09 Авг 2017 | ПУБЛИКАЦИИ

Ольга Косырева: «Дизайн — это не абстрактное понятие»

| ПУБЛИКАЦИИ
Ольга Косырева: «Дизайн — это не абстрактное понятие»

Ольга Косырева, основатель и руководитель «Дизайн-лектория Ольги Косыревой», эксперт в области современного дизайна, журналист, лектор и кандидат филологических наук, рассказывает об увлечении всей жизни.

«Идеальный интерьер» для Ольги Косыревой — это пространство без лишнего пафоса, в котором видны слои времени и есть как современные вещи, так и налёт ретро, а также обязательно — предметы искусства и живые растения. Как пример можно привести фрагменты мо

 

  

Опубликовано в Онлайн-журнале Westwing в июне 2017 г.

Westwing: Ольга, Вы по образованию редактор. В каком возрасте вы почувствовали любовь к текстам и писательскому искусству?

Редактирование книг или журналов — это аналитическая работа над чужими текстами. Редактор совсем не обязательно должен быть писателем.

А редактором я решила стать, потому что с детства люблю книги – люблю читать, а не писать. В детстве систематизировала большую родительскую библиотеку – у нас было около 3000 томов, в основном художественная литература, а также альбомы, мемуары, научно-популярные издания, энциклопедии. Я играла в библиотекаря: составляла каталог, переставляла книги в шкафах по алфавиту, по темам. Это был большой мир, благодаря которому у меня появился интерес к тому, что впоследствии стало моей первой профессией, хоть и не буквально.

W.W. Какими книгами вы зачитывались в юности? Был ли любимый литературный жанр?

Я, как любой ребенок, узнавала мир через книги. Любила приключенческие романы, Жюля Верна и Стивенсона, любила исторические авантюры у Дюма и Бальзака, детективы Агаты Кристи, Себастьяна Жапризо и Иоанны Хмелевской. Разумеется, читала советских авторов и многому у них училась: и честности, и порядочности, и воле. Это и «Два капитана» Каверина, и «Динка» Валентины Осеевой, и «Белеет парус одинокий» Катаева и многое другое. Вообще, мир детства для меня – это мир книжек, я книжный ребенок, и очень этому рада.

W.W. С чего началась ваша карьера?  Вы сразу сфокусировались на теме интерьерного дизайна и архитектуры?

После окончания института я пробовала себя в бизнес- и финансовых изданиях, но недолго. В принципе, все получалось, но не зажигало. А вот когда попала в архитектурный журнал, открылись новые горизонты. До этого интересовала культура в целом – театр, живопись, декоративно-прикладное искусство, но с момента, когда я начала работать в журнале «Архитектура и строительство России», архитектура, интерьеры и предметный дизайн интересуют меня больше всего.

W.W. Сейчас  вы признанный эксперт в области дизайна, журналист, редактор и дизайн-критик. Последнее направление  вы придумали сами. Что вы вкладываете в это понятие?

Я придумала только название, а не направление. Направление сложилось само. Его смысл – тот же, что вкладывается в понятие «художественная критика», «театральная критика», «архитектурная критика». Дизайн-критик –  это не тот, кто критикует. Это человек, который  изучает дизайн, рассматривает его пристально, видит с разных сторон, анализирует, прогнозирует, дает экспертную оценку.

W.W. Ольга, вы долгое время писали для российских и зарубежных изданий. В какой момент вам стало тесно в этих рамках и вы решили создать «Дизайн-лекторий»?

Я и до сих пор пишу для многих российских и некоторых зарубежных изданий – для Vogue, Forbes, InStyle, «Ведомостей» и др. Только теперь это не основное мое занятие, и я не работаю нигде в штате. С 2012 года главное, чем я занимаюсь – это лекции: подготовка, организация, поиск и сбор материала, выступления, поездки с лекциями по стране и в ближнее зарубежье. Помимо этого я  организую семинары и круглые столы, модерирование, публичные встречи с представителями западного дизайна.

Как так получилось? Работая в Vogue, AD/Architectural Digest, Interni, я действительно чувствовала, что мне тесно. Работы много, ответственность большая, но прямого диалога с читателем нет и рассказать ему то, что я знаю и хочу рассказать, невозможно — королевство маловато. Ведь когда ты встречаешься с дизайнерами на главных мировых выставках, узнаешь изнутри всю кухню дизайна, а поведать об этом тебе надо пятью строчками или одной страницей поверхностного репортажа – это действительно разочаровывает. Зато теперь у меня есть возможность делиться всем, что я знаю, со всеми, кого это интересует, и в большем объеме.

