15 Май 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Набирает очки

| ПУБЛИКАЦИИ
Набирает очки

Летиция Каста, Дэвид Линч, Джон Малкович, Кейт Мосс, Пол Смит, Рианна, Кристиан Лабутен – вот список его звездных клиентов, да и то неполный. И это при том, что самой марке всего около семи лет, а известна она стала не более, чем три года назад. Самому Ральфу Вессену к тому моменту, когда он решил разрабатывать оправы, было уже сорок, что, однако, не помешало ему начать новую карьеру, совершенно с нуля.

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в журнале Prime Traveller в мае 2013 г.

«У меня была хорошая работа, – рассказывает седой моложавый красавец, сидя в кресле возле своей витрины в московском ЦУМе и, разумеется, в очках собственного дизайна. – И я был ею вполне доволен – но тут появилась вот эта идея с очками, эта возможность – и все перевернула в моей жизни. Я подумал, что буду до конца дней жалеть, если ею не воспользуюсь. Я всегда мечтал делать что-нибудь креативное, иметь более творческую работу – в том числе и потому, что вокруг меня было много творческих людей, среди моих друзей в частности – но я никогда даже не пытался ничего изменить в своей жизни».

У него действительно было очень твердое, безопасное положение, надежная работа в офисе, постоянный доход и т.д.  Последние семь лет его работа была связана с помощью жертвам второй мировой войны: евреям, коммунистам, бывшим в концлагерях, пострадавшим при бомбардировках, людям из азиатских стран, сидевшим в лагерях у японцев, и другим пострадавшим от фашизма. «Они обращались за финансовой помощью, своего рода социальной страховкой, и мы решали, должна им платиться пенсия или нет.  Я даже сделал кой-какую карьеру, но что-то внутри постоянно говорило мне: «Эй, это не твое, это не ты, не ты».

– И что, решение пришло к вам внезапно и вы все изменили в один день?

– Нет-нет. Я думал об этом давно, у меня всегда была эта страсть – заниматься обстановкой дома, работать над своим внешним видом, заниматься созданием одежды. Я всегда был очень дотошным во всем, что касалось внешнего вида, всегда тщательно выбирал вещи, которые бы мне нравились, и всегда знал, чего хочу. Люди чаще всего идут в магазин и покупают то, что видят там. Я никогда не покупал, если не мог найти в точности то, что мне было нужно.

Но в тех очках, которые продавались в магазинах, Ральфу все время чего-то не хватало, и друзья посоветовали ему обратиться в небольшую мастерскую, которая уже давным-давно делала на заказ оправы из натурального рога. Это и был переломный момент: Вессен сначала заказал несколько оправ для себя, потом подумал, что ему нравится этот процесс, и, возможно, найдутся люди, которым тоже понравится результат. Спустя три года его очки начали продаваться в парижском концепт-сторе Colette, а сейчас они идут нарасхват в лучших универмагах мира, включая ЦУМ. Причина? По мнению Вессена, она проста, как мир: «Оправа – это то, что находится у тебя на лице. Она говорит за тебя, она говорит о тебе. Очки – это вообще первое, на что люди обращают внимание, когда смотрят на вас. Поэтому очки говорят о вас больше, чем ваша одежда, ваша обувь и ваша машина». Люди, которые разделяют эту идеологию, готовы платить за очки Ральфа по несколько тысяч евро.

– Но неужели не было минут, секунд, мгновений в этой вашей «второй жизни», когда у вас опускались руки, когда вы отчаивались в том, что затеяли?

– Разумеется, разумеется, были. Я не проснулся знаменитым в одно прекрасное утро. Было три года очень тяжелой работы, с утра до вечера и по ночам, а продажи были не такими уж большими и росли медленно, ну, и прочие трудности. Я иногда думал, вот черт, и зачем связался, мог бы ведь работать с понедельника по пятницу, с восьми до пяти, и жить безбедно. Но это были – именно секунды! Пару минут, не больше – и я говорил себе: так, хватит, не унывай, ты делаешь любимое дело – и снова вгрызался в работу. И я уверен – как бы ты ни любил свою работу, сомнения и трудности бывают всегда, но главное – не бросать, верить в себя, не падать духом.

– А сейчас вы счастливы?

