Популярный дизайн
Как разбираться в дизайн-трендах и отличить хороший интерьер от плохого?
Ольга Косырева
Мне повезло видеть, как меняется отношение к дизайну на постсоветском пространстве. Я двадцать лет интересуюсь дизайном, встречаюсь с дизайнерами, изучаю дизайн, пишу о дизайне – и он всегда был слегка на обочине интересов большинства. Журналы о стиле жизни, городские журналы, молодежные журналы, женские журналы, деловые и мужские журналы не особенно приветствовали эти темы. Мода и брендовая одежда, путешествия, автомобили, вина, еда и рестораны всегда были сюжетами более желанными и более востребованными (хотя, казалось бы, что ближе к телу человека, чем собственный дом?). И вот теперь дизайн, похоже, выходит на авансцену – вслед за суши, рукколой, устрицами и шампанским брют люди привыкают и к другому непривычному: к прозрачным стульям от Филиппа Старка и подсвечникам из фанеры неизвестных пока местных дизайнеров. Многие еще не знают, лишь чувствуют в дизайнерских вещах новую культуру, новую идеологию, новый дух времени, новую свободу человека от диктата старых форм и стилей. И интуитивно понимают, что в наши дни разбираться в дизайне – это как иметь вкус к хорошему вину, тонкие гастрономические предпочтения, интересоваться современным искусством и предпочитать отели с известным именем дизайнера местам с вековой историей. Более-менее освоив этот список, жители городов переходят к нюансам стиля «мидсенчери», истокам эстетики лофта, выискиванию на европейских барахолках винтажной мебели и покупке приблуд, напечатанных на 3D-принтере.
Такого количества запросов на лекции, статьи и прочие просветительские и образовательные активности в области дизайна, как в последние два года, у меня никогда не было. С лекциями о трендах я выступала перед топ-менеджментом бюро корпоративных тревел-услуг, дистрибьюторами Nivea и сантехниками из компании, продающей унитазы, – везде слушали с огромным интересом и задавали множество вопросов. География лекций перешагнула границы России и не спешит останавливаться: после Москвы, Казани, Краснодара, Ростова, Самары пришло время Минска, теперь вот Алматы, в апреле будет Киев, в мае – Тюмень, Хабаровск и Владивосток. Всех волнуют тенденции, что модно в области интерьера, на кого равняться, на что смотреть, куда ехать, где изучать дизайн, как сориентироваться в море информации и как себя в нем найти и не потерять – вопросы мне задают везде примерно одни и те же. И это понятно.
Теперь дизайн, похоже, выходит на авансцену – вслед за суши, рукколой, устрицами и шампанским брют люди привыкают и к другому непривычному: к прозрачным стульям от Филиппа Старка и подсвечникам из фанеры неизвестных пока местных дизайнеров
Мир дизайна расширился необычайно, его разнообразие и потоки информации захлестнули и дизайнеров, и потребителей их продукции и услуг. Чтобы разобраться во всем, знать, что и где искать, обычному потребителю надо стать практически специалистом – самому ездить на выставки, изучать, копаться, узнавать имена, бренды. Это, ясное дело, нереально. Даже для дизайнеров это становится слишком затратно по времени – и они предпочитают получать информацию в концентрированном и отфильтрованном виде. Буквально так и пишут в отзывах: «Я сама была на выставке, о которой идет речь, но все встало на свои места после того, как вы все систематизировали и объяснили». Или: «Подумываю упразднить свои поездки на выставки и полностью положиться на экспертное мнение. Информации больше, да и ноги целее». Многие ощутили, что пришло время воспользоваться путеводителями, инструкциями, руководствами. Перестать плыть по течению и сформировать накопленные разрозненные факты и знания в некую систему. Пора подкрепить опыт знаниями и теорией. Без этого дальше не выплыть.
Тренды – это тема, которая волнует всех, и лекции о них полезны всем: и профессионалам, и любителям дизайна, и заказчикам, реальным и потенциальным, частным и корпоративным, нанимающим дизайнеров для создания или изменения интерьеров, оформления витрин и выставочных стендов – обладателям недвижимости, рестораторам, владельцам компаний, магазинов, девелоперам и т. д. Что модно в интерьерах, хотят знать многие. Но и высказываются на эту тему тоже все, кому не лень. Дизайнеры, съездившие на одну выставку, потом устраивают многочасовые семинары, журналы собирают залежавшиеся фотографии из пресс-релизов трехгодичной давности, – и вуаля, готов новый «тренд» – «Бабочки». Или «Ромбики». Или «Новый гламур». Или «Роскошный минимализм». Только к трендам все это отношения не имеет.
