15 Май 2012 | ПУБЛИКАЦИИ

Оккупай Милан

| ПУБЛИКАЦИИ
Оккупай Милан

Своя мебельная выставка, а также своя неделя дизайна есть сейчас в каждом мало-мальски серьезном городе, от Нью-Йорка и Лондона до Дубая и Сан-Паулу. Тем не менее, главным для любителей и профессионалов со всего мира остается Миланский международный мебельный салон (Salone Internazionale del Mobile).

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано на портале Snob

Это вам не событие в жанре «Медведев посетил Урюпинск» или «Путин погладил сибирского барса» – это новость из разряда настоящих, непридуманных, возникших без спецзаказа и специнформсопровождения, которую нельзя было бы срежиссировать, даже мастерски. Потому что такое массовое креативное помешательство, которое ежегодно происходит в Милане в середине апреля, не в состоянии поставить ни один режиссер. На неделю город оккупируют, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек – это при населении в один миллион триста тысяч! И никакая неделя моды тут даже рядом не стояла – Милан давно уже столица не моды, а дизайна и мебельной индустрии. Именно поэтому мебельный салон посещают не только гости со всего света, не только глава региона Ломбардия и мэр города Милана, но и, в частности, в 2012 году – премьер-министр Италии, министр экономического развития, министр внутренних дел и вице-спикер парламента. Наглядный пример того, какое значение здесь придается таким, казалось бы, утилитарным вещам как мебель и прочие «предметы домашнего обихода».

История успеха миланского Мебельного салона началась вскоре после Второй мировой, когда лидеры итальянской мебельной индустрии переориентировались с изготовления традиционной деревянной мебели на дизайнерские вещи из современных материалов вроде пенополиуретана и фибергласа. В этом промышленникам помогали архитекторы, ставшие впоследствии знаменитыми как дизайнеры: Марко Дзанусо, Акиле Кастильоне, Вико Маджистретти. Они организовали первую профессиональную ассоциацию дизайнеров, учредили главную премию в мире дизайна «Золотой циркуль» и способствовали тому, чтобы сделанная ими мебель стала достоянием более широкого круга профессионалов и просто публики. Так в 1951-м году было положено начало выставке Salone del Mobile. Которая со временем выплеснулась за пределы выставочных павильонов и вовлекла в свою орбиту весь город. Десять лет назад заявила о себе альтернативная площадка – Зона Тортона, бывший промышленный район, куда в процессе джентрификации переехал среди прочих и офис Джорджо Армани (на бывшую шоколадную фабрику Nestle). Зона Тортона стала местом сбора альтернативных компаний и дизайнеров: молодых, авангардных, демонстрирующих в большей степени идеи, чем готовые к употреблению вещи. Четыре года назад к ней добавился еще один молодежный кластер – квартал Вентура Ламбрате на западной окраине города, реконструированный под художественные мастерские и креативные офисы. Одним из академических центров недели дизайна стало Палаццо Триеннале – музей и выставочный зал, по функциям напоминающий московский ЦДХ. Художественно-дизайнерская жизнь закипела в Галерее Розанны Орланди на бывшей галстучной фабрике. Также уже несколько лет в бурную жизнь мебельного салона вовлечены магазины модного квартала между Виа дела Спига и Виа Монтенаполеоне, а также артистически-богемный старинный район Брера, где сосредоточены многие из дизайнерских шоу-румов и галерей. И масштабы действа с каждым годом все растут и растут.

В 2012-м все шло по давно сложившемуся сценарию: в 22 павильонах суперсовременного выставочного комплекса Rho-Pero в пригороде Милана были развернуты коммерческие стенды с мебелью, кухнями, сантехникой и плиткой; по всему городу проходили выставки, пресс-конференции, презентации, коктейли, устраивались даже театральные представления о дизайне и тематические киносеансы. Часть из них проходила на новых, ранее не задействованных площадках: это и Музей науки и техники, и старинный ботанический сад в центре города, и бывшие цирковые ангары на юго-западной окраине, и несколько древних палаццо, вход в которые обычно закрыт для чужих. Вирус дизайна проник даже в Библиотеку Амброзиану, где хранятся рукописи Леонардо да Винчи – там разместилась одна из инсталляций. Так что говорить, что во время Мебельного салона дизайн оккупирует весь город – отнюдь не преувеличение.

