В апреле 2013 года, в рамках проходившей в Милане международной выставки SaloneUfficio, всемирно известный архитектор Жан Нувель представил пять проектов офисов будущего, которые позволят людям не только работать, но и счастливо проживать свое рабочее время.
Офисная свобода
Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в октябре 2013 г.
Текст: Ольга Косырева
Жан Нувель — лауреат Притцкеровской премии 2008 года, автор парижского Музея Бранли и здания Cartier Foundation на набережной Сены — главный на данный момент французский архитектор. Как истинный француз, Нувель немножко философ: возможно, именно поэтому организаторы миланского Salone del Mobile, частью которого является SaloneUfficio, пригласили его пофилософствовать на тему глобальных перемен, переживаемых офисной средой в последние несколько лет.
Манифест архитектора
Офис — это рабочее пространство, где можно читать, думать, медитировать и работать
Исходную точку своего проекта Нувель сформулировал так: “Стиль работы в современном обществе меняется, что влечет за собой изменения в интерьере рабочего пространства. Через несколько десятилетий современные офисы будут рассматриваться как аномалия. Уже сейчас ясно, что они должны быть гораздо более эластичными. Офис трансформируется в место жизни и работы, воспринимается как дом. Он отдаляется от общепринятых схем и превращается в место, где уютно и приятно находиться во время работы”.
Получившийся в результате этих размышлений стенд занимал площадь 1200 кв. м и назывался “Проект: Офис для жизни”. В его названии отразились две главные черты современных контор: граница между ними и жилыми пространствами размывается, а сотрудники имеют право на рабочем месте не только выполнять свои должностные обязанности, но и получать удовольствие от жизни. “Белые пустые офисы, открытые динамичные пространства — это хорошо, но не всегда возможно, — продолжает Нувель. — Может быть, стоит иметь разделители пространства, сдвижные стены или двери или использовать в этом качестве предметы мебели — такая простая вещь уже дает другое ощущение от жизни в офисе. Необходимо больше жизненности, нельзя допускать формализма. Поскольку на работе мы все проводим столько же времени, сколько и дома, каждый из нас имеет право на маленькие радости, как, например, регуляция света и возможность организации своего рабочего пространства в зависимости от собственных предпочтений и потребностей. Я против клонирования в интерьерах. Я предлагаю проект свободы”.
Нувель, занимающийся одновременно архитектурой, созданием внутренних пространств и разработкой предметов для своих зданий и интерьеров, таким образом реализует собственные способности смотреть на мир отстраненно, с дистанции и погружаться в детали. Перемены в офисах он тоже экстраполирует и на микро-, и на макроуровень.
“Мебельные фирмы могут и должны участвовать в процессе перерождения офисных пространств, — утверждает архитектор. — Предприятия, проектирующие мебель для контор, понимают, что нельзя ограничиваться только ею. Сейчас люди много работают дома и все чаще и чаще образуется симбиоз рабочего помещения и жилья. В результате многие виды офисной мебели используются в домашней среде — поэтому нужна гибридизация разных предметов”.
В завершение программы-максимум по переустройству офисного ландшафта Жан Нувель предрекает скорую смерть всем этим бесконечным “сити” — районам, где нет ничего, кроме офисов, и которые поэтому живут только в рабочее время, а во все остальное пустуют.
Нувель убежден, что “необходимо начинать конвертировать деловые районы и здания в жилые. Я сужу по Парижу: существующие там коммерческо-офисные зоны устаревают и становятся больше не нужны (часто они и рождены были в результате "пузырей" на рынке недвижимости), и это дорого обходится компаниям-владельцам. Ситуацию надо менять. Необходимо "очеловечивать" деловые районы и здания — они должны быть гибкими, чтобы там могли находиться и офисы, и жилье и чтобы одни помещения можно было свободно превращать в другие. Ведь архитектура — это наука приспособления”.
