30 Окт 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Местный дизайн мирового уровня

| ПУБЛИКАЦИИ
Местный дизайн мирового уровня

В городе Эйндховене проходит юбилейная, 10-я Голландская неделя дизайна

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в "Независимой газете" в октябре 2011 г.

Кроме тюльпанов, селедки, «Аякса», красных фонарей и легализованной марихуаны, в Нидерландах есть еще очень прогрессивный и интеллектуальный дизайн. И все самое лучшее в этой области собрано сейчас на Dutch Design Week в Эйнховене, которая продлится до воскресенья 30 октября. О том, какое значение Неделе придают правительство, государственные инстанции и городские власти, говорит, например, тот факт, что на открытие приезжала принцесса Максима, будущая королева Нидерландов. Не говоря уже о ста пятидесяти тысячах простых посетителей со всего мира. Что же привело их всех в этот небольшой, нестоличный и – на первый взгляд – непримечательный городок? Объяснение может быть только одно: голландский дизайн настолько креативен, необычен и при этом настолько близок мироощущению рядовых европейских граждан, что за ним хочется ехать даже в сторону от больших дорог и международных аэропортов. Тем более, что Эйндховен – не какая-то там глубинка, а вполне себе центр цивилизации: именно там в конце ХIХ века новатор и талантливый предприниматель Антон Филипс основал компанию Philips; там же находится одно из самых авторитетных специализированных учебных заведений Европы – Академия дизайна Эйндховена, а в местном Музее ван Аббе хранится коллекция работ Эля Лисицкого, самая большая за пределами России. Даже эти три обстоятельства уже характеризуют город как центр технических инноваций, просвещения и культуры – и вопрос «почему здесь» отпадает сам собой.

Даже после беглого просмотра программы становится ясно, что Голландская неделя дизайна целиком про местный голландский дизайн. Туда не привозят звезд-гастролеров, как, например, это пытается делать Московская неделя дизайна. Там делают звезд из своих, домашних, помогая им выйти на общенациональный уровень и получить международное признание. И это особенно ценно. Например, в стенах Академии дизайна Эйнховена, откуда вышли все известные голландские дизайнеры – Мартин Баас, Юрген Бей, Нинке Тинангел и Йоб Сметс из Job Studio – в дни Недели выставляют свои работы будущие знаменитости – там проходит выставка 173 выпускных работ.  Среди них и сложные сенсорные устройства, докладывающие людям о «внутренних переживаниях» растений (проект Dig into Nature Михеля Мартенса), и простые штуки вроде ажурного дерева для сушки белья (Laundry Tree Марлос ванн ден Энгел) или деревянных парт, сделанных из ящиков для сбора яблок (проект Pure Nature Арди ванн Боммель).

Вторая важная особенность Недели: там старшие активно поддерживают младших, и на одних выставочных площадках встречаются мастера и молодежь. Например, вместе работы начинающих и опытных были показаны вместе в павильоне Dutch Design Award. Он даже назывался Green house – «Теплица» поскольку предназначался в основном для выращивания больших звезд из маленькой «рассады». Мэтрам тип Марселя Вандерса там никаких наград не досталось, зато Барт Хесс, создающий невероятные ткани, украшения и невиданные наряды (в том числе для Леди Гаги) – был назван там лучшим молодым дизайнером Нидерландов 2011 года.

Другой характерный пример – студия дизайнера Пита Хайн Эка, который делает мебель из старых деревяшек, труб, остатков промышленных производств и т.п. Там на площади в 11 000 кв метров сосредоточены и дизайн-бюро, и производственные помещения, и складские, и выставочное пространство, а также магазин, ресторан и несколько студий, которые сдаются в аренду вчерашним выпускникам Академии и бывшим стажерам Хайн Эка. Эти студии в длинном дворе бывших фабричных зданий и выставка молодых дизайнеров в бывшей столовой фабрики на втором этаже – своего рода питомник и рассадник новых идей, молодых талантов и непривычной для нас философии бытовой скромности, которую исповедует сам Хайн Эк. Поэтому его ученики и последователи добавляют к его сколоченным будто бы из отходов столам и стульям подобные же стулья, табуретки, шкафчики, вешалки и абажуры – сделанные из вторично перерабатываемого пластика или собранные из отдельных деталей, оставшихся от устаревших и закрывшихся производств.

Также местом встречи молодежи и «стариков» стала выставка Spring в местном «Дизайн-Хаузе». Для нее 15 самых известных дизайнеров страны выбрали 15 начинающих и объяснили свой выбор, а также назвали тех, кто был наставником и авторитетом для них самих. Получилась такая выставка поколений, очень показательная. Например, Мартин Бас, чью обожженную мебель и инсталляции с 24-часовым видео, отсчитывающим время, москвичи видели в прошлом году на Московской неделе дизайна, в качестве своего «крестного отца» назвал нью-йоркского галериста Мюррея Мосса, а сам пригласил к участию в выставке вчерашнего выпускника Академии дизайна Массуда Хассани. Хассани родом из Афганистана, и его дипломная работа Mine Kafon – это огромный шар-сороконожка, выглядящий как игрушка, но на самом деле оказавшийся детонатором мин. «Для меня дизайн хорош, если он решает проблемы принципиально иным способом, чем мы привыкли», говорит молодой дизайнер, и это в полной мере относится к большинству вещей, представленных на Неделе дизайна в Эйндховене. 

Powered by Froala Editor