Начавшийся в ЦПКО им. Горького фестиваль Design Act открывает осенний дизайнерский сезон.
Осень дизайна
Опубликовано в "Независимой газете" в сентябре 2011 г.
Текст: Ольга Косырева
В Европе сентябрь и октябрь традиционно являются месяцами повышенной дизайнерской активности. Москва тоже не остается в стороне: в столице на два осенних месяца приходится целых три дизайн-фестиваля, а также итальянская мебельная выставка iSaloni в «Крокус Экспо».
Сезон стартует пятым фестивалем Design Act (проходит с 8 по 11 сентября), который с этой осени работает на двух новых площадках: в Дизайн-центре MOD у метро «Баррикадная» открылась выставка знаковых предметов итальянского дизайна из коллекции миланского Музея дизайна «Триеннале», а в Парке Горького проходит сразу несколько выставок. На центральной площади парка развернуты стенды разных европейских дизайнеров, в основном не знаменитых, а молодых и авангардных. Отдельное место занимает экспозиция дизайн-объектов и инсталляций, сделанных с использованием светодиодов, под названием Liberation of Light: скворечник с солнечной панелью на крыше и сумка, от которой заряжается мобильник, стена из лампочек, реагирующих на движение тени, всепогодная люстра и прочие светящиеся чудеса. Все авторы этой выставки – выпускники Академии дизайна в Эйндховене (Голландия), лучшего учебного заведения для дизайнеров в мире по версии New York Times. Еще на нескольких площадках, включая посольство Финляндии, проходит дизайн-форум – специальная программа лекций, мастер-классов и прочих интерактивных мероприятий, которые не столько развлекают, сколько образовывают и обучают. Спикерами в них стали профессионалы из Финляндии, Дании, Латвии и Израиля, а речь идет о таких животрепещущих вопросах как «Легко ли быть дизайнером» и «Что такое фирменный русский стиль». Постоянная и важная часть Design Act – дизайн-маркет, где предметы дизайна можно не только посмотреть, но и купить. Японские, голландские, немецкие, скандинавские и – главное! – российские дизайнеры и дизайн-студии устроят в парке своеобразную барахолку с фарфоровыми безделушками и вязаными гетрами, оригинальными светильниками и чехлами для мобильников, которых нет ни у кого больше. Вечерами же предстоят показы новейших российских фильмов в кинотеатре под открытым небом: покажут драму «Охотник» Бакура Бакурадзе, комедию Константина Буслова «Бабло» и мелодраму Андрея Звягинцева «Елена».
В октябре в столице почти одновременно стартуют Московская неделя дизайна (с 11 по 16 октября) и Неделя дизайна «Сретенка» (с 8 по 16 октября). Первое мероприятие – бизнес-ориентированное, с глобальными задачами «совершенствования культурного, экономического и профессионального климата в нашей стране», с заявкой на статус события архиважного и международного. Второе организуется изначально в виде городского, отчасти уличного праздника, в соответствии с жанром – веселого и неформального, для всех и для каждого. У первой главная площадка – бывшие Провиантские склады возле метро «Парк культуры», также задействованы ГУМ, ЦУМ, Музей архитектуры на Воздвиженке, Центральный дом художника и «Красный октябрь». У второй основные действия разворачиваются прямо на улицах, в городском квартале между Сретенкой и Цветным бульваром, и в недавно открывшемся универмаге Tsvetnoy Central Market. Московская неделя дизайна по традиции гордится иностранными звездами, которых привозит в Москву: в этом году их имена держатся в секрете, но, судя по прошлогоднему десанту из Фабио Новембре, Ора-Ито, Хайме Айона, Мартина Бааса и Луиджи Колани, фанатам дизайна предстоят приятные новые знакомства. Атмосфера на «Сретенке» заведомо менее пафосная, а программа – более интеллектуальная и более интерактивная. Для родителей с детьми – игры, книжки, игрушки-самоделки и театральный спектакль, для гурманов – фуд-дизайн-шоу голландки Мэрайи Вогельзанг, для шопоголиков и русофилов – выставка-продажа сувениров, игрушек и мебели российских дизайнеров. Планируются также архитектурные сюрпризы малых форм, стрит-арт, граффити и прочее освоение городской среды и даже экскурсии по историческим местам района. А кульминацией недели станет, безусловно, дизайн-маркет с конкурсами, мастер-классами и прочими увеселениями для взрослых и детей. Он пройдет под открытым небом, на самом Цветном бульваре, и дизайн-объекты там можно будет посмотреть, потрогать, купить или даже сделать своими руками.