От теории к практике
Итак, Жан Нувель выстроил в выставочном павильоне пять типов офисов. Первый — в классической квартире в историческом центре города. В этом помещении все осталось на своих местах: старые полы, лепнина, двери, камин, а также приемная, кухня, библиотека, гостиная. Соответственно, осталась и атмосфера старой городской квартиры. Только теперь там не живет семья, а обитает сообщество профессионалов, чья деятельность осуществляется в удобной и по-домашнему уютной обстановке, не свойственной офисам. Новые обитатели квартиры в чем-то адаптировали ее под свои нужды, в чем-то сами адаптировались к данности. Библиотека превратилась в архив, кухня осталась наполовину кухней, наполовину кабинетом с рабочими местами, гостиная стала кабинетом руководителя с зоной для переговоров. Мебель выбрали такую, какая могла бы стоять в жилой квартире и которая при этом по духу соответствует сохранившейся исторической “рамке”.
Близок к первому типу второй — офис-жилье для работающих дома. Хозяева двухкомнатной квартиры с антресолью оба работают из собственной квартиры — ситуация все более и более распространенная в наши дни. Поэтому днем помещение служит полноценным офисом с одним кабинетом и приемной для встреч с посетителями, вечером же и по выходным кабинет задвигается перегородкой, часть приемной с диванами превращается в гостиную, а стол для переговоров — в обеденный стол. Таким образом границы между офисной мебелью и домашней окончательно размываются и каждый выбранный для обстановки предмет выполняет по меньшей мере две функции.
Третий тип рабочего пространства демонстрирует нам новый подход к офису-опенспейсу. В этом необычном помещении со свободной планировкой разные мебельные модули и элементы, соединяясь, разъединяясь и перемешиваясь, объединяются в непохожие друг на друга композиции — чтобы окончательно разрушить тоталитарный и предсказуемый характер типичного для наших дней офиса. Каждый работающий строит свой собственный уголок, выбирая, хочет он сидеть за столом или стоять, видеть своих соседей по офису или отгородиться от них, сидеть лицом к окну или к стене и так далее. Все вместе это создает немного хаотичный, неправильный, но живой ландшафт, похожий на городской. “На самом деле я предлагаю нечто, противоположное опенспейсу, — рассказывает Жан Нувель об этой части своего проекта. — Каждому сотруднику надо отвести 10-12 м, где он сможет создать собственное пространство — конечно, с учетом потребностей и комфорта соседей-коллег. Дизайнер или архитектор будет только помогать самим служащим в этом процессе. Это новый, более дружелюбный и открытый способ работы. В результате помещение превратится в микрогород, где у каждого свой дом. Такая вот колонизация пространства внутри офиса”.
Четвертый вариант — офис на бывшем складе, сделанный из гофрированных металлических контейнеров, каких полно в промзонах по всему миру. Такие контейнеры будто созданы для свободно варьирующихся офисных пространств. Они всегда слишком высокие, слишком широкие или, наоборот, узкие, в них слишком яркий свет — в общем, все выходит за пределы нормы. Но именно поэтому контейнер может стать помещением для самых нетрадиционных бизнесов: например, небольшой фотостудии, необходимой рекламному агентству, или выставочной площадки даже для крупногабаритной техники, которая пригодится в торговом представительстве. И именно его пустота делает расположившийся в нем офис очень мобильным и гибким — там легко образуются новые рабочие места, зоны, площадки для новых видов деятельности.
Пятое рабочее пространство — высокотехнологичная трансформируемая система. Свободная планировка “заточена” под постоянные изменения. Помещение на первый взгляд может показаться статичным, но на самом деле оно очень гибкое: мобильные перегородки дают возможность построить индивидуальные кабинеты, которые либо одной стороной открыты в общее пространство или коридор, либо изолированы. Двери сдвигаются или собираются гармошкой, внешние жалюзи регулируют освещение, которое часто бывает чрезмерным в высоких офисных башнях. Наружные стекла сделаны из непрозрачного сатинированного стекла, чтобы создать у находящихся там сотрудников ощущение не аквариума, а некоторого уюта, приватности. Последний штрих общего неофисного настроения — отделка деревом или хромом, а также множество высокотехнологичных элементов. Эти интересные детали заставляют воспринимать в целом рядовое офисное пространство как особенное и даже роскошное.