20 Май 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Модная лавка. А также стол, стул и секретер

| ПУБЛИКАЦИИ
Модная лавка. А также стол, стул и секретер

Стульями от Армани или полотенцами от Миссони уже давно никого не удивишь, но слияние мира дизайна и мира моды принимает все более причудливые и неожиданные формы. За этим кроются не только имиджевые и маркетинговые стратегии, но и объективные процессы.

Опубликовано в газете "Ведомости" в мае 2011 г.

В этом году к модным домам, выпускающим коллекции мебели и аксессуаров для дома, присоединились два весомых игрока: в апреле во время миланского Salone del Mobile публике была показана первая коллекция мебели, тканей, ковров и обоев от Hermes и юбилейная (к 100-летию дома) коллекция мебели Trussardi. Обе они сделаны известными, профессиональными промышленными дизайнерами – итальянскими патриархами Антонио Читтерио (автором отеля в Barvikha Luxury Village и нового петербургского W Hotel) и Энцо Мари в первом случае и довольно молодым британцем Майклом Янгом во втором. Приглашение таких известных фигур для работы над домашними коллекциями – случай небывалый: до сих пор этим обычно занималось собственное дизайн-бюро компании, а «подписывал» коллекцию своим именем главный дизайнер модного дома. У Armani Casa это всегда был Джорджо Армани, даже когда говорили, что к делу привлекалась увлеченная востоком итальянка Паола Навоне, в Versace Home лицом всегда была Донателла, в Bottega Veneta – Томас Майер, и так далее. На деле же домашней коллекцией своего бренда «от и до» занимается, пожалуй, лишь Розита Миссони, остальные, скорее, высказывают пожелания общего порядка и следят за соблюдением в «домашнем департаменте» стиля и философии бренда. Такая мебельно-аксессуарная продукция и является в основном продуктом стайлинга, стилизацией, интерпретацией того или иного исторического периода или фантазией на актуальную и популярную тему: не важно, дзен-буддизма, американского модернизма 1950-х или цифровой реальности 2000-х. Ставя во главу угла соблюдение определенной стилистики, она не является продуктом дизайна в его высоком понимании, поскольку не предполагает инновационности ни в функциях, ни в материалах, ни в технологиях. Исключение составляет, пожалуй, только Maison Martin Margiela, мебель которого не только делается абсолютно в духе этой таинственной марки, но и обладает признаками настоящего дизайнерского продукта: реализует новые идеи, экспериментирует с конструкциями. И выпускается она уважаемой компанией Cerutti Baleri, с 1960-х годов застолбившей себе место в истории итальянского и мирового дизайна.

Надо сказать, что к концу 1960-х – началу 1970-х относятся и первые примеры движения модных домов на сопредельные территории «стильных товаров для жизни», хотя сформулированной маркетинговой концепции тогда еще не существовало. Пионером в этом деле был Никола Труссарди, внук основателя компании, который запустил сначала линию ручек и офисных аксессуаров, потом сделал фирменный велосипед, затем переоформил интерьеры лайнеров Alitalia и салон спортивной Alfa Romeo. За прошедшие с тех пор тридцать лет тенденция стала настолько всеобъемлющей, что теперь в дни Миланского мебельного салона улицу Монтенаполеоне всегда украшает специальная дизайнерская инсталляция (в этом году - авторства Ора-Ито), а почти в каждом бутике проходит презентация какого-либо дизайнера, марки или даже отдельного предмета. Например, в апреле в Милане в бутике Salvatore Ferragamo был дан коктейль «в честь» стола дизайна Жана Нувеля для компании Molteni, в Ermenegildo Zegna отпраздновали премьеру новой лампы c зарядкой и подставкой для iPad, придуманной Филиппом Старком для компании Flos, а в Alexander McQueen память основателя марки почтили выставкой его ковров и подушек, сделанных для The Rug Company. Некоторые компании, например Prada, Fendi, Brioni и Dolce&Gabbana, устраивают еще более масштабные акции, инсталляции сродни художественным, объединяясь с другими художественными, учебными или исследовательскими институциями и сближая моду не только с дизайном, но и с современным искусством или архитектурой.

Существуют, безусловно, и совсем нестандартные стратегии породниться с миром дизайна. Продиктованы они исключительно личными интересами и креативностью конкретных людей и компаний. В частности, Пол Смит лично очень увлечен дизайном, много лет сам выискивает на блошиных рынках интересные винтажные вещи, освежает их фирменными полосатыми обивками и собирает из этого часто смешного и эксцентричного старья ассортимент своего единственного интерьерного магазина на лондонской Албемарль-стрит, дом 9. И сам подход, и рекламируемый стиль «потрепанного шика» – очень британские и очень в духе Paul Smith. Лишь в минувшем году Смит решился попробовать себя в качестве промышленного дизайнера - модернизировал коллекцию кухонной утвари для компании Stelton и выпустил один-единственный стул под собственной маркой. Однако ни о какой «домашней коллекции» речи не идет, а профильный раздел на сайте называется просто «Мебель и вещи».

Второй пример весьма необычного сотрудничества – недавний союз прославленного кутюрье Кристиана Лакруа с итальянской компанией Sicis, которая до того занималась исключительно мозаикой и ванными. Лакруа утверждает, что «перековался» из фэшн-дизайнера в дизайнера всеядного и теперь проектирует отели, кинотеатры, трамваи, а также мебель и светильники. Его коллекция диванов, кресел, канапе изобилует сложными орнаментами, бархатными и парчовыми обивками, отделками из тесьмы и тесьмы с бахромой. В общем, полный haute couture.

И в завершение главный вопрос: почему все это происходит? Понятно, что, с одной стороны, модные дома таким образом расширяют территорию своего влияния. Участие в мероприятиях Миланской недели дизайна включает фэшн-бренды в водоворот событий, привлекает в бутики новых людей и поддерживает связь со старыми, а значит – работает на имидж марки и, в конце концов, помогает продавать. Однако это не только маркетинговый ход и стратегия по улучшению имиджа. С другой стороны, все эти мероприятия делают саму область дизайна более модной, светской, более открытой для непосвященных, что для нее, безусловно, неплохо: круг поклонников дизайна, хотя и постоянно растет, но еще не так широк, как хотелось бы. Единственное, о чем плачут в этой связи сторонники и знатоки «истинного» дизайна, того, где форма, по выражению классиков, должна строго следовать функции – о том, что дизайн становится таким же быстросменяемым, сезонным и зачастую  поверхностным, что и мода.

Ольга Косырева

Специально для «Пятницы»