20 Май 2010 | ПУБЛИКАЦИИ

Современное искусство частной жизни

Опубликовано в журнале Vogue в мае 2010 г. | ПУБЛИКАЦИИ
Современное искусство частной жизни

В прошлом художник театра и кино, в 2000-е он переключился на дизайн интерьеров, открыл с товарищами один за другим несколько баров-ресторанов (в числе которых нашумевший «Луч»), теперь делит свое время между галереей современного искусства Paperworks (в начале марта открылась на Винзаводе), продюсированием и съемками цикла документальных фильмов «Антология русского современного искусства», а также новым культурно-общепитовским проектом под названием «Арт-Академия», в карамельном цехе «Красного октября».

Лена Баканова,  его жена – искусствовед, окончившая школу кураторов при ЦСИ, в какой-то момент забросила современное искусство, стала работать фэшн-стилистом для Officiel и Vogue, а потом ее потянуло обратно, и теперь она вместе с мужем руководит галереей (хотя и смеется: «Галерея – это сомнительный бизнес, способ тратить, а не зарабатывать»), а также редактирует на пару с Анзором Канкуловым главный в России журнал о современном искусстве Black Square.

Они почти уже 12 лет вместе (хотя тут мнения разошлись – Лена говорила сначала об одиннадцати годах, Женя – впрочем, неуверенно – о десяти). Детские комнаты длинноногой 8-летней Евы и вихрастого 5-летнего Саши полны недетских картинок: у Саши – Антон Черняк и Павел Пепперштейн, у Евы – в рамке платок Фернана Леже и несколько старинных японских гравюр. «Полезно детям жить в среде современного искусства как своей привычной среде», - считает мама. И на вопрос: не слишком ли это странно для детей – делать уроки, сидя рядом с такими работами, Лена отвечает: «А мы и родители не совсем обычные. Мы занимаемся странными инсталляциями, размазыванием краски, прибиваем дощечки к стенам». В общем, живут Женя с Леной не как рядовые люди за стенкой от них.

Однако их квартира, если и напоминает музей, то отнюдь не атмосферой, а лишь концентрацией произведений искусства. Перечень внушительный: скульптуры Звездочетова, в гостиной полотна Тер-Оганяна, Кошлякова, Валеры Читака, в кухне скромно висит акрил Виноградова-Дубоссарского,  в спальне – работа американского художника и жениного друга Боба Кушнера. Список старых и современных фотографий можно и не начинать – не хватит строчек. При этом сама квартира – не какой-нибудь лофт, открытый всем ветрам, а анфилада старых комнат в старом, 1904-го года, доме, в старом московском районе. Почти не изменена планировка, даже большая часть старых перегородок не снесена. Восстановлена лепнина в стиле ар-нуво, отреставрирован паркет, остались высокие филенчатые двери. И самое необыкновенное – в гостиной стоит оставшийся от прежних хозяев рояль. «Люди, у которых мы купили квартиру, - рассказывает Лена, - перед продажей свинтили не только дверные ручки, но и шпингалеты. А рояль оставили. Подозреваю, что вынести его нельзя и что как внесли его в 1904-м году, так он тут и стоит. А мой приятель-француз сказал, что у них есть поверье: камин и рояль – они как домовые, живут в домах. Сказал, чтобы ни в коем случает от рояля не избавлялись».

Впрочем, на рояле играть некогда – Митта с Бакановой живут, по словам Жени, «как все современные люди». То есть вне дома. «Работаем как ненормальные, - откликается жена. - Дома бываем только ночью, приходим усталые, сразу спать ложимся. А хочется какую-то общественную жизнь дома активизировать, гостей чаще приглашать, ресурс квартиры использовать. Чтобы люди интересные приходили, разговоры разговаривали». Ведь современное искусство и современная жизнь неразделимы: одно вытекает из другого, становясь его частью. Другое дело, как это происходит. Оказывается, как всегда в начале века.

Женя: У СИ искусства есть склонность, свойство замыкаться в собственном мире, в своих проблемах. Оно изначально элитарно и отторгает возможность потребления рядовым человеком. Мы с Леной пытаемся как-то подружить его с миром, организовать взаимодействие художников с большим количеством людей, чем избранный круг ценителей и коллекционеров. От маек, чашек, зажигалки, сделанных как арт-объекты, до тиражной графики. Один из художников нашей галереи Валера Читак готовит сейчас выставку «Малевич так вышел в тираж», она и оформлена будет похоже на магазин. В нашем новом ресторанном проекте тоже будет не только большой бар, но зал с экспозицией, посвященной российскому современному искусству двух последних десятилетий, с фотодокументами, эскизами, плакатами, инсталляциями, артефактами, и магазин с книгами по искусству и с тиражными вещами, сделанными художниками, и выставочный зал со сменяемыми персональными проектами художников. Все это – возможности приобрести предмет современного искусства, в его повседневной «реинкарнации».

Лена говорит о том же самом по-другому, более просто и практично: «Журнал, который мы делаем, - это ядро и опора СИ, иначе я бы не согласилась им заниматься. И женины бары – это тоже площадки для СИ».

Женя: СИ – это и есть наша жизнь. Все, чем мы занимаемся, связано с СИ: кино, рестораны, выставки. Общепит как таковой мне неинтересен. По крайней мере, это центральная тема, которая организует нашу жизнь, вокруг которой организуется наша жизнь.

Что они вместе, неудивительно. У них много общего: дом, дети, ну и современное искусство, конечно – огромное, как небо, одно на двоих. Современное искусство частной жизни.

 

 

Powered by Froala Editor