Легко ли быть женщиной в мужском профессиональном мире?
Нежные лица дизайна
Женщины в мире промышленного и предметного дизайна – явление редкое. И оттого особенно ценное. В авторитетной сотне лучших дизайнеров мира, составленном журналом Wallpaper, самостоятельных женщин едва ли более десятка плюс одно женское дизайн-трио плюс 5-6 человек, «номинированных» вместе со своими мужьями или партнерами. Но этот рейтинг посчитал только звезд, только лучших, только уже прославившихся, плюс он британский и в чем-то субъективный, плюс ему уже два с половиной года, и даже за такой небольшой срок мир дизайна существенно изменился: в него стремительно вошли несколько дам, которые обживаются очень активно и явно планируют надолго задержаться. Это итальянки Кристина Челестино, Елена Сальмистраро, Кьяра Андреатти, Лоренца Боццоли, Илария Инноченти, это француженка Виктория Вильмотт, британки Бетан Грей и Лаура Бетан Вуд и даже дизайнер из Чехии Люси Колдова.
Их появление на дизайнерском горизонте еще четыре года назад предсказал мне Марио Беллини, один из мэтров итальянского дизайна, обладатель самого большого числа «Золотых циркулей» – этих «оскаров» дизайнерского мира: «Очевидно, что в дизайне и архитектуре не так много женщин не по объективным причинам, а по историческим, из-за традиционно сложившихся разных социальных ролей, – считает Беллини. – История несправедливо оттеснила женщин из мира дизайна и архитектуры, как и из мира поэзии, литературы, искусства. Cкоро это исчезнет совсем. Женщины возьмут реванш – и сейчас в профессию, как будто наверстывая упущенное, приходят тысячи девушек. Очень много молодых! Скоро мы увидим, что нет никакого женского дизайна, как не было никакого мужского».
Однако я уверена, что у предметного дизайна в исполнении женщин действительно есть собственное лицо: их вещи настолько же универсальны и притягательны для всех, насколько и совершенно, безошибочно женственны. Женское начало в дизайне – это не декоративность, а скорее особая человечность, эмоциональность, ассоциативность, а также кропотливость, продуманность деталей, ориентация на решение мельчайших бытовых проблем и удовлетворение каких-то совершенно повседневных нужд.
То же самое можно сказать и про российский дизайн. В «предметке» у нас достаточно мужчин, но в последние несколько лет в эту область активно приходят и все больших результатов добиваются именно женщины. Они получают призы на международных выставках, публикуются в международных журналах, они мыслят новаторски, работают талантливо, упорно и терпеливо и добиваются успеха там, где мужчины не видят перспектив, не хотят работать на отдаленный результат, не видят экономической целесообразности.
Да, ситуация с промышленным производством дизайнерской продукции в России провальная, пропасть между существующим производством и существующими дизайнерами – огромная, промышленность дизайнерам платить не готова и роялти с продающихся массовым тиражом разработок у нас никто не получает. Чтобы что-то сделать в этой области, нужно заниматься и собственно дизайном, и организацией производства, и налаживанием продаж – то есть нужно много и кропотливо работать, точить, как вода камень, пробивать стены и ломать стереотипы.
Тут женщинам помогают их специфически «женские» качества, а также, как отмечают многие профессионалы, их амбициозность и готовность к публичности – которые в информационный век становятся зачастую ключевыми. Российские женщины не боятся ставить и решать новые и сложные задачи, участвовать в конкурсах, выставлять свои работы на всеобщее обсуждение, делать неожиданные и, может быть, рискованные шаги, вообще заявлять о себе, предлагать себя, продвигать себя – и в этом, на мой взгляд, их сильная сторона и причина того, что мы все чаще и чаще видим на пьедесталах и в различных табелях о рангах женские имена.
Перед вами — список первых величин.