Но вот Salone del Mobile отшумел, гости разъехались, стенды разобрали, улицы подмели. Что осталось в сухом остатке? Чем запомнился именно этот, 51-й по счету салон? В первую очередь, наверное, тем, что представил мебель для еще более расслабленного, неформального образа жизни. Удовлетворяющую в первую очередь совершенно не первичную потребность на чем-то сидеть, есть, спать, работать, а потребность отдыхать, веселиться, тусоваться. Это и пяти-шестиметровые столы, за которыми умещается до сорока человек – как у компаний Extremis, MDF, Desalto. Это и мягкие, слегка «бесформенные» кровати – как десять моделей Паолы Навоне для Letti&Co в мятых льняных и словно немного потертых бархатных обивках. Это и низкие глубокие диваны, которые хочется назвать скорее тахтой или лежанкой, даже если формы их строги, а обивки больше напоминают деловые костюмы, чем дачные покрывала. Таковы, в частности, модели Powell и Powell.112 от Minotti с их почти лежащими на полу сидениями, модель Panama от Baxter – большой пуф, словно накрытый одеялом из мягких шкур, с мягким бруском-спинкой посередине, а также серия Zabuton компании Moroso, как будто составленная из подушек. Еще дальше пошла компания Natuzzi, выпустившая диваны и кресла с системой Soft Motion: например, диван Bolero с помощью электрического механизма раскладывается в шезлонг с разным углом наклона поверхностей – в зависимости от того, будете вы читать, смотреть телевизор, беседовать или просто мечтать, глядя в потолок.

Павильоны с так называемой классической мебелью, напротив, никакой расслабленности не предлагали. Мебель, которая там представлена, серьезна сама по себе и требует серьезного отношения – на ней не развалишься. В целом год от года она меняется мало, но в этом году сразу несколько компаний-производителей провели с классикой смелые эксперименты. Интерпретируя стили прошлых веков, они ввели в них совершенно не характерные элементы, материалы и цвета. Компания Francesco Molon наравне с орехом и вишней активно применила макассар, зебрано и эбеновое дерево, а вместо белого каррарского мрамора – цветной мрамор и разноцветный оникс из Бразилии. Стенные панели-буазери у Francesco Molon были обтянуты крокодиловой, страусиной кожей или кожей ската. Компания Provasi также продемонстрировала невиданную гибкость, используя не только макассар и зебрано, но и бархат с лазерным рисунком, а также стенные панели с необычным ярко-синим покрытием. У Giorgio Collection инноваций меньше: всего лишь ручки из нержавеющей стали и покрытия из тисненой кожи игуаны. А вот у семейной флорентийской фирмы Savio Firmino перемены коснулись не отделок и материалов, а самих типов мебели: если раньше ее коньком были романтичные «девичьи» кровати из окрашенного в кремовый дерева с серебром и приглушенной позолотой, то теперь модельный ряд пополнился мебелью для домашнего кинотеатра. Этих примеров достаточно, чтобы заявить: «классика» тоже обновляется. И, кроме того, стремится потрафить вкусу своих постоянных клиентов, особенно российских, составляющих для многих «классических» компаний львиную долю потребителей. Ведь нас особенно легко поразить не тонкостью работы, а внешней эффектностью и очевидной редкостью материалов.

Именно для удобства российских покупателей через полгода после миланской выставки в Москве устраивается своя, но по тому же образу и подобию – iSaloni WorldWide Moscow в «Крокус Экспо». Очевидный смысл ее проведения состоит в том, чтобы показать достижения итальянской мебельной промышленности как можно большему числу профессионалов – дизайнеров и продавцов, а также конечному потребителю, который до Милана редко добирается. К тому же за лето все новинки как раз успевают пройти стадию внедрения в производство и приезжают к нам уже готовыми к тиражированию образцами.  

Выставка в Москве, конечно, камернее своей прародительницы, но когда в день открытия распахиваются двери выставочного комплекса, оживление на входе вполне сравнимо с миланской суетой. В нее вливаются и итальянские знаменитости, лекции которых составляют программу мастер-классов в «Крокус Экспо».  В этом году будут выступать дизайнер мебели Родольфо Дордони, Флавио Альбанезе, теоретик и философ дизайна, а также Роберто Перегалли со своим соавтором Лаурой Сартори Римини – мастера «классических» интерьеров. Так же, как и салон в Милане,  iSaloni WorldWide Moscow сопровождается «Салоном-сателлитом» (Salone Satellite) – выставкой молодых дизайнеров из стран СНГ и Балтии, три лучшие работы с которой едут потом в апреле в Милан. И хотя перенести на нашу почву хотя бы часть насыщенной миланской программы пока не удалось, вокруг iSaloniWorldWide Moscow постепенно группируется ряд важных мероприятий местного разлива. Это Московская неделя дизайна, Неделя дизайна «Сретенка», выставочно-лекционная программа в Дизайн-центре MOD на Баррикадной, а также с десяток коктейлей и презентаций, приуроченных мебельными компаниями к приезду в Москву их итальянских партнеров и клиентов из разных концов бывшего СССР. Ни мэр Москвы, ни российские министры этих мероприятий не посещают, разве что итальянский посол придет поддержать соотечественников. Но так даже лучше: все больше и больше людей в нашей стране начинают верить, что фраза «В Москве открылась итальянская мебельная выставка» - это не дутая новость, а настоящее событие.