30 Мар 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Мы родом из Бельгии: 5 бельгийских дизайнеров и дизайн-бюро

| ПУБЛИКАЦИИ
Мы родом из Бельгии: 5 бельгийских дизайнеров и дизайн-бюро

В умозрительном рейтинге стран с развитой культурой дизайна Бельгия вряд ли занимает особенно высокое место. Италия, Великобритания, Дания или Голландия – на слуху, а Бельгия – что мы знаем о дизайне в Бельгии?

Опубликовано на интернет-ресурсе Buro 24/7 в марте 2013 г.

Колонка Ольги Косыревой

В умозрительном рейтинге стран с развитой культурой дизайна Бельгия вряд ли занимает особенно высокое место. Италия, Великобритания, Дания или Голландия – на слуху, а Бельгия – что мы знаем о дизайне в Бельгии? Даже специалисты в области интерьеров скорее представляют себе тамошний стиль как осовремененную классику, в чем-то похожую на французскую, благо родство душ и языков присутствует. Мало кто из российских профессионалов бывал на главной бельгийской дизайновой выставке Biennale Interieur, но даже те, кто доехал, возвращались с впечатлением каким-то не особенно четким. Говорят, что да, интересно, да, необычно, но более – ничего конкретного. Действительно, трудно сразу сориентироваться среди сотен незнакомых брендов и названий, однако попытаться стоит. Именно для этого 27 марта я прочту лекцию «Бельгийский дизайн: балансируя между скромностью севера и жизнелюбием юга» в Дизайн-лектории.  А знакомство с дизайном из Бельгии предлагаю начать с пяти имен, большая часть которых даже мне (я интересуюсь дизайном 24 часа 7 дней в неделю примерно с 1999 года) была неизвестна до того момента, как в прошлом октябре я взяла билет сначала на самолет до Брюсселя, а потом на поезд, привезший меня в маленький старинный городок Кортрейк на юго-западе страны.

Организаторами биеннале Interieur «Дизайнером года 2012» был назван Ален Жиль – сорокалетний брюсселец, пришедший, однако, в мир дизайна относительно недавно. Он получил образование в области менеджмента и поработал некоторое время по первой профессии, а потом увлекся придумыванием объектов. Поняв, что дизайн действительно может из хобби превратиться в профессию, Жиль пошел учиться на отделение промдизайна и начал вторую жизнь. Как он сам признается, принять окончательное решение о смене рода деятельности его подтолкнула жена, сказавшая, что если не сейчас, то уже никогда. Еще во время учебы Жиль получил предложение о работе от мебельной компании, которую когда-то нанимал для реализации одной из своих идей: там понятия не имели, что имеют дело с любителем, а по уровню работ сочли, что парень вполне подойдет им в сотрудники. Поработав с мэтрами, в 2007-м он открыл собственную дизайн-студию, и теперь проектирует для грандов международной мебельной индустрии: компаний Casamania, Bonaldo, Buzzispace и др.

Арне Квинз начинал как художник граффити, да и сейчас скорее известен больше как скульптор-концептуалист, создатель сложных и масштабных инсталляций из деревянных планок. Однако нас больше интересует его дизайнерская ипостась. В ней он выступает как один из основателей компании Quinze & Milan, прославившейся необычными диванами и креслами из полиуретановой пены с разными покрытиями. Эти вещи, появившиеся на свет в самом начале нового тысячелетия, были веселыми и неприхотливыми, диковатыми и очень сексуальными – они будили воображение и предлагали расслабиться. Что, в общем, явно соответствует характеру их создателя: бунтаря, мечтателя, нарушителя спокойствия и всяческих табу.

