Миланский мебельный салон и неделя дизайна в Милане: рассказ Ольги Косыревой, как между бокалами просекко и болтовней с приятными людьми увидеть все самое главное в мировом дизайне.
Миланский дневник, или Хроника хронического посетителя миланского Salone del Mobile
Ольга Косырева
Опубликовано на портале design mate
3 апреля
В этом году я была в Милане 18-й раз. И восьмой раз – по приглашению самих организаторов Миланского мебельного салона, Salone del Mobile di Milano. Это очень приятно, открывает некоторые двери и налагает некоторые обязанности. Например, обязанность отужинать накануне открытия Салона с его президентом (в этом году – новообъявленным, Клаудио Лути, моим старым добрым знакомым и по совместительству – владельцем и президентом всем известной компании Kartell). Дело хорошее, чего уж тут. Но кроме ужина с кучей знаменитых дизайнеров, это всегда еще и возможность увидеть какое-то новое место в Милане, куда, бывает, просто так и не попасть.
В прошлом году это были мастерские, где делаются и хранятся декорации для Ла Скала, грандиозные. В какой-то из предыдущих лет – исторические залы Палаццо Реале на центральной площади города. В этом году – открывшаяся пару-тройку лет назад в центре города Галерея Италии, художественный музей, посвященный исключительно итальянскому искусству, вроде нашего Русского музея. Среди других «эксклюзивов» того вечера 3 апреля – просмотр нового документального фильма, снятого лауреатом Каннского фестиваля Маттео Гарроне специально для Salone del Mobile. До того, как его увидят все посетители 15-го павильона Фьеры. Мелочь, а приятно. Фильм, кстати, доступен по ссылке, и его, возможно, привезут в Москву, чтобы показать во время октябрьского филиала iSaloni в «Крокус Экспо». Я обязательно посмотрю его еще раз, потому что в темном кинозале с хорошим звуком он произвел на меня гораздо более специальное впечатление, как просмотр между горячим и десертом. Это фильм о том, как, где и для чего нужна итальянская мебель, о том, что она, хоть дизайнерская, хоть «классическая» – часть итальянской природы, натуры, жизни. Кино очень итальянское, деланное, все персонажи там тоже очень-очень итальянцы, я даже не могу представить себе в этих сюжетах каких-нибудь немцев или русских, даже французов или испанцев не могу.
Еще из воспоминаний того дня. Уже по традиции я начинаю его с посещения Зоны Тортона. Иду туда первым делом, сразу из аэропорта, практически, благо живу обычно недалеко. Это старейший дизайн-кластер в городе, место, откуда начиналась его слава как столицы неформального, авангардного дизайна. Сейчас Тортона малость поблекла по сравнению с другими новыми, недавно народившимися центрами креативности и дизайнерской активности, но есть несколько мест, которые по-прежнему остаются для меня очень притягательными. Это, конечно, выставка голландской компании Moooi, 1700 квадратных метров смелости, буйства и фантазии. В этом году они оформили свою экспозицию как отель, и в этом отеле очень хотелось остаться.
И второе hidden treasure, спрятанное сокровище – это шоу-рум фэшн-дизайнера Антонио Марраса в старом заросшем миланском дворе, который надо еще умудриться найти. Ощущения космические. Две выставки, одна из которых – с участием бразильских звезд братьев Кампана. Временный ресторан, весь в цветах, свисающих с потолка. Атмосфера что надо. Запах передать не удается – пахнет цветами вообще и глицинией в частности.
4 апреля
День открытия самой выставки, Фьеры, и, конечно, нам теперь туда дорога. Начинаю почти с конца – 15-й павильон, в недрах которого выставка DeLightFul. У большинства российских дизайнеров она ассоциировалась с популярным португальским брендом, и они на нее не пошли. Вот же сила стереотипов. У итальянцев, с их мощными компаниями по освещению, даже мысли не возникло ни о каких португальцах. Они думали об освещении и просвещении. И сотворили местами очень красивую экспозицию, сделанную в современных трендах, эклектичную и местами довольно смелую, которая показывает, среди прочего, как световые сценарии меняют повседневность.
