15 Окт 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Ремесло в современном переложении

Опубликовано в приложении к газете «Коммерсант» | ПУБЛИКАЦИИ
Ремесло в современном переложении
"Стиль Интерьеры" 06.10.2014

Текст: Ольга Косырева                                   

Кристиан Лиэгр

Несмотря на то, что минимализм – это, несомненно, изобретение более строгого и рационального ума, нежели французский, Кристиан Лиэгр заслужено считается мастером минималистического шика. Начинавший как художник, он, кажется, оставил в прошлом все буйство красок, а в свою мебель и интерьеры принес лишь строгую игру света и тени и тонкое чувство пропорций и цвета. Его вещи не сложны по формам и не богаты отделкой, они многое теряют, если описывать их словами. Но только приобретают, если на них смотреть вблизи и трогать руками. Тогда их скрытое благородство становится очевидно. При всей своей минималистичной и подчеркнуто современной форме они сделаны с глубоким почтением к ремесленным традициям и технологиям. В них важна тактильность: они всегда ласкают глаз и приятны на ощупь. Дерево, бронза, медь, латунь имеют матовые поверхности, запатинированы, покрыты многослойным лаком и не блестят, как медный грош – и это намеренно.

В этой скромной роскоши уже много лет обедают гости знаменитого лондонского ресторана «Хакасан», останавливаются посетители парижского Montalambert и нью-йоркского Mercer, а также проживает свои дни целый ряд именитых заказчиков: арт-дилер и галерист Ларри Гагосян, Карл Лагерфельд, Валентино Гаравани, Марк Джейкобс, Кельвин Кляйн, медиамагнат Руперт Мердок, плавающий на яхте «от Лиэгра». И все эти и другие дома наполнены авторской мебелью и светильниками под маркой Maison Liaigre – с другими производителями мэтр не сотрудничает.

www.christian-liaigre.fr

 

Рашель и Бенуа Конверс

Небольшое ателье Ibride очень заметно на парижских выставках Maison&Objet: мимо их стендов и объектов невозможно пройти равнодушно. Там то парят готические черные птицы, которые на самом деле – небольшие полочки-стеллажи, куда можно засунуть разную мелочевку. То опирается на стену ярко-красный единорог, служащий книжным шкафом. То висят на стенах подносы с будто бы фамильными портретами, только в парадных одеждах и торжественных позах на них изображены козы и кошки. Придумано все это с юмором, местами даже остро и провокационно, и вещи цепляют, как объекты современного искусства. Что неудивительно: главные креативные силы компании – дизайнеры Рашель и Бенуа Конверс – в душе художники, и вдохновляются они во многом визуальными образами: графикой, живописью, фотографией, впечатлениями от путешествий, а также художественными идеями прошлого, проходящими по рангу истории искусства. При этом сами объекты – всегда не просто образы, но вещи «с приданым», они рассказывают истории, скрывают подтекст, обладают секретами и способны рождать сильный эмоциональный отклик. Сами дизайнеры живут, как они выражаются, «в деревне, среди болот и вдали от медийных огней», и это чувствуется: в их вещах все продумано, глубоко, тонко и с вниманием не к технологиям и сиюминутным веяниям моды, а к хорошим натуральным материалам, культурному и ремесленному бэкграунду и непосредственно человеку, пользователю.  

www.ibride.fr

 

Жан-Марк Гади

В оформлении бутиков, выставок, витрин с этим молодым французом охотно сотрудничают ведущие люксовые бренды, включая Dior, Guerlain, Chanel, diptyque, Christofle и др. У Louis Vuitton он несколько лет был арт-директором, оформлявшим витрины и эвенты. Однако по-настоящему его звезда взошла пару лет назад, когда старинная хрустальная мануфактура Baccarat пригласила его «освежить» дизайн своих люстр «Кринолин» столетней давности. Гади их слегка осовременил, оборудовал светодиодами и сорвал аплодисменты публики, а потом показал, на что он способен, в целой серии интересных работ в самых разных жанрах, которые объединяет одно: это одновременно достижения дизайнерской мысли и умелых человеческих рук.

