Для Международного мебельного салона в Милане отлично подошел бы старый советский лозунг «два мира – две системы». Поскольку под его шапкой объединяется несоединимое: новейшие технологические разработки современных дизайнеров и деревянная мебель индустриализировавшихся ремесленников из Брианцы.
Меж двух стульев
Текст: Ольга Косырева
Опубликовано на портале Snob.ru
Одно из крупнейших в мире событий мебельной индустрии и дизайна, Миланский мебельный салон на редкость многолик и всеяден. Очень часто вернувшиеся оттуда люди, рассказывая друг другу об увиденном и запомнившемся, изумляются: они как будто были в разных местах, настолько несхожи впечатления. На самом деле, удивляться тут нечему – сама выставка занимает несколько гектаров и представляет всю гамму товаров для дома, от крючков для одежды до полностью меблированных залов и от первых опытов никому не известных молодых дизайнеров до продукции семейных мануфактур, которые существуют уже по 600 лет. Также параллельно с основной торговой выставкой-ярмаркой в Милане в эту апрельскую неделю происходит еще несколько тысяч больших и маленьких выставок и презентаций. Так что каждый находит на салоне что-то свое.
Не стал исключением и 2013 год. Кто-то вспомнит о нем как о годе небывалой по масштабу выставки внутри выставки, посвященной офисам и прошедшей под патронатом одного из самых известных архитекторов современности Жана Нувеля. Нувель, настолько же философ, насколько и архитектор, объявил, что офисная мебель будет все больше сближаться с домашней, поскольку все чаще одно помещение выполняет функции и дома, и офиса, и представил пять моделей офисов завтрашнего дня, в которых будет комфортно и жить, и работать.
Другие отметят, как обширно в этом году было присутствие в мире мебели и светильников крупных архитекторов. Клаудио Сильвестрин спустя шесть лет сделал для Minotti Cucina новую монументальную кухню, единственным украшением которой являются глубокие мощные трещины на каменных боковинах. Дориана и Масимиллиано Фуксасы предложили разноцветные многогранные светильники-«леденцы» Candy (производитель Zonca), а также два очень уютных кресла Molly и Dolly, своей стилистикой напоминающих модные сейчас 1950-е годы (производитель Baxter). Впервые в павильонах выставки-ярмарки выставлялись и работы российских архитекторов. Московская компания Nayada привезла в Милан свою офисную мебель «Острова» дизайна Арсения Леоновича, а также пять кабинетных гарнитуров авторства ведущих наших архитекторов Сергея Чобана, Тотана Кузембаева, Бориса Левянта, Владимира Кузьмина и Евгения Полянцева – вся экспозиция выглядела вполне конкурентноспособно на фоне западных компаний.
Третьим мебельный салон 2013 года запомнится как место триумфа технологий. Входящая в него выставка светильников и светового оборудования Euroluce продемонстрировала полную победу светодиодов над традиционными источниками света. Гуру световой индустрии Инго Маурер показал на стенде своей компании Ingo Maurer светящиеся обои со светодиодами, а также пляшущее светодиодное «пламя» на кончиках плоских светильников-свечей. Филипп Старк сделал для компании Flos лампу-книжку формата А4, которая разгорается тем ярче, чем шире ее раскрываешь, а британец Пол Коксидж спроектировал абажур, который светит отраженным светом от светодиодного прожектора в полу, тоже для Flos. За рамками выставочного комплекса, в музее Багатти-Валсекки, миланская дизайн-галерея Spazio Rossana Orlandi и голландская фирма Booi вывесили лампочки с абажурами из мыльных пузырей шведского дизайн-бюро Front. Мебель по части чудес не отставала. В офисной коллекции, разработанной автором лучших бутиков Prada архитектором Рэмом Колхасом для американской компании Knoll, стойка ресепшна и журнальный столик «расслаивались» и превращались из одного большого параллелепипеда в три меньших, представляющих собой три полки или шкафчика. Очень многие диваны теперь снабжены розетками для подзарядки гаджетов – как, например, модель MyWorld дизайна Филиппа Старка для Cassina. И даже новинка такой вполне приземленной компании как Natuzzi – новый диван Tempo – и то снабжена встроенной аудиосистемой, к которой через Bluetooth могут подключаться планшеты, смартфоны и MP3-плейеры. Также компания Cassina и архитектор Карло Ратти подготовили выставку концептов, среди которых были стол, по которому тарелки передвигаются с использованием магнитной левитации, диван со светящейся спинкой-панно, на которой можно сделать надпись из огоньков-светодиодов одним движением руки, и зеркало-сканер-экран, где можно увидеть себя одновременно в нескольких проекциях. Но пальма первенства в области внедрения технических инноваций в предметы мебели принадлежит, безусловно, компании Hermes, которая вошла в мир мебели всего два года назад, но двигается семимильными шагами. Помимо коллекции очаровательных дополнительных предметов для дома (банкетка, вешалка для одежды, маленькое кресло, приставной столик), спроектированной Филиппом Нигро, французский модный дом представил публике грандиозный посудный шкаф, открывающийся и закрывающийся с пульта, а также утопленную в стену гардеробную с выезжающимися, вращающимися и светящимися секциями, тоже с дистанционным управлением. Эти дорогие игрушки выглядят совершенно непостижимо и безусловно являются представителями нового класса вещей, роскошных и при этом высокотехнологичных – невиданный ранее симбиоз!