Ну и следом весь оставшийся день был потрачен на осмотр Euroluce. Главное впечатление: свет – это сфера, где форма окончательно потеснила функцию. С тех пор, как все светильники работают исключительно на светодиодах, светящийся элемент перестал был светильникообразующим, а дизайнеры творят форму и впечатления. И впечатления – это главное. Все самые интересные светильники – так или иначе трогают, удивляют, восхищают, действуют на источники удовольствия.
Вечером же в день открытия Salone del Mobile – обязательная здесь в эти дни светская жизнь. Просекко, просекко и еще раз просекко. Открытие Masterly, голландской выставки в Палаццо Турати, где я встречаю всех самых лучших голландцев, самых любимых, но еще не настолько звездных, чтобы делать в Милане отдельную свою выставку. Далее презентация Cassina и их новой книжки о будущем интерьеров в Фонде Фельтринелли – мебельный сет и актуальная цветовая гамма этого года от Патриции Уркиолы, снова просекко, летающая акула и встреча со старыми друзьями из «Архистудии». Потом Hermes – невероятный, пронзительный, ночью залитый солнечным светом. А потом – прекрасный очень поздний ужин в ресторанчике напротив, на Via Palermo. Anema e Cozze – надо сохранить этот адресок на будущее, там до половины второго бурлила жизнь, и было много местных – верный признак хорошего заведения.
5 апреля
Снова Фьера. Главные павильоны – 16-й и 20-й. Приятные открытия и чудесные встречи. Час провела на стенде Kartell – даже не по причине того, что они в своих новинках и оформлении стенда – всегда впереди планеты всей. А по причине того, что их арт-директор – очаровательный Ферруччо Лавиани, который, увидев меня, всю в ярко-люминисцентно-синем, буквально заорал, что я «regina di Russia», потом исправился, что, мол, «zarina di Russia». То есть, в общем, что царица России. В области дизайна, конечно.
Стенды Edra, Magis, Vitra, Knoll, Molteni&Co, Missoni Home, Driade, Dedon, Citco, A lot of Brasil дают множество впечатлений и утверждают во мнении относительно самой горячей цветовой гаммы, орнаментов и форм этого сезона. Отдельный фурор производят и занимают почетные места в моем личном списке новинки от Glas Italia, Emmemobili, экспозиция Lago. Хочется стоять и смотреть, хочется пойти и говорить с авторами и изготовителями, узнать все подробности, все отснять тысячу раз, со всех ракурсов. Но надо бежать. Это здесь постоянное чувство – что что-то не успеваешь, не успеешь, не попадешь, пропустишь важное и интересное. Стараюсь с ним бороться и составлять реалистичные планы на каждый день, но получается не очень…
Вечер начинаю с коктейля в Bisazza, где выставлены новые коллекции мозаики австралийца Грега Натале и цементные плитки дизайна бразильцев братьев Кампана – и те, и другие рисунками напоминают минералы и выполнены в изумрудных, бордовых, насыщенном желтом оттенках. Bisazza в тренде, как всегда. И следом – прогулка по Via Durini, главной мебельной улице города: шоу-рум Cassina с их новинками (на Фьере они в этом году не представлены), шоу-рум B&B Italia, шоу-рум Meritalia, празднующей в этом году свое 30-летие и наполненной работами моих любимых дизайнеров, мэтров старой итальянской школы, Гаэтано Пеше и Марио Беллини. Встречи, улыбки, объятия, знакомства, беседы – и просекко, просекко там и тут. Голова кружится – от калейдоскопа впечатлений или от чего?
6 апреля
Вторая вылазка в город. Spazio Rossanna Orlandi, приятная беседа со хозяйкой и основательницей, работа на камеру, маленькое интервью с ней – потом выяснится, что в этот день у нее день рождения, то ли 72, то ли 73, никто не знает точно, но это и неважно: у нее до сих пор острый нюх на молодые таланты и самая свежая, бодрая и молодая духом подборка экспонентов и дизайнеров. Встречаю старых друзей и недавних знакомых: Марко Табассо и Татьяна Узлова, работающие на галерею и впервые показавшие в галерее свой арт-проект, Anotherview, 24-часовой фильм, снятый неподвижной камерой из одного венецианского окна. Обнимаемся с московским дизайнером Еленой Соловьевой, амстердамским дизайнером Кароль Байингс из Scholten & Baijings, здороваемся с художником Денисом Миловановым и Алисой Бурмистровой, его продюсером. Идем смотреть экспозиции лондонской Se, где продумано все вплоть до запахов, и индийской Scarlet Splendour, поражающей своим попаданием в тренды и мастерством ремесленной работы. На последних работает моя драгоценная Ника Зупанц и молодая надежда итальянского дизайна Маттео Чибич – вещи все на пять с плюсом, не отвести глаз.
