную или просто старую ремесленную технику.

– Чьи имена входят сейчас в топ-5 дизайнеров мебели и почему?

– Это, безусловно, Филипп Старк – потому что он просто гений, у которого рождаются невероятные идеи, иногда даже очевидные, но до которых никто без него не додумался. Второе место я бы отдала Патрисии Уркиоле за ее человечность, теплоту и особую продуманность каждой вещи с точки зрения ее использования, уместности, соответствия нашему времени и месту. Ее работы всегда трогают. Марсель Вандерс – очень креативен, ироничен, его вещи радуют и украшают. Плюс он создал и возглавляет целую мебельную компанию, Moooi, которая стала большим явлением со стилистической точки зрения. Еще мне очень нравится Ферруччо Лавиани – он не так знаменит, как того заслуживает, но его работы для Kartell, Fratelli Boffi, Emmemobili – очень яркие и со смыслом, это не просто формо- или стилеобразование, не просто упражнение на тему. Ну и последний в моем списке – Рон Гилад, израильтянин, который в прошлом году был назван дизайнером года сразу двумя ведущими мировыми дизайнерскими журналами. У него фантастическое остроумие, и он умеет его реализовывать в вещах. Но последние две позиции – мой субъективный выбор. Сильных, оригинальных дизайнеров сейчас гораздо больше, чем пять. Есть еще Хайме Айон, братья Буруллеки, Константин Грчик, Nendo, Родольфо Дордони – все это звезды первой величины.

– Какая вещь сейчас необходима в интерьере модного дома? 

– Я категорически против того, чтобы делать дома «модными» и наполнять их вещами, которые якобы «необходимы», потому что они модны. Дома надо наполнять вещами, которые нравятся, нужны и подходят лично вам, и совершенно не важно, старый это бабушкин сундук, табуретка из IKEA или дорогой дизайнерский диван – важно, чтобы вы выбрали вещь, которая будет именно вашей, а не навязанной вам стереотипами, предрассудками или предвзятыми советчиками, в том числе журналами. Другое дело, что когда выбор делается человеком без большого культурного бэкграунда, то тогда мы получаем пресловутый «особняк Януковича», где все вещи, наверное, нравились и подходили их владельцу, но вместе создавали убогое уродство. Тогда выход один – образовываться, смотреть, интересоваться. Ходить в музеи, ездить на выставки, общаться с профессионалами – и довольно быстро можно будет сделать такой выбор, над которым потом не будут смеяться.