15 Май 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Милан 2015: основные направления и тенденции

| ПУБЛИКАЦИИ
Милан 2015: основные направления и тенденции

Увидеть выставку глазами дизайн-критика Ольги Косыревой едва ли менее интересно, чем своими собственными: самые актуальные тенденции сезона преподносятся участникам прямо на блюдечке – точно подмеченными профессиональным глазом и сформулированными. Но это и хороший повод сравнить услышанное с тем, что видел сам или прочитал в онлайн-журналах, проанализировать, спроецировать на свой опыт.

Цвета и формы

Последние десять лет в дизайне наблюдался возврат к эстетическим пристрастиям 1950-х-1960-х годов, тогдашнему «стилю изобретательной бедности». Его характеризуют подчеркнутость конструктива, отсутствие декора, скругленные углы, небольшие вкрапления ярких цветов и в целом – больше человечности и уюта по сравнению с предшествующим холодным стилем 1920-30-х. В 2015-м это направление стало повсеместным, и даже у компаний, для которых жесткость линий и углов – часть днк, прямолинейная геометрия в мебельных предметах сменилась более округлыми и плавными формами, а нейтральная цветовая гамма была разбавлена сочными и теплыми оттенками.

Весьма показательным в этом смысле стал стенд компании Poliform, где вместо привычного минимализма появились кресла свободных форм дизайна Марселя Вандерса, диван с ломаной линией спинки, подушки со скругленными, «замыленными», углами и сложных изгибов кушетка в синем бархате.

Даже сам выбор дизайнеров для новой коллекции говорит о многом. Один из них, Жан-Мари Массо (Jean Marie Massaud), всегда создавал предметы с плавными, изогнутыми формами – и сделал то же самое для Poliform. Другой – Марсель Вандерс (Marcel Wanders) – вообще-то дизайнер прямо противоположных вкусов, дизайнер-максималист, дизайнер-фантазер. Тем показательнее его приглашение в Poliform – в 2015-м мода на 1950-е докатилась даже до компаний, особенно с модой не заигрывающих. 

Стремлению к элегантной простоте в стиле New Look поддались и такие компании как Il Loft, чьи предметы всегда отличались ломаными линиями и буйством красок. В этом же году на стенде все было гораздо более сдержанно, формы мебели – смягченные прямоугольники с закругленными уголками, а цвета - серый, коричневый, обивка в «елочку» и бархатистые фактуры.

В том, что дизайн от холодного радикализма движется в сторону большей «человечности», налицо влияние Патриции Уркиолы (Patricia Urquiola) как признанного дизайнера № 1. Ей удалось даже стеклянные предметы, предметы-невидимки сделать более яркими, теплыми и уютными. Ее работы для компании Glas Italia не только не невидимы, но, наоборот задают тон и настроение в  интерьере. Тени от столиков и полок, придуманных Патрисией Уркиолой, оставляют «следы» на всех поверхностях в интерьере, и рождается новая сложная яркая цветная картинка, меняющаяся в зависимости от времени суток и освещения. 

Если два года назад пастельные цвета, включая розовый, впервые появились на стендах у самых отважных, включая тренд-сеттеров типа Vitra и Moroso, то теперь цвет «ванильной пастилы и мятных леденцов» царил повсеместно. Даже в офисных павильонах в этом году встречалась мебель розового и бирюзового оттенков. Такая широкая популярность ясно говорит о том, что мода на пастель скоро закончится, но вот что дальше? На самых прогрессивных дизайнерских стендах уже  появились более насыщенные, но не яркие цвета – сложные, многосоставные, природные. 

На фото внизу – диван Массимилиано и Дорианы Фуксас (Massimiliano & Doriana Fuksas) для Meritalia, стулья Mademoiselle Филиппа Старка (Philipp Starck) и «гнездо», соизмеримое по масштабу с размерами человека, созданное Джанни Руффи (Gianni Ruffi) для Poltranova (перевыпуск модели 1973 года).

Законодатели моды

Стенд Moroso всегда является одним из самых показательных в павильонах с современным дизайном: компания не угадывает, а диктует направление, в котором будет двигаться мебельный дизайн. Судя по моделям, представленным в этом году, период 1950-х подходит к концу, а на повестке дня – поп-арт 1960-х и постмодернизм 1970-х! Именно в этом духе сделаны цветные диваны Рона Арада (Ron Arad), вызвавшие у публики эмоции от восторга до полного неприятия. А о плюрализме мнений и настроений в дизайне говорят табуретки с обрубленными сверху ножками и подставки для журналов и мелочей студии Nendo – чье появление ярко демонстрирует, что актуально все, что ново, необычно, сделано с фантазией и интригой. 

Особенность мебельной выставки этого года заключалась в том, что была размыта разница между люксовыми брендами, в предметах которых всегда уделялось особое внимание качеству и комфорту, и явными дизайнерскими компаниями, где концептуальная идея часто превалирует над функциональностью.

 

Назад в будущее

Еще одной очень заметной чертой стало обращение дизайнеров и компаний к переизданиям лучших моделей середины и второй половины ХХ века. Некоторые компании частично или полностью превратили свои стенды в музеи дизайна. Например, фирма Molteni&Co в честь своего 80-летия организовала мини-выставку с «иконами» из своего каталога, включая культовые произведения Джо Понти (Gio Ponti). Zanotta сделала акцент на работы Акилле Кастильоне (Achille Castiglione) и Вико Маджистретти (Vico Magistretti), а также стул-мешок Sacco родом из 1960-х годов, перемешав их с более современными моделями. Компания Cassina добавила в свою обширную коллекцию реплик iMaestri мебель одного из классиков итальянского дизайна Марко Дзанусо, а датская Onecollection торжественно отметила 75-летие кресла The Pelican Финна Юля (Finn Juhl).

Компания Cassina представила в коллекции iMaestri переиздания трех кресел Марко Дзанусо конца 1940-х – начала 1950-х годов и новые столики Хайме Айона (Jaime Hayón):

Переиздания на Миланском салоне этого года выглядели  весьма уместными и современными – в первую очередь потому, что идеи, положенные в основу работ дизайнеров ХХ века, актуальны до сих пор, а зачастую и выше качеством работ современных дизайнеров. С другой стороны, в последние годы становится все очевиднее, что дизайна стало слишком много, а хорошего дизайна – слишком мало, и что, пожалуй, самое время притормозить и оглянуться назад, вместо того, чтобы генерировать и тиражировать ненужные и сиюминутные вещи.  

Открытиями этого года Ольга Косырева назвала компании Henge и A lot of Brazil, а также дизайнера из Монако Пьеро Манару (Piero Manara) с его впервые показанной во время Миланского салона маркой CasaManara Edizioni.

Особенностью многих мебельных стендов стали особенные, необычного дизайна светильники. На некоторых стендах они обращали на себя большее внимание, нежели мебель. Это свидетельствует, конечно, о том, что дизайн осветительных приборов – это одо из самых революционных направлений в дизайне, и как результат – светильники играют теперь в интерьере особую роль. Какую – с размахом показала выставка Euroluce, прошедшая в павильонах миланского iSaloni. Но об этом в следующем материале....