Кристина Челестино. Архитектор по профессии, дизайнер по призванию, Кристина стремительно взлетела на дизайнерский олимп в декабре 2016 года, когда в Майами на выставке Design Miami открылся лаунж компании Fendi под названием The Happy Room – неожиданный по цветам и очень модный. Этот успех был предсказуем: несколькими годами ранее самая первая работа молодого дизайнера, сосуды«атомайзеры», была взята в свою коллекцию миланским музеем дизайна «Триеннале». До того автор изготавливала свои предметы малыми партиями в ремесленных мастерских и продавала сама через интернетмагазин, потом участвовала в Salone Satellite в Милане, где представители компаний Seletti и Atipico предложили взять некоторые ее вещи в свои коллекции. Разработала несколько интерьерных предметов для небольших компаний, была арт-директором BottegaNove, выпускающей керамическую плитку, и другой плиточной компании, Fornace Brioni. Сейчас сотрудничает с десятком итальянских компаний первого эшелона и проектирует бутики для Sergio Rossi. И во всех проектах проявляет свой настоящий талант колориста: цвета она подбирает и комбинирует мастерски, чуя будущие тренды, когда их еще не видно из-за горизонта.
Елена Сальмистраро. Продакт-дизайнер, чьей альма-матер является знаменитый Миланский политех с его строгой академичной школой, удивительным образом скорее художница, чем дизайнер. Но это не помешало ей сделать несколько очень ярких функциональных вещей для компаний Alessi, Seletti, De Castelli, B-Line. Самым же плодотворным стало ее сотрудничество с керамической фабрикой Bosa: их эффектные вазы «Приматы» с триумфом прошлись по всем журналам, сайтам и блогам. Также в портфолио дизайнера много интересных ковров, обоев, керамических и металлических панно и панелей, и она активно занимается иллюстрацией. Дизайнер участвовала в крупных выставках, таких как The New Italian Design и W – Women in Italian Design миланского музея дизайна «Триеннале». А в 2017-м получила первый приз в категории «Лучший подающий надежды дизайнер» от организаторов Salone del Mobile Milano Award и в рамках празднования Дня итальянского дизайна была назначена «послом итальянского дизайна в мире».
Кьяра Андреатти. В конце 2017 года на главной мировой выставке коллекционного дизайна Design Miami компания Fendi приглашала гостей в свой лаунж под названием Welcome! Полоски, латунь, бамбук, бетон, отсылки к Венскому сецессиону и восточные акценты, тонкие графичные контуры и большие цельные массы – в коллекции мебели и аксессуаров, сделанных специально для выставки, было много контрастного, но выглядела она вполне цельно. И за этой историей стояло новое женское лицо: автор коллекции – молодая итальянка Кьяра Андреатти, выпускница IED (Европейского института дизайна) и Domus Academy. Венецианка по рождению, она начинала в студии у Пьеро Лиссони, потом уже как независимый дизайнер успела поработать с итальянскими мебельными авторитетами – Glas Italia, CC-tapis, Reflex, Casamilano. Ее особенность – любовь к традиционным технологиям, таким как работа с керамикой или выдувное стекло, и умение объединять ремесленное и индустриальное. И то, что Fendi выбрала ее для создания своего лаунжа, – это точно ее старт к большому успеху.
Люси Колдова. Дизайнер из Чехии соприкоснулась с миром «большого дизайна» в Париже, где она работала в студии у дизайнера Арика Леви. Ее творческие интересы лежат в первую очередь в работе со стеклом и световом дизайне, соединяющем традиционное и технологичное. Во Франции она начала сотрудничать с местными компаниями, такими как La Chance, и получила первые самостоятельные заказы. Арт-руководство чешской компанией Brokis, традиционной стекольной мануфактурой, только добавило ей известности. Ее растущую популярность подтвердило приглашение от организаторов Кельнской мебельной выставки стать автором DasHaus imm Cologne 2018 – программной инсталляции, которая ежегодно в начале года представляет одно авторское видение современного дома и его главных трендов.
