С 9 по 18 сентября в столице Финляндии в 7-й раз прошла Хельсинкская неделя дизайна.
Скромность украшает
Опубликовано в "Независимой газете" в сентябре 2011 г.
Текст: Ольга Косырева
Финляндия – страна с маленьким населением (5,4 млн человек - примерно одна треть от московского), но с большим дизайном. Продуманной функциональностью и своеобразным лаконичным стилем там отличается буквально все, от здания железнодорожного вокзала до трамвайного вагона, от котелка над походным костром до садового туалета. При этом финский дизайн абсолютно не элитарен, его задача – войти в каждый дом и раскрасить серость будней, он демонстрирует подлинные высоты в простых утилитарных вещах экономкласса. Вторая его отличительная особенность – он всегда думает об экологии, причем в самых разных значениях этого слова. Как сказал немецкий дизайнер Константин Грчик, приглашенный в Хельсинки почетным гостем: «Хороший дизайн – априори экологичный дизайн». И неделя дизайна в очередной раз продемонстрировала, как разнолик и повсеместен может быть этот экологический порыв – от вторичного использования материалов и ответственного потребления до «моральной экологии», понимаемой как забота о малоимущих, социально ущемленных и т.д.
Главным «местом силы» Хельсинкской недели стало здание Старой Таможни, пустовавшее последние 40 лет. В его краснокирпичных сводчатых залах со старыми деревянными полами до сих пор не стерлись надписи «Здесь курить воспрещается» на дореформенном русском, с ерами и ятями – память о российско-имперском прошлом финской столицы. Под ними расположилась выставка To declare – «Заявлять». Ее куратор Кай Калин собрал не просто дизайнерские штучки или коммерческие пустяки, кричащие: «Купи меня!», а вещи, которые несут в себе некий не всегда очевидный, но ценный месседж. Например, ковер Silence норвежской студии Permafrost: белый и пушистый, как снег, даже с блестками, какие бывают у снега на солнце, и как будто оставленными на снегу следами оленя – метафора чистоты и иллюзия природы, впущенной в дом. Или Plumen британского дизайнера Самуэля Вилкинсона: энергосберегающая лампочка, чей причудливо изогнутый светящийся элемент настолько прекрасен, что достоин остаться без абажура – и это возвращает нас к временам первых электрических лампочек, воспринимавшихся как чудо и новая эстетика.
Другим важным местом сбора дизайн-ориентированной публики стала мебельная выставка Habitare с ее секцией Ahead! («Вперед!»), посвященной исключительно дизайну. Там лучшие финские компании: Iittala, Marimekko, Magisso и др. – собрали свои новинки. Студенты специализированных вузов продемонстрировали разработанные ими модели дачных туалетов – с зелеными террасами, умной электроникой и наружными стенами из черного стекла – то есть такого вида, что в них хочется поселиться. В рамках проекта EcoDesign Константин Грчик вручил призы за наиболее экологичные по всем параметрам идеи: стойки для складирования и хранения дров, бутылок, журналов и прочих нужных в хозяйстве вещей; стеллажи, похожие на стенные панели и занимающие минимум места; сумки для велосипедистов из отслужившей свое парусины. Другой проект – Trash, то есть «Мусор» – учил, как старые и ненужные вещи превратить в новые и нужные. Мягкие обивки из сношенных дубленок и лоскутные ковры из джинсов всех оттенков синего, электрический камин из старой громоздкой магнитолы, фоторамки из старых компьютерных мониторов , абажур из эмалированной миски и балконный парник из старой тумбочки – все они стали лучшей иллюстрацией к сентенции Марселя Пруста: «Нам не нужны новые пейзажи, нам нужны новые глаза».
В рамках финской недели дизайна прошли и десятки других мероприятий, от дизайн-маркета и запуска новой версии передвижного ресторана Hel Yes! до ночи «Печи-Кучи», когда десятки молодых дизайнеров презентовали свои идеи в лаконичном формате «20 слайдов по 20 секунд на каждый». Но особенной эту неделю сделало предвкушение грядущих широкомасштабных событий: Международный совет обществ индустриального дизайна (ICSID) объявил Хельсинки мировой столицей дизайна 2012 года, и финны уже сейчас начали активно готовиться. Они обещают сделать весь столичный метрополис полигоном для смелых идей и начнут с празднования дизайнерского Нового года на главной площади города, а продолжат открытыми конкурсами дизайна, выставками, конференциями, строительством дизайнерской безконфессиональной часовни и дизайнерской сауны на берегу моря и даже дизайнерскими программами в здравоохранении и социальных службах. Рекламный ролик, снятый для оповещения широкой общественности о планах оргкомитета World Design Capital Helsinki 2012, заканчивается словами мэтра финского дизайна Ээро Аарнио: «На самом деле Хельсинки всегда был столицей дизайна». И чтобы в этом убедиться, далеко ехать не надо – Хельсинки совсем рядом.
Powered by Froala Editor