25 Апр 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Мaison&Objet – 2013: горячие точки зимней сессии

| ПУБЛИКАЦИИ
Мaison&Objet – 2013: горячие точки зимней сессии

Авторитетный международный салон, посвященный предметам и аксессуарам для дома, задает тенденции на будущий год. Дизайн-критик Ольга Косырева выделяет самые яркие направления, представленные на зимней сессии Maison&Objet. Специально для группы сайтов 360.ru

Вперед, в 1950-ые!

Подражания и интерпретации стиля 1950-х – это самая мощная тенденция последних лет, и в этом году на Maison&Objet она была представлена как никогда широко. Французские, британские, итальянские, португальские, датские компании наполнили свои стенды  предметами с закругленными краями и тонкими ножками, выполненными преимущественно из светлого дерева (дуб, вяз, береза и др.) в натуральных цветах. Датчане из компании Gubi выставили среди прочего перевыпущенную в прошлом году классику – коллекции 1940-50-х годов дизайна Жака Адне и Греты Гроссман. Португальская De La Espada  привезла на выставку целых три коллекции, из которых одна – спроектированная турецким дизайн-бюро Autoban – совершенно новая. Британцы из Case и Pitch порадовали спокойной и продуманной деревянной мебелью, а Pitch – еще и красивыми цветочными принтами на креслах. Французы из мало кому известного мебельного кооператива из Страны Басков под названием Alki показали среди прочего стеллаж с комбинацией деревянных и обитых тканью деталей, а старинная семейная фирма Perrouin вышла к публике с новой коллекцией, спроектированной дизайнером Жан-Марком Гади, который в этом году также сделал несколько люстр для Baccarat. Эти вещи так же, как их предшественники и прообразы, наполнены жизненной силой и духом оптимизма. Все вещи на этих и десятков других стендов объединены каким-то настоящим, честным подходом. В них нет пафоса, и они не стремятся произвести на своих потенциальных пользователей какое-то излишне сильное впечатление – они, скорее, умиротворяют, чем поражают. А ведь именно на создание вау-эффекта зачастую работал мировой дизайн еще восемь-десять лет назад.

Смеха ради?

Шутки юмор и в предметах дизайна ценились во все времена, хотя подходить с улыбкой к коммерческому продукту удавалось немногим. В этом году Maison&Objet «улыбнул» сразу несколько раз. Во-первых, стенд дизайнерского ателье Ibride был заметен издалека – над ним летали черные объемные птицы, у входа стоял белые медведь, а внутри – ярко-алые  единорог и страус (конструкции этих высокодекоративных предметов предполагают их использование как стеллажей), а отдельный угол был посвящен трем креслам, интерпретирующим три исторические модели – и тоже не без юмора. Во-вторых, много смешных, хотя и вполне практичных предметов, было на стенде итальянской марки Seletti: шкаф в виде коровы, да еще сделанный из фанерных ящиков со следами маркировки, коллекция фарфоровой посуды Hybrid, в каждом предмете которой объединены формы и декор востока и запада, а также светящиеся буквы, проволочные клетки-корзины для фруктов и многое другое. В-третьих, Maison Martin Margela и L'atelier de'exercices на объединенном сайте выставили часы со стрелками из перьев, деревянные обувные колодки, превращенные в настенные крючки для одежды, и уже знакомые стикеры для дверей, которые позволяют имитировать рисунок классической парижской филенчатой двери из, например, османовского дома. Такие забавные, острые, небанальные предметы – хороший способ оживить интерьер, сделать свой дом особенным, неповторимым. Особенно если чувство юмора соответствует характеру хозяев дома.

