Современная ванная — это не тесная каморка утилитарного назначения, а просторная и оборудованная по последнему слову техники комната, вполне похожая на жилую.
Не только для мытья
Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в октябре 2013 г.
Как ни парадоксально, главный тренд в оформлении ванных заключается в том, чтобы делать их как можно меньше похожими на ванные. И дизайнеры, и сами хозяева стремятся завуалировать утилитаризм помещения, а упор делают на эстетическую сторону дела. Под ванные отдают полноценные комнаты (ванная с окном всегда была мечтой любой женщины, а сейчас эти мечты все чаще сбываются) и оформляют их тоже как жилые пространства: оклеивают обоями, в отделке используют дерево, ставят в них вполне обычную мебель, чуть ли не диваны, вешают люстры и шторы на окна, украшают их стены зеркалами в рамах, картинами, фотографиями. Да и сама сантехника уже не выглядит безликой и одинаковой — наоборот, ванны и раковины приобретают самые разные формы, следуют стилям от ампира и ар-деко до минимализма и органического, делаются из традиционных чугуна и натурального камня, а также из сверхновых, легких, приятных на ощупь и теплых композитных и синтетических материалов.
Стиль Как и в целом в дизайне интерьеров, стилистически ванные можно разделить на “классические” и “модернистские”. Модернизм в них не прямоугольно жесткий, а с плавными, округлыми линиями, взятыми у природы (этот стиль в последнее время нредко называют органическим). Подобную коллекцию кранов и душевых леек только что разработал Филипп Старк для Axor. Санфаянс мягких, сглаженных форм есть у фабрик Agape, Antonio Lupi, Duravit и многих других.
Главный тренд: сделать ванные как можно меньше похожими на ванные
“Классика”, которая пользуется успехом, тоже не вполне классическая: в ходу не точное копирование, а вольная интерпретация классических образцов. Активно задействована викторианская эпоха компанией Sbordoni в ее коллекции Neoclassica, отличный пример использования викторианских орнаментов представляют собой душевые кабины из коллекции Victorian от Hueppe. Сантехнику и мебель для ванной в стиле ар-деко предлагают фабрики Devon & Devon, Kohler, Zucchetti. Французский производитель смесителей THG сотрудничает с серебряных дел мастерами из компании Christofle и хрустальными мануфактурами Baccarat и Lalique, украшая свои краны в стиле классицизма, эклектики XIX века и осовремененного ар-деко.
Яркий цвет Мастер-класс по использованию цвета в ванной дали весной дизайнеры Людовика и Роберто Паломба. В коллекции Kartell by Laufen, которую они разработали как совместный продукт старинной швейцарской сантехнической марки и самого знаменитого итальянского производителя пластиковой мебели, дизайнеры обыграли яркие цвета предметов и стен, соединив их с прозрачными пластиковыми полками, стеллажами, столиками и зеркалами в прозрачных рамах. Сделанные ими демонстрационные интерьеры выглядят очень свежо и современно.
Отделочные материалы Если речь идет о по-настоящему роскошной ванной, то ничего благороднее натурального камня для ее отделки не придумали. Классический вариант — мрамор, но сейчас в ход идет и дорогостоящий и непрактичный оникс. Менее броско, но тоже достойно выглядит неровная обливная плитка ручной работы, метлахская плитка для пола, сделанная по старинной технологии, а также экзотическая плитка с ярким орнаментом, восточным или африканским. Последний “писк” — крупномасштабные керамические панели, уже не плитка, а плитища размером метр двадцать на метр двадцать: такая есть, например, в коллекциях итальянской марки Mutina, разработанных дизайнером Патрисией Уркиолой.
Технические новшества Но в современной ванной уже недостаточно просто крана, просто душа, просто унитаза — все эти устройства оснащаются дополнительными опциями, которые делают гигиенические процедуры более приятными, полезными, удобными и экономичными. Лишь несколько примеров: в потолочном душе Raindance Select компании Hansgrohe в одном из режимов вода льется сильными тонкими струйками, во втором — отверстия раскрываются шире и к воде добавляется воздух, который делает весь процесс более приятным. Душевая панель Sensory Sky от Dornbracht не только имеет опции верхнего и бокового душа, умеет создавать дождевую завесу и эффект тумана из холодной воды, но и воздействует на моющегося с помощью арома- и хромотерапии (бесконтактный метод лечения цветом и светом). У той же марки Dornbracht в кранах есть поворотный излив, позволяющий прополоскать рот, душ на гибком шланге, чтобы помыть голову в раковине, и выдвижной шланг в ванне, делающий комфортным обливание рук или ног.
Не меньшую популярность обретают и компактные домашние спа-комплексы, оснащенные саунами и хаммамами. Выглядят они не как комнаты в Сандуновских банях или турецко-марокканские мраморные дворцы для омовения, а скорее как просторные душевые кабины с увеличенным функционалом. Например, в модели Inipi от Duravit с помощью пульта можно активировать программы под кодовыми названиями “Джунгли”, “Пустыня”, “Азия”, “Средиземноморье” — и потеть с соответствующей температурой и влажностью. Еще более сложный агрегат предлагает компания Jacuzzi: ее комбинированный велнес-комплекс Sasha (сокращение от Sauna, Shower, Hammam) погреет любого в сауне при трех разных температурах, попарит в хаммаме трех уровней влажности и искупает в душе трех видов (“холодный туман”, “мелкий дождь” и “тропический ливень”).
Свой путь к комфорту и удовольствиям — у японских марок. Фирма Toto, в частности, покрывает свои фаянсовые изделия специальной глазурью повышенной гигиеничности, в унитазы добавляет функцию интимного омывания водой, подогреваемые сиденья и автоматически опускаемые крышки. А вот как компания формулирует свое отношение к предмету: “В ванной комнате не надо видеть технологии. Их надо ощущать”.
Главная разработка другой японской марки, Lixil, — это ванна FoamSpa, генерирующая мягкую пену из воды и воздуха, со специальной добавкой, примерно по такому же принципу, как взбивается в пенку молоко для капучино. Концепция FoamSpa предполагает, что пребывание в такой ванне — это не мытье, а времяпрепровождение и, сидя в ней, можно с комфортом читать, смотреть кино, пить чай или наслаждаться покоем. Соответственно, установлена такая ванна может быть и посреди гостиной, и на открытой террасе, а вовсе не обязательно в специальной “мокрой” комнате. В частности, во время Salone del Mobile в Милане она стояла в центре гигантской комнаты-библиотеки, а находящийся в ней манекен наглядно демонстрировал, как удобно, сидя в пене, читать газету. Это, по сути, и есть главная отличительная черта современной ванной: она не для мытья. Или не только для мытья.
Ольга Косырева