Владелец лондонских дизайн-галерей Дэвид Гилл уже 25 лет продает не очень практичную, очень дорогую мебель, и у него нет отбоя от покупателей
"Путь к счастью идет через дизайн-арт"
О доступности дизайна
Многие люди думают: искусство, дизайн — я не могу себе этого позволить. Это неправда. Каждый из нас покупает мебель. И те, кто делает это в Harrod`s, тоже тратят уйму денег. И им даже не приходит в голову заглянуть в галерею дизайна. Или они смотрят внутрь через витрины и ничего не понимают. Может быть, если бы они увидели эти же вещи в Harrod`s или Selfridges, они бы их купили. Они бы просто сказали: "О, какой милый столик, куплю-ка я его". Не задумавшись ни на секунду, что там скрывается за этим столиком: "О, какая прелесть, беру!" Это была бы просто мебель.
Я помню однажды еще в старом нашем помещении на Фулэм-роуд открылась дверь и красивая молодая женщина спросила: "Можно войти?" Я сказал: "Конечно, входите, в чем дело". "Я не собираюсь ничего покупать".— "Ну так что ж, какая проблема?" Она все обошла, посмотрела и потом говорит мне: "Вы знаете, я чувствовала себя очень несчастной. Я зашла в вашу галерею, потому что я посмотрела через витрину, и то, что я увидела, наполнило меня счастьем". У меня есть несколько знакомых девушек, которые ходят ко мне в галерею, потому что они обожают вещи, которые здесь видят. И они не покупательницы.
О разнице между покупателями дизайн-арта и обычными людьми
Причина, по которой люди покупают дизайн-арт, очень проста: приобретая подобные вещи, вы приобретаете их особый творческий дух. Покупая что-либо в универмагах и торговых центрах, вы покупаете даже не копии, вы покупаете интерпретацию того, что уже было сделано. Это как с высокой модой. Как только в моде появляется что-то новое, проходит немного времени — и вы видите представленные тренды в массовых универмагах. С мебелью то же самое: есть принципиально новое, а есть то, что сделано "по мотивам" этого нового — вот что люди чаще всего покупают. Разница — в подходе Говорите ли вы себе: "Я куплю эту вещь из магазина за ее цену, потому что я живу вот так". Или вы скажете: "Нет, мне нравится коллекционировать, я хочу почувствовать себя коллекционером, я немножко подкоплю и куплю эту вещь в галерее — а вдруг она однажды станет исторической?"
О стиле интерьера
Многие люди до сих пор живут в интерьерах, где доминируют идеи прошлого. Все это продиктовано воспоминаниями о чужом вкусе, желанием принадлежать к обществу, к которому потребители такой культуры не принадлежат: к аристократии, богеме начала прошлого века и т. д. Я тоже когда-то мечтал о картинах Пикассо, Матисса, а в университете, изучая историю искусств, специализировался на живописи эпохи барокко. Но при этом интересовался тем, что происходит сейчас, и сравнивал современные тенденции с историческими. В какой-то момент пришло понимание, что нет ничего более волнующего, чем открывать новое, искать современную живопись, которая вам нравится, смотреть в зеркало современности и жить совсем другой энергией.
Об истоках
Я начал свою карьеру в аукционном доме Christie`s, это был мой университет. Там мне довелось увидеть прекрасные произведения искусства со всего мира. Ты видишь картину Лучо Фонтаны, видишь вазу эпохи Мин, видишь русскую царскую корону — это возбуждает аппетит, который ты не можешь удовлетворить. Зато ты становишься очень осведомленным в том, где действительно лежат границы возможного. В этом истоки того, что из меня вышло.
О начале карьеры
Мне всегда нравились прекрасные вещи. Многие из них в те дни (1970-е годы) были недооценены, в том числе замечательная мебель ХХ века авторства Рульманна, Эйлин Грей, Джакометти. Она стала началом моей страсти и коллекционирования. Потом я стал советовать другим, стал даже, я так бы выразился, обучать других коллекционеров, помогать им понять мой вкус и ему следовать. Каждый, кто приходил ко мне домой, тут же хотел унести с собой какой-то из собранных лотов. Мне часто говорили: "О, я просто влюбился в эту вещь!" А я, я был очень привязан к своим коллекциям и не хотел ничего продавать. Только когда один мой друг сказал: "Дэвид, долго это будет продолжаться?", я наконец подумал: действительно, почему бы нет? Очень быстро оказалось, что я могу опустошать свою квартиру хоть каждый день. Мне приходилось покупать все больше и больше предметов. И тогда я открыл свой первый магазин на Фулэм-роуд. Это было в конце 1980-х. И знаете, почему я сделал это? Когда я постоянно находился в поиске прекрасных вещей, вещей XVII, XVIII веков, и найти их было очень-очень трудно, я постепенно дозревал до того, что уже пришло время создавать новые столь же прекрасные произведения. Вот почему я начал работать над собственными идеями.
О ценности знания
Для покупателей имена важны. Но. Как делаются имена? Великий сейчас Рон Арад начал работать в 1960-1970-е. В те годы вы должны были бы уж очень размечтаться, чтобы представить, где он теперь окажется. Люди не покупали те его бетонные штуки. Они смотрели и думали: господи, что это? Так что имя дизайнера — это не главный двигатель продаж. Когда люди приходят ко мне, они приходят не за какими-то определенными дизайнерами, а чтобы "купить Дэвида Гилла". Потому что они знают меня и мне доверяют. Моя история началась 25 лет назад с продажи мебели лучших мастеров: Эйлин Грей, Джакометти, потом Элизабет Гаруст и Матиа Бонетти, потом Дональда Джадда. Я знал эти неизвестные широкой публике имена, понимал их ценность. Вещи, которые я продавал в 1994 году за £8 тыс., теперь уходят с аукционов за £127 тыс. Даже я бываю иногда шокирован. То же самое происходит в аукционных домах Tajan, Sotheby`s New York, когда они продают за полмиллиона долларов вещь, которая только что стоила ровно на порядок дешевле. А ведь существуют тысячи и тысячи предметов дизайна, которые никуда не пойдут, ничего не достигнут. Чтобы оценить их потенциал, вы должны знать историю и думать о ней, когда коллекционируете. Или воспользоваться советом профессионала.
О коллекционировании
Вот что надо понимать: у вас не должно быть обязательно миллионов, чтобы коллекционировать. Я вчера выступал на каком-то телешоу и обратился к зрителям: приходите, не бойтесь, я дам вам хороший совет. Если у вас всего £5 тыс., приходите, я вам скажу, что хорошего вы можете купить за эти £5 тыс. Вы будете счастливы с этой вещью и потом вернетесь, чтобы купить что-то, что будет стоить уже £25 тыс. Вы просто откроете для себя этот путь. Путь к счастью.