Теория трендов – это наука. Во всяком случае это теория, основанная на многолетних наблюдениях, анализе, практике. Люди, которые ею занимаются, – не дизайнеры и вообще не внутри какой-либо одной индустрии, а вовне, «над схваткой». Это тренд-аналитики, и сидят они в агентствах трендов, которые в странах с развитой индустрией потребления существуют по много десятков лет. В их штате есть целые отделы, которые отслеживают все, что происходит вокруг, в ежедневном режиме, от стрит-фэшн и политических новостей до перемен в потребительском поведении покупателей туристических путевок. И они накопили уже знаний на целые учебники. Например, о том, что существуют макротренды, такие как дигитализация, которые развиваются и живут десятилетиями, а существуют быстротечные мини-тренды, например, цветовые, срок жизни которых – от силы пара лет. За появлением в интерьерах орнаментов с ромбами и призмами лежит актуализация интерьерного стиля 1970-х годов, за всплеском интереса к перевыпускам классики дизайна ХХ века – усталость от увеличения скоростей повседневной жизни в веке ХХI, за переходом от белых просторных пространств к небольшим уютным комнатам со стенами насыщенных цветов – смена эпохи экономического роста периодом экономической и политической нестабильности, когда людям хочется хотя бы дома чувствовать себя защищенными.
Самый сильный и яркий тренд последнего времени – возвращение и переосмысление стиля 70-х годов и эстетики итальянской постмодернистской дизайнерской "Группы Мемфис", работавшей в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Ту эпоху называют китчевой, обвиняют в безвкусице, беспринципном смешивании всего и вся – но это всходили ростки постмодернизма, смелого, провокационного, ироничного и да, отрицающего хороший вкус отцов и дедов. Именно из 70-х родом популярные орнаменты и рисунки с ромбами и призмами повсюду, от обоев и ковров до ширм и столиков; яркие, иногда дикие, цвета, часто несочетаемые –авокадо и апельсиновый, бирюза и лайм, солнечно-желтый и бруснично-красный; мода на тропическую растительность, живую и нарисованную, на бананы, пальмы, монстеры и фикусы; косматый мех, короткий и длинный, но неизменно напоминающий «чебурашку»; и, конечно же, латунь, которая так благородно стареет и не выходит из моды уже несколько лет. Да и сама тема ярких цветов, геометричных орнаментов и смешивания новых ультрасовременных вещей из пластика с антиквариатом родилась в те годы в голове одного из знаменитых декораторов, британца Дэвида Хикса. В наши дни его приемы вовсю заимствуются, так же как и идеи других мастеров той эпохи: дизайнеров Франсуа Катру, Этторе Соттсасса, Гае Ауленти и прочих их современников. Достаточно посмотреть работы Келли Уирстлер или Dimore Studio, которые миксуют все гораздо смелее – на дворе, как ни крути, ХХI век.
К чему я все это рассказываю? К тому, чтобы разговор о трендах в дизайне не должен быть неповерхностным. Чтобы не бросаться этим словом. Чтобы привлечь внимание к тому факту, что тренд тренду рознь, что у любого явления есть причины и говорить о следствии без причины не имеет смысла. А также чтобы, говоря о трендах, мы понимали: за реальными процессами и явлениями стоит не прихоть журналиста или редактора и не вскользь брошенный взгляд, а широкий сбор материала, глубокий анализ, помещение явления во временной контекст, сопоставление с явлениями прошлого и так далее.
За появлением в интерьерах орнаментов с ромбами и призмами лежит актуализация интерьерного стиля 1970-х годов, за всплеском интереса к перевыпускам классики дизайна ХХ века – усталость от увеличения скоростей повседневной жизни в веке ХХI
Две другие мои лекции в рамках двухдневного курса в Алматы – более специальные, но очень нужные. Я делюсь своим многолетним опытом работы в журналах – AD/Architectural Digest, Vogue, Interni, Psychologies. Я начала это делать почти случайно и обнаружила, неожиданно для себя, что открываю дизайнерам и архитекторам новые миры, что то, что мне кажется привычным, само собой разумеющимся, для них – тайна за семью печатями. От самых простых вещей, от редакционного сленга с его «вводками» и «полосами» до нюансов представления своих проектов в журналы для рассмотрения и советов по тому, как давать интервью. Ну и как человек, много лет участвовавший в различных редколлегиях и принимавший решения «казнить нельзя помиловать» в отношении сотен интерьерных публикаций, я могу рассказать много о том, по каким принципам эти интерьеры отбираются и как они раз за разом проигрывают в негласном соревновании западным проектам, где и бюджеты поскромнее, и мебель не такая брендовая, и лоска поменьше, но больше свободы, неправильности, естественности и просто жизни.
Лекции про секреты создания хороших интерьеров, их подачу для СМИ и нюансы самопродвижения ориентированы на профессионалов, но не исключительно на самих дизайнеров и архитекторов – наверняка много интересного и нового для себя найдут и специалисты отрасли, поставщики интерьерных товаров, владельцы специализированных магазинов с предметами интерьера, даже сами промоутеры и пиарщики. Потому что это взгляд изнутри, которого у многих из них не было и нет.