Про работы дизайнера и серебряных дел мастера Недды Эль-Асмар (бельгийки палестинского происхождения) ее коллега Селина Грэм сказала буквально следующее: «Они такие сдержанные, с такими мягкими плавными линиями, что просто пронзают ощущением современности и вневременности. Она знает, как удивить нас своим свежим, новым взглядом на традиционное». Недде это действительно удается: она делает серебряные столовые приборы, вазы и прочее для уважаемых старинных марок (Hermès, Puiforcat, Villeroy & Boch, Robbe & Berking, Demeyere и Carl Mertens), не нарушая при этом принятые каноны, но умело внося какую-то свою нотку, превращающую традиционное в безусловно современное. Это ее умение было многократно высоко оценено. В 2006-м ее столовые приборы HTS (Hermès Tout Simple) удостоились во Франции награды Etoile de l’Observeur du design и Henry van de Velde Public Prize в Бельгии. Серебряный чайно-кофейный сервиз Central Park с ручками из амаранта был подарен администрацией провинции Антверпен наследному принцу Филиппу и принцессе Матильде в честь их свадьбы. В 2007 году Недда была названа бельгийским Дизайнером года, а в 2008-м ее позвали оформить интерьер научно-исследовательской станции в Антарктике (sic!) и разработать дизайн посуды и столовых приборов для ученых-исследователей. Так что ее работы востребованы даже на Южном полюсе.

Мартен де Кёлар – обладатель приза Dynamo Young Belgian Designer Award 2007 и выпускник знаменитой голландской Академии дизайна в Эйндховене. Буквально через несколько месяцев после выпускных экзаменов им заинтересовалась миланская галерея Nulifar – одна из самых уважаемых в мире галерей, продвигающих так называемый дизайн-арт, и очень неплохой плацдарм для старта. И хотя в Эйндховене учат не просто фантазировать, а делать дизайн умный и честный (читай – продуманный и практичный),  де Кёлар, тем не менее, проектирует вещи яркие, эффектные, притягательные. Чего стоят только одни только диваны, кресла и пуфы Mutation из ярких и мягких бархатистых шариков! А вот что сам наш дизайнер говорит о своих вещах: «Я стремлюсь использовать дизайн, чтобы рассказывать истории, пробуждать в людях эмоции, подстегивать их воображение и заставлять их удивляться. Любой проект может родиться из наблюдения за жизнью вокруг или как реакция на что-то, что просто попалось мне на пути, но также может быть выражением очень личных переживаний или мыслей, которые мне бы хотелось донести до всего мира. Некоторые из моих объектов функциональны в традиционном понимании этого слова, в то время как другие выполняют функцию совсем иного рода: эмоциональность – это такая же функция, столь же важная».

Ну и последний наш герой – Дирк Винантс, основатель и арт-директор компании Extremis, которая отметила в прошлом году свое «совершеннолетие», 18 лет со дня основания. Extremis выпускает преимущественно мебель для улицы, а также разные нужные в хозяйстве вещи типа ширм из деревянных или пластиковых прутьев или тележек для складирования и перевозки дров. Но по случаю юбилея компания отличилась особенно: в павильонах выставки можно было познакомиться поближе с роялем-столом, спроектированным Дирком и сделанным в одном экземпляре, и с супердлинным, 30-метровым обеденным столом Marina со скамейками. Рояль стоял в кафе в одном из выставочных павильонов в Кортрейке, и многие люди на моих глазах изумленно переставали жевать, когда к их столу присаживался симпатичный мужчина, который вдруг поднимал невидимую до этого крышку с клавишей и начинал играть: они-то, садясь здесь с тарелками, и не подозревали, с чем имеют дело. С 30-метровым столом, где могут уместиться порядка ста человек, перфоманс был и того хлеще, хотя я наблюдала за ним только в онлайне: изготовленный в 40 километрах от Кортрейка стол сначала погрузили на баржу, сплавили до Кортрейка по реке, а оттуда 110 энтузиастов пронесли его на руках до самого выставочного центра, устроив из этой прогулки праздник для всего города. В общем, бельгийцы, как мне удалось убедиться в гостях у Дирка, отлично умеют жить и отдыхать, не забывая о деле. А голландская практичность отлично соединяется в них с французской жантильностью, образуя какое-то новое целое.