25 Сен 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Шаг вперед

| ПУБЛИКАЦИИ
Шаг вперед

В 1920-е годы преподаватели и студенты немецкой школы Баухауз выработали стиль, который определил облик городов и вещей всего ХХ века. Сейчас Баухауз – это скорее музей, но его образовательные программы все так же помогают строить будущее. Рассказывает руководитель проектов в Академии Баухауз в Дессау Катя Шимчак.

Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в сентябре 2014 г.

 

Текст: Ольга Косырева

 

─ Давайте начнем с самого главного: чему сейчас учат в Баухаузе?

─ У нас есть несколько современных программ обучения, одна – совместная с Университетом Анхальт и Берли́нским университе́том и́мени Гу́мбольдта. Это программа для тех, у кого уже есть законченное высшее образование и кто хочет получить степень Ph.D. (аналог кандидату наук в России) в области дизайна и архитектуры. Программа начнется впервые этой осенью и будет очень интересной, потому что наравне с Баухаузом в ней участвуют сразу два университета. 

Другая учебная программа – это программа самого Баухауза, которая раньше называлась Bauhaus Kolleg, а сейчас трансформировалась в Bauhaus Lab. Это тоже программа пост-высшего образования, куда мы приглашаем молодых профессионалов в дизайне, архитектуре, искусствоведении, культурологии, чтобы они совместно изучили один какой-то частный вопрос. В прошлом году это была ситуация с архитектурой в Испании после финансового кризиса, и у нас было восемь студентов из разных профессий (два художника, один историк искусства, один вэб-дизайнер, остальные были архитекторы), и все они пришли к нам не сразу после окончания обучения, а после нескольких лет работы, то есть с небольшим профессиональным опытом. Это важно – чтобы у них были свои представления и мнение. Им тут не дают ничего на блюдечке, скорее это такой командный, сетевой проект, в котором каждый должен представить свое видение проблемы, и вместе они ищут решение. Bauhaus Lab – это исследования, анализ примеров из практики и подготовка презентации. Программа рассчитана на три месяца, после которых каждый должен представить большую, тщательно подготовленную презентацию, и она будет полтора-два месяца вывешена на всеобщее обозрение в основном здании Баухауза.

─ Какая тема приготовлена на этот год?

─ Тему мы выбирали, исходя из наших планов на будущее. Мы в этом году открыли после реконструкции так называемые «Дома мастеров» - модернистские виллы, в которых жили в 1920-е годы руководители и ведущие преподаватели Баухаза. В 2015-м мы планируем сделать там большую современную выставку «Домохозяйство», посвященную современному домашнему менеджменту. В ее рамках пройдут воркшопы нескольких университетов, а разные художники и дизайнеры будут там творить в режиме реального времени. И вот в преддверии этой выставки мы выбрали темой для нашей «Лаборатории Баухауза» этого года тему хранения. В самом широком смысле – от домашнего буфета до цивилизационно значимых хранилищ-резервуаров с едой и семенами «для будущего». И эта тема отсылает нас к книжке Вальтера Гроппиуса (немецкий архитектор, первый директор Баухауза – прим. автора) 1927 года «Интернациональная архитектура», где он показывает элеваторы в США и сравнивает их с функциональной архитектурой  модернизма. В той же книге он публиковал и «Дома мастеров» как современные домохозяйства. И вот это сопоставление послужило отправной точкой для темы исследования этого года: мы хотим, чтобы наши «лаборанты» покопались поглубже в этой «интернациональной архитектуре», чтобы они изучили все, от американских зернохранилищ  и до современных принципов хранения и складирования вещей.

─ Все это очень глобальные и даже общественно-значимые темы. Но Баухауз же был знаменит тем, что в нем создавались очень практичные вещи для повседневной жизни. Как обстоят с этим дела?

─ У нас и сейчас есть программа для молодых дизайнеров, «Дизайнеры с проживанием». Вот она вполне практичная. Три победителя выбираются в рамках международного конкурса, и им дается возможность в течение трех месяцев пожить у нас здесь в Баухаузе и разработать свой проект. В этом году все трое сконцентрированы на современных способах ведения домашнего хозяйства и ищут неочевидные преимущества совместного использования вещей и имущества: один изучает с этой точки зрения кухню и кухонную утварь, другой – стены, третий изобретает игру, помогающую создать новые локальные сообщества. 

─ Я еще слышала про некие обучающие программы, которые поддерживает IKEA – расскажите о них тоже, пожалуйста.

─ Да, уже второй год подряд IKEA является нашим партнером в организации летних школ для студентов, причем не только для тех, кто изучает дизайн и архитектуру, но и для художников, урбанистов, социологов, культурологов. Это трехнедельные курсы, где все, кто приехал, принимают участие в групповых занятиях под руководством энергичных, талантливых, современно мыслящих профессионалов, приглашенных в качестве руководителей. В этом году общей темой также было совместное использование, и были очень интересные проекты.

Все эти программы очень современные и направлены исключительно на молодых, начинающих профессионалов и студентов. Мы и сами в них вкладываемся, и получаем от них очевидную отдачу на всех уровнях. Это очень воодушевляет. Этот взаимообмен информацией и есть главная цель наших образовательных программ.

─ Насколько большие группы у вас работают по каждой из программ?

─ Мы стараемся, чтобы они были как можно меньше – тогда получается работать интенсивнее, и каждый участник получает больше пользы. «Дизайнеров с проживанием» у нас было трое в этом году и три в прошлом, как я уже сказала. В пост-образовательных программах бывает по 6-8 человек. В летних школах группа порядка 35 участников.

─ Кто и как финансирует эти ваши программы, нужно ли их оплачивать участникам?

─ В разных случаях по-разному. У одного из наших аспирантов сейчас есть стипендия от немецкого фонда культуры, это часть государственной программы. Проект Bauhaus Lab финансируется нами за счет государственных средств – то есть он бесплатный для участников. Летние школы спонсируются IKEA, то есть там платить тоже ничего не надо. Для участия в ряде программ нужно внести вступительный взнос, но он небольшой и под силу даже студентам, порядка двухсот евро.

─ Участники ваших программ могут быть из любых стран?

─ Абсолютно. Сейчас один из «Дизайнеров с проживанием» у нас приехал из Адис-Абебы. В прошлой «Лаборатории» было два испанца, два человека из Турции, один из Канады, два немца и бельгиец. Все обучение ведется на английском, так что знание языка – это единственное требование. И мы очень хотим быть международной институцией, потому что свою цель мы видим в создании сети, платформы для взаимообмена идеями и исследованиями. Единственная потребность в немецком возникает, если участники той или иной программы решают остаться на подольше, если у них есть гранты или стипендии на подготовку диссертации – тогда им бы, конечно, лучше знать немецкий, чтобы работать в наших архивах.

─ И последнее. Как все эти программы и темы связаны с Баухаузом?

─ Баухауз разрабатывал дизайн для будущего, и сам Гропиус, когда публиковал свою «Интернациональную архитектуру», тоже смотрел вперед. То, что мы делаем сейчас, с одной стороны, связано с прошлым и историей Баухауза, с тем, как Баухауз повлиял на нашу современную жизнь, а с другой – старается предусмотреть и предугадать наше будущее, образ жизни, который мы будем вести через несколько лет. Хотя иногда наши темы и кажутся несколько оторванными от действительности.