Ольга Косырева, эксперт в области дизайна, журналист и основатель собственного дизайн-лектория рассказывает о Миланском мебельном салоне и тенденциях, которые помогут каждому шагать в ногу со временем.
Salone del Mobile в Милане: 7 главных интерьерных тенденций
Натуральный мрамор
Мрамор долго был принадлежностью отнюдь не дизайнерского, а буржуазного и люксового интерьера. Пока не начали стремительно развиваться технологии, позволяющие вытачивать из него сверхтонкие и особенно сложные формы. С тех пор мрамор заполонил каталоги интерьерных дизайнерских брендов, но никак не надоедает. Из свежих примеров — мраморная банка для чая или чего вздумается, работа дизайнера Лоренцы Боццоли для Spazio Pontaccio.
Огромный несимметричный овал столешницы из «неправильного» камня с очень большими прожилками у Baxter. Лампы именитого дизайнера Ферручо Лавиани для Citco, компании, которую в мир большого дизайна вывела своими работами Заха Хадид. Но настоящий прорыв — это, конечно, обои из мрамора толщиной 0,8 мм — и да, они сворачиваются в рулон. Выпустила чудесное покрытие компания Budri, дизайн разработала Патриция Уркиола.
Вещи в стиле 1970-х
Был в ХХ веке культовый итальянский дизайнер Этторе Соттсасс, человек мудрый и веселый, до самой смерти носивший косичку и фотографировавшийся с вазой в форме фаллоса. В конце 1970-х он объединил вокруг себя группу молодых дизайнеров и назвал ее «Группой Мемфис», одновременно в честь древней столицы Египта и американского города, где жил Элвис Пресли. Группа вошла в историю своими смелыми сочетаниями форм, цветов и материалов, а также виртуозным смешением стилей. Ее идеи и стиль сейчас переживают новый взлет под названием «неомемфис».
Дизайн того времени был нелогичным и смешным, но веселым и ярким. «Новый Мемфис» — более расслабленный и не такой безфункциональный. Яркие краски, размер ХХL, пузыри выдувного стекла, фальшивый мрамор и цветные крашеные поверхности — вот вкратце приметы нового-старого стиля.
Природные цвета
Цветовую гамму последних двух-трех лет определяли легкие и нежные пастельные краски: цвета мятных леденцов и ванильного мороженого, розовый разных оттенков, сиреневый, фиалковый, нежный салатово-зеленый и безмятежный голубой. Их по-прежнему очень много в предметах интерьера, и они все еще не воспринимаются как устаревшие, но на смену им постепенно приходят глубокие насыщенные натуральные цвета, взятые у природы: синий морской, травянисто-зеленый, винно-красный, цвета самоцветов и земли, коррозированного железа и окислившейся бронзы.
Цветные металлы
Уже несколько лет как дизайнеры помешались на латуни: в интерьерах нет ничего более популярного, чем отделка этим благородным неярким металлом. Он повсеместно и надолго заменил надоевшее, крикливое и слишком блестящее золото. Стремясь уйти от стереотипов и расширить гамму приглушенно-золотистых металлов, некоторые мебельщики стали использовать и другие патинированные, окисленные и корродированные поверхности — той же латуни, бронзы, меди. Выглядит нестандартно, благородно, несет в себе одновременно и природную естественность, и привкус новизны, и ощущение «пожившести», то есть флер времени.
Акцент на зеркалах
Похоже, что потребители готовы немножко приукрасить свою жизнь за счет иллюзий, отражений, игр с пространством. Дизайнеры им с успехом отвечают, охотно выдавая маленькое за большое, простое за сложное, одну лампу за целую композицию, а одно дерево — за лес. Поэтому многие стенды на Salone del Mobile были целиком построены на этих эффектах множественных отражений.
А если серьезно, то у мебельных компаний действительно в арсенале было мало красивых и интересных зеркал, и все они одновременно решили эту ошибку исправить. Результат — огромные зеркала, до двух метров по одной стороне или в диаметре, а также композиции из небольших, но оригинальных, в разных рамах.
Рисунок в клеточку
Клетка никогда окончательно не выходит из моды, но вот в интерьере ее увидишь нечасто. В этом же сезоне ее предлагают и модные дома вроде Hermès, и модные мебельные компании, в частности Kartell и Moroso, признанные авангардисты в мире дизайна. Hermès выступает традиционно, его новая разноцветная и сложная клетка — это рисунок портьерной ткани по эскизу мексиканского художника Найджела Пика.
Moroso одела свой диван с воланами Volant словно в одеяло из пионерского лагеря, а лидер пластиковой мебели Kartell перенес рисунки костюмных тканей в полоску, клетку и гусиную лапку на поверхность столов, консолей и тумбочек. Пока таких клетчатых примеров мало, но вскоре за лидерами подтянутся все — так что с этим трендом пока можно опередить конкурентов.
Живые растения
Встретить в павильонах выставки-ярмарки Salone del Mobile лимонное деревце или даже маленькую рощу, всю обсыпанную лимонами, и раньше было нетрудно. Итальянцы всегда считали это лучшим украшением стенда. Но теперь зеленые стены, висячие сады, тропические леса и прудики с лилиями — обязательный пункт для каждого из них.
На стенде Dedon, например, свисавшие отовсюду кашпо с растениями многократно отражались в зеркальных стенах. У Giorgetti длинные контейнеры с травкой меланхолично двигались вверх-вниз внутри стеклянного аквариума, заставляя посетителей снимать видео, а не фото. На стенде кухонь Arclinea живых растений было не так много, но декорацией служили подсвеченные фотографии тосканских холмов, залитые солнечным светом — и одного этого было достаточно для любви с первого взгляда.