– Да, да, абсолютно.

– Это здорово, что ваша работа приносит вам такое удовлетворение.

– Да, и сейчас, когда мне уже к пятидесяти, я чувствую себя гораздо лучше, чем когда мне было сорок. Я вижу мир под другим углом, я вижу вещи в их впечатляющей сути. Я плохо представляю, чтобы со мной было, если бы я сразу решил стать дизайнером и пошел в школу искусств, и в 23-24 года ее окончил, заделавшись потом дизайнером. И не дай бог, достиг бы сразу шумного успеха. Что бы я делал всю оставшуюся жизнь?

– Вас не испугали перемены в жизни, а перемены места действия вы любите? Кто вы по натуре – номад, перекати-поле, или домашний человек, из тех, что сидят всю жизнь по своим гнездам?

– Если честно, я люблю побыть дома, в родном окружении, в своей тарелке. Но при этом я все время путешествую. Мне редко когда удается побыть в Нидерландах четыре недели подряд, и если удается – то это счастье. Моя жизнь – это сбор чемодана, разбор чемодана, сбор чемодана, разбор чемодана, и так почти каждый день. Но я научился находить удовольствие и в этом.

– Научите, как получать удовольствие даже при таком бизнес-графике?

– Мой секрет – максимально готовиться к каждой поездке. Я дотошно выясняю, куда я еду, как буду добираться, что меня там ждет, что придется делать и т.д. Многие люди, знаете, готовы ехать «с открытым забралом» - с любопытством относясь ко всему, что их ждет. Я, наоборот, должен быть максимально подготовлен ко всему.

– Что у вас всегда в чемодане? Без чего не можете обойтись ни в одной поездке?

– Деловые костюмы! Всегда много-много-много костюмов!

– Сколько же?

– Ну вот я приехал в Москву на полтора дня – два костюма у меня есть. Мужские сорочки – по меньшей мере, по одной на каждый день, но лучше бы больше. Я всегда беру больше вещей, чем нужно: мне важно иметь возможность выбирать, что надеть. Так что сейчас у меня с собой пять рубашек.

– А сколько очков?

– Двое. Абсолютно одинаковые, но разного цвета. У меня всегда с собой двое очков, ну и если лето, то еще солнцезащитные. Но вот какие очки у меня с собой – это зависит от того, куда я еду, в город или в горы, в деловую поездку или на отдых.

– Какие у вас наиболее постоянные маршруты поездок?

– Чаще всего я езжу в Париж –у меня там и работы много, и просто потому, что я особенно люблю этот город. Я парижефил. Хотя я не говорю по-французски, но мне нравятся сами звуки французского языка, я люблю там еду, люблю гулять по городу. Все время останавливаюсь в разных районах, выбираю разные отели, хожу в обычные студенческие забегаловки с простым, но очень вкусным меню. Их там полно, я даже адресов не запоминаю. Всегда хожу в галереи современного искусства, в Музей современного искусства в Токийском дворце.

– Где вы любите проводить отпуск?

– Есть один маленький городок в Италии, недалеко от французской границы – я люблю, когда есть время, приехать туда на недельку и просто пожить. Ничего не делать, спать до десяти часов, книжку читать, лениться, есть. Так я обычно провожу мои летние каникулы, всего неделя мне выпадает. Это вообще мой любимый вид отдыха: валяться на пляже или у бассейна, никуда не спешить, вечером ходить ужинать в маленькие семейные ресторанчики. В Италии и во Франции для такого отдыха много подходящих мест.

– Вы любите путешествовать в одиночестве, вдвоем или с большой компанией друзей?

– Лучше всего вдвоем с подругой, конечно. Но я и один могу, нормально себя чувствую. В компании же слишком много разных интересов, поэтому я не очень это люблю. Я вообще-то не самый приятный человек на свете и, знаете, не очень стадное животное, я солист, люблю независимость.

– Вам хорошо с самим собой?

– Да, вполне. Когда я один, я либо работаю, либо слушаю музыку, обычно много музыки слушаю.

– Какие книжки лежат сейчас у вас на столике рядом с кроватью?

– Я не очень-то ударяю по книжкам. Я вообще-то человек визуальный, для меня важнее визуальные средства коммуникации. Я лучше кино посмотрю.