Потом еду на Корсо Венеция – безуспешная попытка проникнуть на выставку Louis Vuitton, где очередь на час вытянулась вдоль улицы. Вместо этого возвращаюсь в концепт-стор журнала Elle Décor, там смотрю выставку и интерьеры прекрасного палаццо, беру бокал просекко в дворике палаццо и сажусь немного передохнуть. Потом новый бутик Fornasetti и напротив - потрясающая инсталляция Хайме Айона для Ceasarstone в Палаццо Сербеллони. Ее все интересующиеся дизайном, конечно, видели.
Аперитив в миланском стиле в небольшой забегаловке на углу Виа Сенато и Корсо Венеция – настоящая атмосфера этого города, перекресток важных дорог. И следом – по приглашению Saint Louis совершаю необычный визит в необычный шоу-рум On House, специализирующийся на современных технологиях для дома. Смотрю кино в домашнем кинотеатре на шелковых диванах, пью уже не просекко, а настоящее французское шампанское из бокала от мануфактуры Saint Louis – и убегаю дальше.
Еду на Бреру. Там не протолкнуться, но мне очень надо. Коктейль в Herman Miller c Maharam и презентацией проекта Chromotography – коллекцией тканей от Scholten & Bajings, которая разрабатывалась четыре года. Нигде в Милане не видела такого скопления почти исключительно американцев – американский десант какой-то. Кароль Байингс показывает мне образцы, показывает, как разные цвета получаются из четырех, а то и шести разного цвета нитей. Получаю в подарок модную бледно-розовую сумку, в которую, выйдя на улицу, тут же кладу снятые каблуки, меняю их на балетки – и бегу дальше. Коктейль в антикварно-винтажной галерее Roberta Ebasta: объятия, старые друзья, новые друзья, музыка, просекко и сотни людей вокруг. Галерея не вмещает всех приглашенных, тусовка происходит на улице, благо погода волшебная. И – быстро в такси и на вручение премий EDIDA журнала Elle Decoration. Если в двух словах: то дизайнеры года – китайцы, достойные, а главный молодой дизайнер года – как раз тот Маттео Чибич, весельчак и хипстер, чьими работами я с утра любовалась в Галерее Россаны Орланди.
Закончился вечер на Corso Como, знаменитой тусовочной улице, поздними посиделками с Ритой Морозовой из Vitra, дизайнерами Майком Шиловым и Ильей Гульянцем – единственными русскими, кто дошел до почетной церемонии.
7 апреля
Снова еду на Фьеру – еще много нужного и важного в списке. Приятно удивляет стенд Ivano Redaelli, который я пропускала последние пару лет, каюсь. У них отличные кровати, моднейшая ширма, моднейшие гардеробные конструкции, все – с красивым и модным диагональным геометричным принтом на тканевых вставках. Радуют Galotti & Radice – уже привычно, всегда захожу к ним на стенд, маленький, да удаленький. У Fiam празднуется 30-летие их культового стеклянного кресла Ghost дизайна Чино Боери, а также хвастаются новинками – зеркалами дизайна Марселя Вандерса. Arflex и Wittmann, расположенные по соседству, сбивают с ног красивой колористикой и актуальными формами от Хайме Айона. Очередной раз снимаю перед ним шляпу. И перехожу в третий павильон, в царство гламура и «люкса». Gianfranco Ferre Home и Roberto Cavalli Home – в своем жанре отличные, в духе модных тенденций, с модными обоями, космическими люстрами, отголосками одновременно 1960-х, 70-х и 80-х – и это то, что нужно. Красивый весь в мраморе стенд Antolini и очень нарядный и стильный – у Fratelli Boffi, с вещами все того же моего любимца Ферруччо Лавиани.
