Сестрам Мадине и Марианне Гоговым прочат лавр новой Даши Жуковой. Галеристки рассказали Vogue о своей жизни в искусстве.
Сестры по разуму
Стать своим среди искусствоведов, музейщиков, художников, коллекционеров и прочих участников арт-рынка — задача не для слабаков. Стать своим быстро — тем более: едва ли есть еще более снобская и закрытая тусовка, чем художественная. Человек с улицы обязательно покажется там или профаном, или невеждой, или недостойным коммерсом, или просто непосвященным. Тем удивительнее, когда оболочку этого мира пробивают яркие, как кометы, новички, которым удается сделать что-то заметное и о которых с их первых шагов начинают говорить с интересом и энтузиазмом. В этом году московский арт-истеблишмент наблюдает за появлением такой сверхновой кометы, вернее даже двух — сестер Мадины и Марианы Гоговых, основателей и руководителей художественной галереи Artwin.
В названии галереи читается не только art и win, хотя девушки действительно амбициозны и настроены на победу. Если приглядеться, можно увидеть и слово twin. Гоговы — двадцатидевятилетние близнецы, получеркешенки, полуабазинки, похожие как две капли воды и до сих пор умудрявшиеся делить друг с другом и жизнь, и карьеру. Они, смеясь, вспоминают, как в детстве просили у родителей одинаковые игрушки и платья, а если двух одинаковых нет — лучше вообще не покупать. «Мы всю жизнь вместе: учились, работали, работаем, — говорят они в унисон. — Между нами конкуренции нет. Конкуренция — это для мальчиков. А мы относимся друг к другу как к дару свыше».
Сейчас у каждой появилась своя личная жизнь, ухажеры их даже ревнуют друг к другу. Но сами сестры этого не понимают: «Представляете, как круто себя чувствует парень, когда приходит куда-то не просто с двумя девушками, а с двумя одинаковыми», — смеется Мадина. А пока что даже гардероб, в котором платья Victoria Beckham соседствуют с джинсами и кедами Maison Martin Margiela с рисунками Герхарда Рихтера, у них общий. Они, похоже, вообще не имеют разногласий — за два часа интервью ни разу не разошлись ни в одном мнении.
Этот факт позволяет им действовать более эффективно, быть в двух важных местах одновременно. «Нам не явился ночью дух Пегги Гуггенхайм со словами: «Открывайте галерею». Просто сложился пазл. Мы поняли, что хотим заниматься тем, что любим, и можем именно в этом деле применить свои знания. И вообще, нам кажется, что российскому рынку современного искусства не помешает наша энергия».
В художественную жизнь они переметнулись из экономистов-международников с дипломами МГИМО, совсем немного поработав по специальности, учились на новом факультете искусств в МГУ. «Фундаментальное образование помогает, — говорят Гоговы. — Галерист в первую очередь это управленец. Знание языков, понимание мировых процессов важны, так как одна из наших задач — вывести российских художников на международную арену, показать современное русское искусство всему миру. Такой культурно-художественный патриотизм». Первые плоды уже есть — скоро российские работы поедут на выставку в передовой Музей современного искусства Италии.
Они родились в Ставрополе, выросли в Москве, мама — врач, папа, бизнесмен, окончил физфак МГУ. Типичные отличницы, начитанные и насмотренные, они давно дружат с Василием Церетели и лондонскими галеристами и кураторами, стали частью арт-тусовки до того, как занялись искусством профессионально.
За последние годы арт-рынок в России постепенно сворачивался. Старые авторитетные площадки либо закрылись, как галерея Марии Байбаковой, либо стали работать в усеченном формате, как «Айдан галерея». Виной тому кризис и, как считает куратор, экс-глава отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, увлечение галеристов первого поколения — Марата Гельмана, Елены Селиной и Айдан Салаховой, пару лет назад разом закрывших галереи, — провокационным искусством, которое популярно у зрителей, но не у сегодняшних российских покупателей.
«Они делали некоммерческие проекты, желая популяризовать современное искусство, — говорят Гоговы про своих предшественников. — И вырастили первое поколение коллекционеров в России. А мы хотим заинтересовать нынешнюю молодежь. В первую очередь это круг наших знакомых и друзей: успешных, образованных, открытых новым знаниям».
Их галерее три года, но прогремели они в начале этого. В феврале Artwin совместно с Московским музеем современного искусства сделали выставку о легенде московской богемы 1990-х Свете Виккерс, основательнице ночного клуба «Эрмитаж», наивно-экспрессионистской художнице. Этой весной уже на собственной площадке галереи, открывшейся на Тверском бульваре рядом с рестораном «Турандот», прошла выставка концептуалистки Оли Кройтор. А в середине июня стартует выставка Ольги Киселевой, которая не только творит, но и занимается наукой, сотрудничает с компаниями в Силиконовой долине и руководит Институтом науки и искусства в Сорбонне.
«У Гоговых широкий круг интересов, — говорит директор ГЦСИ Леонид Бажанов. — От аутсайдера Виккерс до модной Кройтор — такой диапазон обычно позволяют себе музеи и некоммерческие центры, а не галереи». И хотя сестры уверяют, что выбирают произведения сердцем: «Галерист для художника — и партнер, и мама одновременно, а усыновить не каждого хочется», в их работе видна системность, свойственная скорее экономистам, чем искусствоведам. Сестры выставляют художников молодых, не суперраскрученных, но заметных: у кого-то уже есть номинация на премию Кандинского, у кого-то — длиннющий список выставок. Российские художники часто делают акцент на политических подтекстах, потому что это проще понять широкой публике, а также проще продать. Подопечные Гоговых — другие, у них у всех свой художественный язык, понятный в любой стране. То есть если посмотреть на работы, например, Кройтор или Школьник, то вы никогда не догадаетесь, что это русский художник. При этом на выставках Гоговы не просто показывают то, что нравится, а приглашают куратора, то есть ставят профессиональный подход выше личного вкуса.
«Мы хотим, чтобы поход на выставку современного искусства стал такой же частью культурной жизни, как поход в театр или в Пушкинский, а то для многих современное искусство до сих пор непонятно и неприятно, — считают Гоговы. — Мы не единственные энтузиасты: ММОМА Василия Церетели, ММАМ Ольги Свибловой, «Гараж» — все они делают огромную работу. Но таких институций должны быть не единицы, а десятки! Можно сказать, мы бежим впереди паровоза».
Ольга Косырева