В Милане во время Salone del Mobile 2015 в очередной раз пересеклись пути модных брендов, которые выпускают предметы интерьера, и тысяч (если не сотен тысяч) их поклонников.
Модный перекресток
ОЛЬГА КОСЫРЕВА
Последние лет десять миланская выставка-ярмарка Salone del Mobile и сопровождающая ее программа городских мероприятий — это смотр не только достижений дизайна, но и успехов на ниве соединения дизайна и моды. Все больше и больше модных брендов совершают захват сопредельной территории: вслед за существующими уже давно Armani Casa, Fendi Casa, Etro Home Collection, Roberto Cavalli Home Collection четыре года назад обширные коллекции представили Bottega Veneta и Hermès, в прошлом году к компании присоединились Emanuel Ungaro Home и Trussardi Casa, в 2015-м пришел черед Louis Vuitton, заставившего всех говорить о своей коллекции единичных и лимитированных вещей Objets Nomades. Говорят, что в будущем году надо ждать домашнюю коллекцию от Prada — и тогда этот пазл будет завершен.
Главной сенсацией Миланского Salone del Mobile 2015 года действительно стала первая масштабная коллекция для дома марки Louis Vuitton . Всю неделю в Палаццо Боккони в центре Милана, где она экспонировалась, стояла очередь по ступенькам и во внутреннем дворе. Люди со всего света спрашивали друг друга при встрече: «Ты уже был у Louis Vuitton? Нет? Обязательно сходи посмотри!»
Название коллекции Objets Nomades можно вольно перевести как «блуждающие объекты». В нее входят 16 предметов, которые либо трансформируются сами, либо могут неожиданным образом преобразить жизнь своих обладателей. Некоторые из них хорошо бы брать с собой в дорогу, чтобы даже на пляже или в тропическом лесу не остаться без привычного уровня комфорта и роскоши: это гамак, шезлонг, подвесные мягкие кресла, складные столы и стулья, переносные фонари. Есть даже переносная табуретка, складывающаяся в красивую дамскую сумочку, — ее придумала всемирно известный дизайнер Патриция Уркиола. Все предметы выполнены либо в единственном экземпляре, либо ограниченной серией, для всех моделей непременно использована кожа.
Та же Патриция Уркиола презентовала свою новую стеклянную мебель для компании Glas Italia в бутике Santoni на виа Монтенаполеоне. Не удивительно, что семейная итальянская фабрика, начинавшая с производства мужской обуви, а теперь активно пропагандирующая маскулинный стиль в женских моделях, подружилась именно с Уркиолой — дизайнер в своих работах соединяет рациональный подход с неприкрытой женственностью. Таковы же и стеклянные столы, которыми теперь украшен бутик — холодность стекла и точность его обработки соединены с округлыми линиями и нежными, но яркими цветами.
По соседству в бутике Emilio Pucci была представлена коллекция кресел Madame — World of Emilio Pucci edition. Флорентийский модный Дом c 2004 года сотрудничает с компанией Kartell, главной по дизайнерским пластиковым стульям, и автором ее всемирно известных хитов Филиппом Старком. Kartell со Старком переодевали свои популярные кресла Mademoiselle à la mode в одежды разных фэшн-брендов, в том числе Pucci, и постепенно «Мадемуазель» превратилась в «Мадам», которая «носит» исключительно Pucci. У кресла Madame четыре обивки, вдохновленные шарфами из коллекции Pucci «Города мира». В их рисунках соединены архитектурные мотивы, панорамы и запоминающиеся детали главных модных столиц мира: Парижа, Рима, Нью-Йорка и Шанхая. Парижский принт посвящен авеню Монтень, римский — Пьяцце ди Спанья, нью-йоркский — каноническим небоскребам города, шанхайский — облику самых характерных районов города. Носить такие шарфы и сидеть на таких креслах, разумеется, должна космополитичная путешественница, которая завтракает в Шанхае, а ужинает в Париже.
Гораздо более остро выглядели мебель и ее окружение на презентации коллекции Vitra Prouve RAW Office Edition в шоу-руме голландского деним-бренда G-Star RAW: совершенно негламурные джинсы «с характером» и на их фоне — неброская мебель 1950-х годов, которая в наши дни для многих выглядит чрезмерно технологично и аскетично. Несколько лет назад G-Star начал сотрудничать со швейцарским производителем мебели, компанией Vitra, и поддержал выпуск лимитированной серии предметов интерьера одного из наиболее значимых дизайнеров ХХ века Жана Пруве. Руководство модной марки, по слухам, не на шутку увлеклось коллекционированием, изучением и пропагандой наследия классика и, находясь под впечатлением от его мебели, решило поставить ее к себе в новый офис в Амстердаме, который для них спроектировал мировой архитектор номер один Рем Колхас. Чтобы мебель Пруве вписалась в интерьер штаб-квартиры, ее адаптировали для потребностей современного офиса. Цветовые решения и детали разрабатывались в сотрудничестве с G-Star. Результат этого сотрудничества и был представлен в Милане широкой публике, компаниям и коллекционерам.