– Да-да, я слышала,  у вас есть друзья среди кинозвезд.

– Ну, друзья не друзья, но мы как-то познакомились с Джоном Малковичем. Он сначала купил мои очки, а потом пригласил меня на обед, а потом к себе в гости, и мы там провели два прекрасных дня, как друзья, как будто были сто лет знакомы. Нашлось, о чем поговорить. И в Голландии я знаю нескольких очень интересных людей из мира кино. У нас есть действительно большая кинозвезда Виктория Кобленко, она родом с Украины, но у вас ее вряд ли знают. Она приятная очень девушка, мы с ней видимся пару раз в году, иногда работаем.  Ну и очки мои активно снимаются в кино – вот как-то, например, позвонили продюсеры фильма Black Batterflies и попросили мои очки на съемку, потому что главная героиня хотела сниматься только в них.

– Куда собираетесь поехать в следующий раз, какие планы?

– Мечтаю о Чили – люблю чилийские вина и хочу поездить по виноградникам, подегустировать. И в целом это интригующая страна, она ведь такая длинная – на юге там почти тропики, а на севере – антарктические льды. И все в одной стране. Нужно, наверное, месяц или два, чтобы всю ее увидеть. Так что это пока не конкретный план, а только идея. Но я обязательно найду время и съезжу. Обещаю, что в ближайшие десять лет изучу и объезжу Чили вдоль и поперек, с юга на север.

– Какой город вас больше всего вдохновляет, помогает вам в работе, в творчестве?

– Лондон. Лондон – это мой вдохновитель. Для кого-то Нью-Йорк, а для меня – Лондон. Там вся музыка, которую я люблю, и мой любимый дизайнер Вивьен Вествуд. Все началось еще в 1979 году, мне было 13, я увидел по телевизору одну британскую группу и просто влюбился и в их музыку, и в их моду, в то, как они выглядели и вели себя. Я тогда сразу понял, что это будет мой город. Там такие типы на улицах, которых видишь – и фантазия начинает работать. Там смотришь вокруг – и вот один человек в каких-то особенных очках, вот другой – в похожих, вот третий, и ты понимаешь, что это и есть следующая мода. Проходит немного времени – и эти очки уже повсюду, и в витринах, и на людях. А увидел ты их в первый раз в Лондоне.

– А у вас дома, в Нидерландах, какие ваши любимые места?

– Конечно, я тепло отношусь к Амстердаму – хотя и живу в Гааге. На юге есть Маастрихт, где я родился. Амстердам – очень прагматичный город, если вы хотите там чем-то заняться – занимайтесь, не хотите – просто расслабьтесь и отдыхайте, наслаждайтесь. Там очень хорошая атмосфера. Там можно делать все, что хочешь. Хочешь курить – кури, никто тебе мешать не будет. Не хочешь – не кури, это нормально. Люди там очень хорошие, они, может быть, не особенно продвинуты в области сервиса, но они честны, прямо говорят, что думают, если ты им нравишься и если нет. Вот такие мы, голландцы.  У Гааги своя прелесть – это очень зеленый город, весь утопающий в садах, очень тихий. Я живу на улице, где ничего не происходит уже много лет. Да и вообще в городе после семи часов вечера жизнь замирает, даже движение почти останавливается.

– А Маастрихт? Что скажете про него?

– Там совсем все другое. Это юг Голландии, недалеко от Германии и от Бельгии, и дух там совсем другой. Я бы сказал, что это самый северный французский город, там атмосфера почти французская. Много хороших ресторанов и много церквей. Но городок маленький, и там такое спокойствие царит, такая тишина, нет никакой спешки, никакого стресса.

– Ну а как вам Россия? Вы же не первый раз здесь?

– Первый! Я все время летал над вами – то в Китай, то в Японию, но никогда не касался этой земли!

– Как первое впечатление?

– Самобытная архитектура, очень особенная. Немного похоже на Берлин – чувствуется то же советское прошлое. Прекрасная Красная площадь, действительно величественная. Ну и пара ресторанов – «Большой» и «Мистер Ли», последний – с хорошей, по-настоящему хорошей азиатской кухней. Больше я пока ничего не успел. Да, и белых медведей на улице еще не видел – они же должны быть, правда?! Какая же без них Россия?