Готика

В ряде стендов и инсталляций отчетливо присутствовала тема готики – конечно, очень условной. Нынешняя «готика» далека от энциклопедической средневековой, она готическая не больше, чем современная молодежь, называющая себя "готами", но все же: в интерьерах нашлось место мрачности, черному цвету или мрачно-торжественному сочетанию черного с золотом, имитированной паутине, светящимся скелетам, электрическим всполохам света и тяжелым, «варварским» материалам вроде толстого неровного стекла и пеньковых веревок. Те же черные птицы над стендом Ibride взлетали вполне в духе Хичкока, а инсталляция Renaiscience Винсента Грегуара и трендового агентства NellyRodi , если воспринимать ее буквально, а не вчитываться в объяснения авторов, рассказывала больше о тревожно-торжественном мире панк-музыки и вампиров, нежели развитии науки и технологии и их влиянии на современный образ жизни.

Эко-Деко

Экологический стиль со своими внешними атрибутами: светлым деревом, тонкими линиями и простыми формами вещей – это тоже не открытие январской парижской выставки, а скорее, мэйнстрим современного дизайна, но в Париже было несколько ярких примеров такого подхода, и они достойны того, чтобы быть отмеченными. Часть инсталляции Nourritures Premieres с зеленой травкой и внешними стенками из неровных полосок тончайшей фанеры, явно от использованных упаковочных ящиков  – это во-первых. Огромный стенд датской компании Hay, весь перегороженный тонкими сосновыми рейками, который был сам по себе экспонатом – это во-вторых. На стенде у Hay было много дерева, фанеры, тканей в пастельных цветах и с уже типичными для Скандинавии спокойными орнаментами: и мебель, и постельное белье, и посуда, и офисные принадлежности.  В-третьих, прекрасные примеры экологической эстетики с северным оттенком представила компания Norman Kopengagen: маленькие столики на закругленных снизу ножках, светильники, напоминающие о классической лампе «Артишок», только белые, деревянные крючки-капли и кучу других мелочей и не вполне мелочей.  И совершенно неожиданно в павильоне с дизайнерскими разработками обнаружился стенд Okko Hotels – новой отельной сети, интерьеры для которой разрабатывает Патрик Норже и которая перед открытием в 2013 году своего первого парижского отеля решила протестировать его на специалистах по дизайну. И, надо сказать, успешно – не было отбоя от желающих прямо здесь обжить выставленный типовой отельный номер: продуманная эргономика, визуально легкая и «теплая» мебель современного дизайна, нейтральная цветовая гамма в разных оттенках белого и приглушенное освещение с правильным зонированием – что еще нужно путешественнику?

Простота и примитивы

"Простая жизнь" вдали от города, на природе и в единении с природой – это то, чего так не хватает современному человеку. И то, что дизайнеры стремятся подобную потребность удовлетворить – тоже не новость. Однако на выставке в Париже вновь было много прекрасных вещей, которые поддерживают и развивают эту тему. В первую очередь, конечно, ей максимально соответствовала инсталляция Франсуа Бернарда "Пионер" и вещи из нее: садовые инструменты, барбекюшница, уличный умывальник, современного дизайна керосиновая лампа, ящики для бутылок, большие бутыли неровного стекла, медная посуда, вязаные и сшитые из брезента кашпо для цветов, мебель из вторично переработанного дерева и прочие десятки, если не сотни, вещей, идеально подходящих для сельской жизни. Многие предметы сделаны вручную или выглядят таковыми, и своим видом подчеркивают, что их хозяева работают руками и берегут то, что имеют: не от бедности, а по чрезвычайной сознательности и из-за осознаваемой ответственности перед природой и обществом. Именно поэтому в этой новой реальности вещи предпочтительно ремонтировать вместо того, чтобы покупать новые, а если и появляется что-то из магазина, то вы этих вещей никогда не заподозрите в их благородном дизайнерском происхождении. Таковы были ковры и вязаные пуфы-лежанки с испанского стенда GAN (дизайн Патрисии Уркиолы), кашпо, связанные вручную в технике макраме в рамках социального проекта, дающего заработок пожилым женщинам из небогатой Восточной Германии (компания Llot Llov), или, например, стулья Skin от Calligaris, которые выглядят так, как будто сделаны из опилок – и на самом деле в состав их материала-композита входят натуральные деревянные волокна, из-за чего его назвали «жидким деревом».