W.W. В чем принципиальное отличие живого формата общения на встречах? Какие основные преимущества для аудитории?

Самое лучшее и приятное – что можно смотреть людям в глаза, видеть их реакцию, удивление, их интерес. Без такой обратной связи все время гореть очень трудно. А аудитория, я это вижу, заряжается моим энтузиазмом, моей энергией, эмоциями. Многие говорят, что после моего рассказа чувствуют, будто сами побывали где-то на выставке дизайна и вдохновились, подпитались свежими впечатлениями и драйвом. Плюс, конечно, можно не только задать вопросы, но и поделиться своими впечатлениями и знаниями, познакомиться с коллегами и единомышленниками. А это уже немало.

W.W. На ваши лекции приходят как профи, так и просто люди, влюбленные в дизайн. Как вам удается правильно и понятно донести информацию до каждого из них?

А в дизайне очень мало терминологии. И даже заимствованных слов немного. Так что то, что я рассказываю, понятно без перевода. К тому же дизайн – это не что-то абстрактное. Это люди, которые его создают, это вещи, которые нас окружают, это дома и пространства, город и улицы, скамейки и фонари. Дизайн несет общечеловеческие ценности, а не является тайным знанием узкого круга посвященных. Странно, что этого не понимают люди, которые каждое мгновение своего будничного дня имеют дело с дизайном: от автомобиля и мобильного телефона, до чашки, тарелки и постельного белья.

W.W. Ольга, Вы постоянный гость всех знаменитых выставок дизайна. По сравнению с 2017, раньше было больше сенсаций и свежих идей?

Нет, отнюдь. Я не устаю поражаться, как можно создать что-то новое в мире, где, казалось бы, давно все изобретено – но это новое все время появляется. Даже когда берется что-то старое и возрождается,  все равно создаются новые вещи, интерпретируются в новом ключе, в духе нашего времени.  И технологии, конечно, влияют – а они развиваются скоростными темпами. Мир дизайна не каждый год, а каждый день приносит что-то новое.

W.W. Работая нон-стоп, путешествуя из города в город, как вам удается не перегореть? Как часто вы устраиваете перерывы в работе?

Я постоянно нахожусь в контакте с новыми людьми, вижу новые идеи, бываю в новых местах. Как можно перегореть, если все время в костер кидаются новые дрова?

Мне нравится то, чем я занимаюсь. Перерывов в работе у меня не бывает, потому что работа меня не напрягает и я не отделяю для себя жизнь и работу. Даже когда во время отдыха, я замечаю, как одеты люди, какие вещи вокруг, думаю о чем-то, планирую, записываю впечатления. Мне интересна жизнь!

W.W. Находясь дома после напряженной недели, для вас важно окружить себя спокойными цветами в интерьере? В какой обстановке вы чувствуете себя максимально уютно?

Я дома не только отдыхаю, я часто дома и работаю – не вижу смысла ходить в офис. Плюс для меня понятие отдыха – очень растяжимое. Я отдыхаю и когда кино смотрю, и когда посуду мою, и когда готовлю, например. Ведь отдых – это перемены, смена видов деятельности, это давно известно. И для всей этой деятельности мне совсем не нужны спокойные цвета! Тем более, что, когда говорят «спокойные», часто имеют в виду «нейтральные». Нет, мне нужны краски, они дают энергию, впечатления, они будят эмоции.

Конечно, комфорт важен – удобное эргономичное кресло, диван, куда можно забраться с ногами и вдвоем, хорошая кровать, вместительный шкаф, компактная и вместительная кухня. Но эти вещи – необходимый минимум, а для полноты жизни обстановку хочется одушевить. Добавить виды, воздух, солнце, добавить интересные сложные вещи, которые хочется трогать и разглядывать.

Плюс ко всему, простые качественные вещи, с которыми так прекрасно сосуществовать в гармонии, словно не замечая друг друга. Еще мне нужны растения, потому что они живые, и картины, потому что они будят воображение. Мир вокруг должен быть разным, цветным, богатым на впечатления и ощущения – а мир, в котором все закручено вокруг обыденного представления об «уюте», мне неинтересен.