Наверняка среди посетивших салон будет и кто-то, кто скажет: послушайте, какие технологии? Ведь в Милане было столько рукотворного, ремесленного, столько дизайна, граничащего с искусством! Взять хотя бы выставку люстр Baccarat. Хрусталь – это всегда больше искусство, предметы из хрусталя такого уровня – это всегда ручная работа, но в этом году главный хит коллекции, люстра Nervious, вообще собирался своим автором Луизой Кэмпбелл по крохам в течение двух недель – и, разумеется, существует в единственном экземпляре. Богатый набор рожков, абажурчиков, подвесок, колокольцев и прочих мелких деталей составил действительно «нервную», нелогичную, ассиметричную – и оттого особенно цепляющую композицию. Не менее громкую и звонкую коллекцию хрусталя представила и новая чешская компания Lasvit, уже прославившаяся своими работами с ведущими дизайнерами ХХ века. Один из ее авторов Борек Шипек создал выдающуюся необарочную композицию тоже из каких-то трубочек, завитков, листиков, колечек, шариков и колокольчиков. Другой дизайнер, Маурицио Галанте, придумал систему плиссированных хрустальных листков, из которых можно собирать светильники, как бусы, а Росс Лавгров по заказу Lasvit рассыпал в черной комнате подсвеченные светодиодами яркие хрустальные капли, создав фантастический волнистый ландшафт.
Однако у Salone del Mobile есть и другая сторона. Люди, по велению сердца или по долгу службы посещающие павильоны с «классической» деревянной мебелью, наверняка могут много рассказать о новинках в мире стилизаций, эклектичных миксов и прочего ретро. О том, что компания Giorgio Collection гордится тем, как в ее новой коллекции соединились традиции и «эклектизм сегодняшнего дня», а Ulivi делает ставку на спокойную серо-бежевую гамму, орех, светлую замшу и кожу, а также плавные скругленные линии – и называет это все «современным ар-деко». О том, что фабрика Savio Firmino выпустила новую очень женственную коллекцию мягкой мебели, украсив кресла и диваны резными гирляндами из роз, а компания Formitalia на своем стенде предложила обивки из кожи самых разных типов, в том числе тисненой под крокодила и страуса, не только для диванов и кресел, где это вполне традиционно, но и для спальни. Что компания Visionnaire, создающая чрезвычайно эклектичные интерьеры, особенно любимые на постсоветском пространстве, поручила разработку коллекции этого года московскому дизайнеру Марии Серебряной, и та весьма удачно в очередной раз интерпретировала стиль «гламур». Что на грандиозном по размерам стенде фабрики Francesco Molon мебель из макассара, палисандра и корня клена была отделана полосками стали и серебряной фольгой, а в ее формах причудливо сочетались Ренессанс, барокко, ар-деко, русский ампир, «булль», либерти, модернизм и бог знает что еще. Все это – огромная индустрия, работающая почти исключительно на состоятельных русских, и между двумя этими частями Миланского мебельного салона – фактически пропасть. Если в области дизайна все определяют инновации, идеи, изобретения, плюс еще экологический подход и ответственное потребление, а в результате появляются предметы, выражающие дух своего времени и способные удовлетворить потребности современного человека хоть в степени мягкости подлокотника, хоть во встроенной зарядке для айфона, то в области «классики» идет чистой воды соревнование, кто сделает «богаче», пышнее, дороже. И если для западного мира современный дизайн – такая же часть повседневной культуры как гастрономия, умение разбираться в винах или поход в оперный театр, и это так же увлекательно, интеллектуально, престижно, наконец – то у нас в России отношение иное. Когда речь заходит об интерьерах, интеллектуалы корчат рожи, полагая, что нельзя быть дельным человеком и думать о красе окружающих тебя стен. Часть публики считает, что думать можно, но вот говорить об этом нельзя. А многие вообще особенно не рефлексируют – просто знают, что у них все должно быть богато и статусно, и едят, что подают. Однако, если посмотреть правде в глаза, подают им совсем не то, что европейцам. Но смотреть в ту сторону у нас даже в этой области не принято.