27 Мар 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Сокровища королевских династий в Лондоне

| ПУБЛИКАЦИИ
Сокровища королевских династий в Лондоне

Колонка Ольги Косыревой. Руководитель собственного Дизайн-лектория, критик и историк дизайна — главный знаток этой темы в нашей стране. Постоянный автор Vogue, L'Officiel и InStyle.

Опубликовано на интернет-ресурсе Buro 24/7 в марте 2013 г.

Неделю назад в британском центре декоративно-прикладного искусства – лондонском Музее Виктории и Альберта – открылась выставка "Сокровища королевских дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари", посвященная дипломатическому и культурному обмену между Россией и Великобританией в XVI-XVII веках. Король-многоженец Генрих VIII и королева -"девственница" Елизавета I, обезглавленный Карл I и любвеобильный многодетный "веселый король" Карл II, Иван Грозный и Алексей Михайлович Тишайший – при их жизни устанавливались отношения между двумя странами, и раритеты их эпохи стали основой экспозиции.

Никак не пройти мимо нарядного портрета молодой Елизаветы, которую прочили в невесты Ивану Четвертому, будущему Грозному. Неподалеку лежит старый книжный том, первое издание произведений Шекспира, пьесу которого "Двенадцатая ночь" смотрел вместе с королевой первый русский посол в Лондоне Григорий Микулин. Вот редчайшие камеи, вот подлинные доспехи Генриха XVIII, вот рядами выстроены геральдические символы членов королевских семей.

Собрано 150 экспонатов из обеих стран, всего не перечислишь. Но каждая мелочь стоит того, чтобы рассмотреть ее поближе: флакон для духов и отделанную перламутром шкатулку, рожок для обуви 1600 года и самые первые вилки с английским клеймом, ночные колпаки и щипцы для снятия нагара со свечей. Эти вещи окружали монархов и придворных в повседневной жизни, и все они – тонкой ювелирной работы, да и по назначению своему зачастую были новшеством для своих владельцев и их современников. Они и сейчас смотрятся как чудеса – можно представить, как удивительны они были для приезжих из России в те века.

Русские бояре, посланные в Англию налаживать контакты и торговлю, везли туда соболиные меха, предметы роскоши и даже подарили Якову I двух розовых пеликанов, невиданных в Англии до той поры (потомки этих птиц до сих пор живут в парке Сент-Джеймского дворца), а возвращались с рассказами о тамошних церемониалах, порядках, увеселениях и непривычном искусстве. Английские послы приезжали в "дикую" Московию и привозили для русских "партнеров" картины, оружие, украшения, одежду, мебель, часы и, например, презентовали Борису Годунову роскошную коляску, сделанную по последней британской моде, а также клавесин – лично от королевы Елизаветы.

Также в качестве подарков в Москву переехали серебряные блюда, кубки, вазы, скульптуры для украшения стола – всего 20 предметов. Они и стали одной из главных редкостей, привезенных в Лондон из московского Кремля: в самой Великобритании столовое серебро той эпохи почти не уцелело. Изделия из серебра, каким бы искусным мастером они ни были сделаны, всегда устаревали, выходили из моды, а кроме того – служили сырьем для чеканки денег, когда иссякала королевская казна. Так что даже шедевры того периода в Англии и во Франции были переплавлены в ходе последующих войн и революций. В России же подарки сохранились: семья Романовых пользовалась старинной посудой по важным случаям, и в советское время музейщики сокровища уберегли. 

В дополнение к серебру, приехавшему из России, выставлены и несколько сохранившихся на родине вещей, в частности, блюдо 1665 года из самого Музея Виктории и Альберта, украшенное головой дельфина. Оно когда-то принадлежало королю Карлу I, и ему англичане оказали особое уважение. Поскольку кувшин, входивший в комплект, не сохранился, решено было заказать вместо него современный предмет в пару к блюду. Заказ сделали серебряных дел мастеру Мириам Ханид, которая получила особую известность пару лет назад: она участвовала в изготовлении трости, подаренной королеве Елизавете II на 85-летие.

В своей работе для выставки Ханид пыталась передать текучесть воды и бренность серебра – в форме ее украшения для стола Union угадываются хвосты и плавники рыб, а его поверхность напоминает рябь на воде. В этом – квинтэссенция британского отношения к декоративно-прикладному искусству и дизайну: как в XVII веке мастер изготовил для Карла II весьма авангардного вида предмет, который и спустя 300 лет не выглядел бы устаревшим, так и современная художница предложила вниманию публики вещь, далеко вышедшую за пределы привычного и ожидаемого. Скульптура стала экспонатом постоянной коллекции Музея под номером М-1.2013 и еще одним доказательством того, что эксцентричный и авангардный британский дизайн и британский образ мысли в том, что касается эстетики быта и бытия – по-прежнему на пару шагов впереди планеты.

В своей работе для выставки Ханид пыталась передать текучесть воды и бренность серебра – в форме ее украшения для стола Union угадываются хвосты и плавники рыб, а его поверхность напоминает рябь на воде. В этом – квинтэссенция британского отношения к декоративно-прикладному искусству и дизайну: как в XVII веке мастер изготовил для Карла II весьма авангардного вида предмет, который и спустя 300 лет не выглядел бы устаревшим, так и современная художница предложила вниманию публики вещь, далеко вышедшую за пределы привычного и ожидаемого. Скульптура стала экспонатом постоянной коллекции Музея под номером М-1.2013 и еще одним доказательством того, что эксцентричный и авангардный британский дизайн и британский образ мысли в том, что касается эстетики быта и бытия – по-прежнему на пару шагов впереди планеты.