«Мы живем во времена, когда люди задумываются о культуре потребления и меняют свое отношение к товарам массового производства, - говорит дизайнер. – Лично мне нравятся вещи, в которых соединены культура  ремесленного производства и современная технология, они просто прекрасны».

Не менее интересны его работы с точки зрения материала и формы. Он, например, спроектировал кресло «Объятие», нарисованное крупными, но очень точными «мазками», и параллельно –коллекцию броских геометричных предметов из очень разных сортов дерева, от ореха, каштана и груши до макассара и эбенового. И в каждый проект вложил частичку души: «Хороший дизайн – это дизайн, который вызывает в вас эмоции. Только это по-настоящему важно».

www.jeanmarcgady.com

 

Маурицио Галанте

Парижский кутюрье, член синдиката высокой моды, куда наравне с еще только десятью (!) членами входит и Maison Maurizio Galante, как никто понимает: «Важно производить не только вещи, но и счастье». И хотя он считает моду главным делом своей жизни, пришел он в нее, предварительно поучившись на архитектора, и последние лет десять отводит душу, проектируя авторские предметы на грани между промдизайном и чистым артом. К предметному дизайну Галанте подходит, как к кутюру и одежде в целом: использует те же приемы, что в шитье, только берет для них другие, менее эфемерные, материалы; всегда продумывает не только лицо, но и изнанку; заботится о том, чтобы дом, как и одежда, был приятным на ощупь; и делает ткани главными героями своих функциональных объектов. Для мебельной компании Baleri Italia он спроектировал диваны и пуфики-обманки, которые выглядят, как мраморные, а на самом деле мягкие, с обивкой, раскрашенной под мрамор. Для чешской стекольной мануфактуры Lasvit придумал Plissé – люстры и декоративный светящийся объект-ширму из похожих на плиссированные хрустальных пластинок. «Это мост, который я строю между ремесленным, единичным и индустриальным, - говорит Галанте. - Ведь каждое платье – это уникат, так же, как и любая конструкция из этого хрустального плиссе. Но при этом пластинки для люстры могут повторяться сотнями или тысячами». Собственно, это и есть секрет современного дизайна: вещи одновременно тиражные и уникальные.

www.maurizio-galante.com

 

Жан-Луи Денио

Молодой архитектор и декоратор прославился интерьерами, чей стиль и вкус смело можно называть неоклассикой, в самых разных ее проявлениях, с цитатами от ар деко Жана-Мишеля Франка и театральной эксцентричности Дороти Дрейпер до современной «кутюрной роскоши» Питера Марино. По классической традиции, мебель для своих проектов Денио преимущественно делает на заказ. Популярность его работ экстраординарна, так что, в общем, не приходится удивляться, что в один прекрасный день молодого гения стали осаждать мебельщики, предлагающие ему создать его персональные мебельные коллекции. Первым успел Марк Боннэ, хозяин марки Marc de Berny, для которой Денио нарисовал коллекцию Sparkx буквально в восемь-десять предметов. У нее очень необычные «звездно-лучистые» силуэты ножек и подстолий, а также в целом живое, игривое и солнечное настроение. Хотя на первый взгляд все предметы выглядят вполне консервативно, ни один из них не был возможен еще пару десятков лет назад. В ней «благородные» материалы вроде литой бронзы, вручную тканого шелка и полированного лака сведены с помощью современных технологий и материалов, таких как синтетические смолы, стекловолокно, литье в вакууме, цифровая резка и др.

Успех и слава молодого француза уже привлекли «монстров» мебельного мира из американской компании Baker – и теперь все его поклонники с замиранием сердца ждут грандиозного мирового дебюта, который намечен на осень 2015 года.

www.deniot.com