Коктейлей к пятнице заметно поубавилось, и сил тоже. Так что пятничный вечер – уже не светский, а совсем камерный, в хорошем ресторане, с хорошими подругами и потом ночным писанием заметок. Дедлайны на время выставки, увы, никто не отменял.
8 апреля
Суббота! Поздний ленивый завтрак и потом – Палаццо Триеннале, по традиции всегда хожу сюда в субботу – пусть и людно, зато можно не торопиться и после осмотра выставок выпить просекко в местном кафе, а если повезет – то и в ресторане наверху, с лучшим видом на город. Люблю эти стены, само здание 1930-х годов, его мозаичные полы, мозаики на стенах, статуи и монументальную, но очень простую, без всяких украшений, лестницу. Среди выставок этого года отметила экспозицию Паолы Навоне для Abet Laminati – оммаж группе «Мемфис» и Студии «Алхимия», собрание рисунков и вещей в духе 80-х и несколько легендарных объектов того времени. Чудесная завораживающая и останавливающая инсталляция Sanlorenzo: the Sea in Milan, «Море в Милане» – коридор с полной иллюзией погружения в морские пучины, оформленный для привлечения внимания к яхтенной компании Sanlorenzo, работающей над своими судами с крупными мировыми дизайнерами. И глобальная выставка дизайна для детей, подготовленная Музеем дизайна Триеннале. Настоящий праздник детства. Игрушки в три человеческих роста: фантастические зайцы и обезьянки, кресла и губы, гном и ступня – все огромны даже для взрослых. Потом детская мебель всех времен и народов, старинная и современная, детские игрушки, игрушечные железные дороги, лошадки-качалки в количестве нескольких десятков и принадлежности для учебы, целая витрина разных Пиноккио и несколько стеллажей книжек, плакаты и обучающие материалы Марии Монтессори и разных ее коллег. Очень познавательно. И главное – открыто до 18 февраля 2018 года. Так что будете в Милане летом или в течение года с детьми – must visit.
Дальше тоже уже привычная прогулка по парку Семпионе, вокруг Кастелло Сфорцеско, выхожу на Бреру, и сложившаяся само собой субботняя традиция – обнимания-целования с Элеонорой и Роберто из Spazio Pontaccio. В прошлом году они произвели фурор, выставив два шкафа и ширму с витражными стеклами дизайна Патриции Уркиолы. В этом году продолжили – еще один ее авторский шкаф, другого рода, но не менее прекрасный, и полка к нему в рифму. Красивые мраморные столики с бахромой и бархатные диваны, тоже с бахромой. Мраморные же сосуды для охлажденных бутылок вина с модной геометрией – дизайн только что взошедшей звезды Кристины Челестино. В общем, радость для глаза и отдых для ума. Плюс очень позитивные люди, просто болтать с которыми – одно удовольствие.
Обедать вроде уже поздно, но выхожу на улицу, полную ресторанов – via Fiori Chiari. Удача! Удалось занять столик без предварительной записи в одном из любимых ресторанов, Nabucco – вот уж где ни разу не было проколов ни по части меню, ни по части сервиса, ни одногошеньки. И тут очень повезло, что все уже отобедали, и я пришла поздновато, но заведение по случаю iSaloni не закрылось на традиционную сиесту. И еще маленькое чудо: сажусь за столик в солнечном уголке – а за соседним Максим Рымарь и Ира Акименкова, архитектор и дизайнер из Санкт-Петербурга. Съели по пасте, закусили тирамису, два бокала белого – и еще остался часок на завершение программы! Шоу-румы Foscarini, Moroso, Missoni, а также волшебная квартирка от Dimore Studio, уже просто мекка для дизайнеров интерьера, съезжающихся сюда со всего мира едва ли не специально, только чтобы посмотреть на интерьерные экзерсисы, цветовые и стилевые, этой парочки – и вот все потихоньку закрывается, флаги, фигурально выражаясь, приспускаются, и от самой буйной и богатой на события недели дизайна остаются только воспоминания. Приятные воспоминания. Которые хочется вспоминать еще и еще и делиться снова и снова. Налейте просекко, синьоры!