Ольга Подольская. Начинала свой путь в дизайн с работы конструктором на российской мебельной фабрике. В 2012 году окончила Международную школу дизайна в Санкт-Петербурге, с 2015 года активно занимается предметным дизайном: проектирует мебель, светильники, разрабатывает коллекции керамической плитки. Чаще трудится по принципу «самопроизводства», очень популярному среди дизайнеров Европы: самостоятельно разрабатывает дизайн, ищет изготовителя, продюсирует и управляет процессом изготовления и дистрибуции. Кухню дизайна Подольской с 2018 года выпускает российская компания Silver Home (Москва), а именную мебельную коллекцию – итальянский консорциум Cesare Ferrari Group. Только что подписала контракт на запуск четырех светильников с итальянской фабрикой Laudarte. Один из них – Lighter 1930 – в апреле выставляется на крупнейшей мировой мебельной выставке iSaloni в Милане.
Таня Репина. Дизайнер мебели, окончившая Строгановку, занимается промдизайном, разработкой торгового оборудования, оформлением интерьеров. Дважды принимала участие в московском отборочном туре конкурса молодых дизайнеров в рамках итальянской выставки iSaloni WorldWide Moscow, в 2016-м выиграла его и получила право поехать в Милан на основной Salone Satellite. Выставляла там экспериментальную мебель и светильники из биоразлагаемого пластика с наполнителем из еловых иголок, а также акустические панели из хвои, которые не только улавливают эхо, но и предположительно помогают поддерживать микроклимат и влажность в помещении. Ее коллекция из елок получила третье место среди работ молодых дизайнеров со всего мира – и российский дизайнер впервые за 20 лет вошел в призовую тройку. Над всеми проектами Таня работает совместно с партнерами по Aotta studio Мишей Репиным и Александром Болматом, и в ближайшее время их акустические панели появятся на рынке под брендом EO acoustic.
Майя Прохорова. Художник в третьем поколении и одновременно скрипачка, Майя планировала музыкальную карьеру, а оказалась в петербургской Академии имени Штиглица на кафедре промышленного дизайна. Теперь она разрабатывает вполне земные вещи, преимущественно светильники, для собственной марки Mayaprodesign и для российской компании Bezhko Lighting, а также проектирует концептуальные, инновационные предметы будущего, за которые получает призы на международных конкурсах. Среди первых – воздушная и графичная Carousel и не менее динамичная коллекция Little Galaxy, родившаяся из сломанной пружины автомобильного амортизатора. Среди вторых – надувной рюкзак Backpack Relax, превращающийся в подушку, акустическая система Phase 8, форма которой навеяна восемью фазами Луны, простейший в производстве, но эффектный светильник Vector для подсветки углов и уголков и корпусная мебель с вырезами-ручками на гладких фасадах, которые имитируют кору березы. За дизайн этих четырех объектов Майя в 2017 году получила Red Dot Concept Design Award в Сингапуре, сразу в четырех категориях. Переговоры о запуске в производство рюкзака ведутся сейчас с одним из мировых спортивных гигантов.
Ольга Энгель. Выпускница Московской текстильной академии начинала с предметного и графического дизайна в косметической индустрии, разрабатывая формы флаконов и туб, а также визуальные образы брендов. В 2010 году получила аттестат дизайнера интерьера в московской школе дизайна «Детали» и продолжила обучение в KLC School of design (Лондон), стажировалась в области предметного дизайна у Марка Хамфри (Лондон). Активно проектирует самую разную мебель для своих интерьерных проектов: корпусную, мягкую, отдельно стоящие предметы из дерева – и особое внимание уделяет светильникам. Ее дизайн-объекты всегда выразительны, эмоциональны, вызывают множество ассоциаций и зачастую ироничны. На международном уровне они были впервые представлены в Брюсселе в марте 2018 года на ярмарке современного коллекционного дизайна Collectible, где дизайнер показывала свои светильники Emotions и Memories of café “Palais Royal”.