Не подкачали с новинками и долгожители мебельно-модной индустрии. На своем стенде в выставочных павильонах Salone del Mobile бренд Fendi Casa решил влить свежую кровь в свою уже приевшуюся и однообразную коллекцию путем приглашения двух французских дизайнеров. Один из них, Тоан Нгуен, долгие годы работал бок о бок с Антонио Читтерио (известного в России как автор интерьеров и мебели отеля Barvikha Hotel & Spa) и научился у него виртуозно соединять современный стиль с буржуазной роскошью. Эти знания он и применил, работая над новыми диванами и креслами Sloane для Fendi Casa, гармонично сочетающими функциональность и дорогие материалы, прямые линии и закругленные, узкие подлокотники и контрастно высокую подушку сиденья. Другой француз, Тьерри Лемэр (Thierry Lemaire), привнес в интерьеры Fendi Casa явный французский дух — его столики Fleurette, диван Camelot и лампы Faye полны отголосками французского ар-деко, неоклассического стиля 1940-х годов, и тонко объединяют традиции и инновации.
Удивительными оказались фрагменты коллекции Versace Home. Главный упор был сделан на новые стулья авторства самой Донателлы Версаче под названием La Coupe des Dieux — «Кубок богов». Донателла утверждает, что соединила в них свое представление о современности и элегантность стиля ар-нуво столетней давности. Капсульная коллекция стульев, представленная на Salone del Mobile 2015, выпущена в четырех цветах — жемчужно-сером, красном, бирюзовом и черном — и будет доступна исключительно под заказ в трех бутиках Versace и Versace Home в Милане.
Помимо этого, на стенде можно было полюбоваться зеркалами с цветными стеклами, своим контуром повторяющими фирменную Медузу; любимыми обоями Дженнифер Лопес из коллекции Via Gesu, которыми была обклеена целая комната внутри стенда; а также новой коллекцией Greek, больше напоминающей не Древнюю Грецию, а майамские и калифорнийские интерьеры 1970–1980-х годов с их золотым блеском, буйством красок, крупной геометрией, провокационными и яркими картинами на стенах. Этот стиль возвращается все чаще и чаще, и, похоже, он станет next big thing в дизайне интерьеров.
Хитом стенда молодой интерьерной марки Emanuel Ungaro Home, которая всего второй раз участвует в Salone del Mobile, была люстра Lyssa — каскад шариков из горного хрусталя. Кусочками мозаики, создающей дом Emanuel Ungaro, стали бархат для обивок, полированная или матовая латунь, полированная или матовая нержавейка, механически травленое стекло, инкрустация яичной скорлупой, олений рог, экзотические виды дерева типа японского ясеня тамо, который является одним из самых редких и ценных пород в мире. Такое разнообразие плюс сотня уникальных рисунков, взятых из богатого архива Эмануэля Унгаро и перенесенных на ткани, ковры и обои, — это и есть ДНК нового интерьерного бренда, продвигающего женственность и чувственность «стиля Унгаро».
Ну а приз за самую умилительную премьеру получает маленький итальянский модный Дом Elisabetta Franchi, который, не боясь показаться неоригинальным, запустил коллекцию для собак EF loves dogs в момент, когда, кажется, все уже с этой темой отстрелялись. Но ведь собаки никуда не делись и любить их меньше мы не стали! Так что дизайнер Элизабетта Франчи, сама большая любительница животных и хозяйка прекрасного золотистого ретривера, теперь выпускает под своей маркой ошейники, поводки, переноски, миски и одежду для собак. Предметы коллекции предназначены не только для животных, но и для их хозяев, которые должны оценить подушки и шейные платки с фирменным принтом линии, романтичным и игривым, а также настольные игры: шашки, карты Memory и классическую колоду. Соавтором коллекции стала художница-иллюстратор Меган Хесс, работавшая на такие бренды, как Chanel, Dior, Cartier, Montblanc и Tiffany and Co. Поэтому не удивительно, что коллекция получилась графичная и несколько «девчачья».